Мир высокой моды не чужд женщинам-мусульманкам.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В Саратове прошел первый показ мусульманской моды. Моделями и зрительницами дефиле стали прихожанки местной Соборной мечети. Организовало показ Духовное управление мусульман Поволжья (ДУМП), руководство которого заявило о готовности и впредь поддерживать инициативы, направленные на популяризацию мусульманского костюма в регионе. По мнению правоверных, вопрос «что надеть?» и для женщин, и для мужчин не праздный – не зря ведь арабские шейхи в свое время стали одними из любимых клиентов европейских кутюрье.
Показ разрешили провести в женском молельном зале исламского комплекса. Одежду саратовским правоверным предоставили московские модельеры и турецкие производители. Продемонстрировать ее согласилось два десятка мусульманок, еще около сотни наблюдали за показом. Посторонних (включая мужчин и журналистов) на празднике не было. Скорее всего в дальнейшем вопрос присутствия прессы будет пересмотрен, а вот мужчин на показы точно не пустят никогда: любоваться чужими женщинами, даже присматривая платье собственной супруге, им запрещается.
Впрочем, на саму одежду мусульманам обоих полов смотреть не только можно, но и нужно. «Есть изречение: «Аллах любит красоту», – говорит имам ДУМП Мукаддас Бибарсов. При этом саратовский имам «очень условно» соглашается говорить о моде применительно к мусульманской одежде: «Слишком много негатива вокруг этого слова. Мода стала идолом, поклоняясь которому, люди теряют голову. В этом смысле показ, прошедший у нас, – это, наверное, «антимода».
Основополагающие принципы организации мусульманского костюма обозначены в Сунне Пророка. Это единственный закон, которым при формировании своего гардероба должны руководствоваться верующие. Одежда женщин-мусульманок должна прикрывать, в общем, все, кроме кистей рук и лица. Мужчинам следует скрывать от посторонних глаз часть тела, находящуюся ниже талии и выше колен. В выборе тканей верующие практически свободны. Женщины могут позволить себе все, кроме прозрачного. Мужчинам запрещен шелк. Рисунки возможны любые, кроме изображений людей и животных. Мужчинам запрещено носить золото, для женщин ни в металлах, ни в камнях ограничений нет.
Мукаддас Бибарсов отмечает, что этим правилам принципиально удовлетворяет одежда каждой из мировых религий и большинство национальных костюмов. 15–20 лет назад, по его словам, саратовские имамы повседневно носили национальную татарскую одежду (большинство саратовских мусульман – татары), но в век глобализации перешли на национальную арабскую – длинные белые рубашки и чалмы. «Такова общая ситуация в мусульманской умме. Это дань уважения к Пророку – он ведь в такой одежде ходил», – говорит Бибарсов. С другой стороны, взять национальную татарскую одежду теперь негде – в готовом виде ее не продают, а попытка заказать у портнихи пока не удалась. Арабский костюм можно купить не только в мусульманских странах, а также в Москве. «Прошу людей, которые едут туда, даю свои мерки – и все», – говорит имам.
В «свет» Мукаддас Бибарсов выходит в обычном официальном костюме, к которому, по его словам, никаких особенных требований ислам не предъявляет. Правда, и в нем саратовский имам выглядит несколько экстравагантно: к костюму он, как правило, надевает черную бархатную тюбетейку и рубашку без воротника. По его мнению, тюбетейки стоит носить всем мужчинам-мусульманам, чтобы поддержать верующих женщин, которым требуется очень много мужества, чтобы ходить по саратовским улицам в одежде, предписанной Пророком.
Еще недавно единственной женщиной в Саратове, носившей хиджаб, была супруга Мукаддаса Бибарсова. Теперь число мусульманок, отваживающихся открыто демонстрировать свою веру, заметно выросло. В Саратове уже появились портнихи, специализирующиеся на пошиве одежды для мусульманок. Одна из них, Елена, заметившая, что число ее клиентов растет, что «каждая пятая женщина в Саратове – мусульманка». Вместе с клиентками Елена постепенно постигала азы мусульманского кроя. По ее мнению, основные принципы этого кроя не всегда подходят россиянкам – скажем, длина спинки у жительниц средней полосы далеко не всегда превышает длину переда, а плечи у многих дам только с годами становятся покатыми.
«Самое главное правило для мусульман – они должны быть красивыми и при этом органичными. Не нужно слишком выделяться из толпы», – говорит пресс-секретарь ДУМП Ахмед Махметов. Пожалуй, лучше всего это удается дамам из чисто мусульманских стран. По словам Хадиджи Бибарсовой, в Кувейте и Саудовской Аравии, где даже дома твердо поделены на женскую и мужскую половины, дамы на своей половине не прячут волосы под хиджабами и носят одежду «от-кутюр». Но выходя на улицу, они закрываются от всего мира специальными глухими накидками.
Саратов