Соседство с объектами повышенной химической опасности не принесло обещанных льгот жителям поселка Горный.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Верховный суд РФ отложил до 6 февраля 2007 года заседание по иску Саратовской областной Думы к правительству РФ. Депутаты добиваются отмены правительственного постановления о продлении работы первого в стране завода по уничтожению химоружия (УХО) в поселке Горный в Краснопартизанском районе Саратовской области на том основании, что продолжение работ не было санкционировано региональным парламентом.
Как рассказал «НГ» юрист Валерий Крепица, представляющий саратовских парламентариев в Верховном суде, перерыв в судебном заседании был объявлен для того, чтобы федеральные чиновники отыскали документы, подтверждающие факт согласования продления сроков эксплуатации саратовского завода УХО (к этому их обязывает Федеральный закон «Об уничтожении химоружия»). На первом заседании защита федерального правительства представила суду лишь два листа, подписанных прежним губернатором региона Дмитрием Аяцковым. Ни в одном из документов речи о продлении сроков эксплуатации горненского завода не идет. Один из автографов экс-губернатора стоит на «Листе согласования уточненной федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химоружия в РФ» от 29 мая 2004 года, не содержащем какого-либо текста. Второй подписью в марте того же года Аяцков одобрил уничтожение в Горном реакционных масс (солей люизита), оставшихся после переработки химоружия (ХО) на аналогичном заводе в удмуртской Камбарке. Документов, которые бы свидетельствовали о том, что с главой региона согласовали продолжение работы завода УХО, который должен был закрыться еще в конце минувшего года, а также маршрут перевозки реакционных масс из Камбарки и их количество, представители правительства РФ, по словам Крепицы, в суд не принесли.
Впрочем, даже если к февралю будущего года федеральные чиновники найдут требуемые документы, саратовские депутаты не намерены отказываться от своего иска. «В уставе области говорится о том, что губернатор имеет право принимать решения только в пределах своей компетенции. Все, что выходит за пределы его компетенции, должно быть оформлено специальным законом, принятым депутатами», – объяснил «НГ» зампред Саратовской областной Думы Вячеслав Мальцев, представляющий на процессе парламент.
По мнению Мальцева, суд отложил рассмотрение иска саратовцев «по надуманным основаниям». Депутат считает, что депутатский корпус сможет победить в суде чиновников только в случае благоприятной политической конъюнктуры: «Наша победа может создать неприятный для властей прецедент: вслед за нами в тот же суд обратятся парламенты других регионов, с которыми этот вопрос также не согласовывался».
Дополнительным аргументом в пользу своей версии парламентарий считает тот факт, что суд выразил желание послушать свидетелей – Дмитрия Аяцкова и представителей нынешнего главы региона Павла Ипатова (на предмет наличия противоречий в разделении полномочий между областными правительством и Думой).
Дмитрий Аяцков уже сообщил «НГ», что не намерен участвовать в судебном процессе: «Регламентом не предусмотрено согласование таких вопросов с депутатами (в Законе «Об уничтожении химоружия» также не сказано, с каким именно органом региональной власти вопросы функционирования химобъектов должны согласовываться. – «НГ»). Я всегда руководствовался здравым смыслом и интересами области – гораздо опаснее хранить отравляющие вещества, чем уничтожать их».
По его мнению, завод не только позволил государству выполнить международную Конвенцию об уничтожении запасов ХО до 2012 года, но и принес большую пользу Саратовской области: «10 процентов средств от общей стоимости строительства были направлены на развитие инфраструктуры. Помимо новых рабочих мест в Краснопартизанском районе появилось два поселка для учителей и врачей, проведены водопровод, канализация, а также построен медцентр, которого там прежде не было».
Между тем поселок Горный, также соседствующий с заводом, в новое ЗАТО «Михайловское» не вошел. К тому же на работу на завод вначале принимали в основном иногородних специалистов. А сами горненцы на протяжении всего срока уничтожения ХО (с декабря 2002 года) не получили льгот, гарантированных им законом – как соседям опасного производства. Но это Аяцкова не смущает. «А им никто и не обещал!» – заявил он «НГ».
Саратов