В антифашистском марше в Санкт-Петербурге приняли участие несколько тысяч человек.
Фото Reuters
Национальные диаспоры города на Неве с тревогой ждут четверга. «Первое нападение, приуроченное к 20 апреля – дню рождения Гитлера, было совершено в питерском метро на армянина еще в 1995 году, – заявил на пресс-конференции на прошлой неделе в Санкт-Петербурге представитель организации «Африканское единство» Али Hассор. – С тех пор почти каждый год отмечается активизацией экстремистов в этих числах апреля».
Только в прошлом году обошлось без происшествий. Видимо, благодаря тому, что правоохранительные органы несли в эти дни службу в усиленном режиме: были созданы мобильные группы, в план объезда нарядом вневедомственной охраны и милицейских патрулей включили некоторые кладбища и памятники. Похоже, так будет и в этот раз. Правда, в способность правоохранительных органов предотвращать акции скинхедов верят не все.
«20 апреля мои дети не ходят в школу и не выходят на улицы, – утверждает представитель петербургских землячеств Северного Кавказа Софья Кодзова. – И так поступают многие члены нашего землячества». В своих опасениях, по ее словам, члены землячества «исходят из личного опыта и информации, которая распространяется в интернете». Речь идет о призывах «очистить город от нерусских».
Участники пресс-конференции озвучили обращение к губернатору Петербурга Валентине Матвиенко, в котором они потребовали встречи с главой города: «Мы хотим донести правду о надвигающейся на Петербург угрозе межнациональной войны». Правда, вряд ли Валентина Матвиенко не знает ситуации в городе, который иностранные студенты уже прозвали «кладбищем для иностранцев».
Недавнее убийство сенегальского студента Лампсаре Самба всколыхнуло весь город. Особенно активизировалась студенческая молодежь. Российские студенты вперемежку с иностранными вышли на улицы города. В руках участники марша держали портреты убитой весной прошлого года 9-летней Хуршеды Султоновой, погибшего от рук расистов ученого Николая Гиренко, студента-антифашиста Тимура Качаравы и других, павших от рук недочеловеков. Даже по самым скромным подсчетам, в марше протеста приняло участие от 3 до 4 тысяч человек, и, хотя шествие не было санкционировано, власти не решились на его разгон.
Активисты «Наших», присоединившиеся к митингу, быстро увели шествие с Невского проспекта к собору Спаса на Крови. Но после того, как короткий и потерявший былой пыл митинг у православного храма закончился, африканцы снова устремились на Невский проспект, уже без сопровождения «нашистов». Милиция перекрыла выходы на главную магистраль, чтобы избежать перекрытия Невского и беспорядков в центре города. Тем не менее от 50 до 100 темнокожих парней прорвались через Невский к Гостиному двору, где по давней традиции собираются представители всей политической палитры города. Здесь африканцы напали на двоих парней славянской внешности и жестоко избили их: демонстрантам показалось, что это были скинхеды. А уже ночью в одном из городских кафе иностранец-азиат проломил голову пивной кружкой подвыпившему русскому парню. Пострадавшего увезли в стационар, а его обидчик был задержан. Удивляться агрессии темнокожих ребят не приходится: действие рождает противодействие...
Что касается питерских властей, то они упорно открещиваются от термина «столица расизма», как несколько лет назад от обвинений в том, что «Питер – криминальная столица России». Наверное, в чем-то они правы. В Воронеже, если перевести подобные ЧП на число жителей, процент преступлений, совершенных на межнациональной почве, надо полагать, получится еще выше. А если учесть, что информация о выходках скинхедов и, главное, о том, как их успешно ловят и даже наказывают, поступает практически ежедневно чуть ли не из всех регионов, то, похоже, Питер не одинок. Кстати, буквально через два дня после гибели Саме прокуратура Петербурга заявила о раскрытии убийства студента из Конго Ролана Франза 9 сентября прошлого года. Группа подростков напала на него на проспекте Науки. Африканец от множественных ножевых ранений скончался. Четверо участников нападения арестованы, самому младшему из них 17 лет. Всем им предъявлено обвинение в убийстве на почве расовой вражды. Как сообщил «НГ» заместитель прокурора города Андрей Лавренко, дело уже передано в суд.
А в минувшую пятницу Вологодский городской суд вынес приговор главному редактору местной газеты «Наш регион» Анне Смирновой. За публикацию в издании материала о «карикатурной войне» она оштрафована на 100 тыс. руб. Большие деньги в провинции даже для главного редактора, кстати, уже наказанного, по сути – владелец издания от греха подальше просто его закрыл. Похоже, показательная порка во имя толерантности. Да и вообще, все, что творится на этом фронте сегодня, до неприличия напоминает кампанейщину времен КПСС. То есть партия, конечно, другая, а традиции все те же.
О борьбе с ксенофобией и расовой нетерпимостью сегодня не говорит только ленивый. Одна только Общественная палата на этот счет столько предложений разработала, что даже не верится, что их кто-то способен выполнить. Впрочем, националисты подобных рекомендаций не читают – пока Общественная палата в пятницу гневно осуждала тех, кто «кое-где у нас еще порой», в том же Питере жестоко избили афганца, а милиция под Волгоградом искала молодых людей, напавших на цыганский лагерь (двое убитых, несколько цыган тяжело ранены). Налетчиков нашли, но признали обычными хулиганами. Как всегда, никакой национальной розни. Это так же, как с убийством Хуршеды Султоновой. Осудили многих, но всех – за хулиганство. Стоит ли удивляться, что сразу же после оглашения приговора скины порезали еще одну девочку, которая чудом осталась жива. «Специфическая питерская история, – говорит директор информационно-аналитического центра «СОВА» Александр Верховский. – Процессы громкие, приговоры слабые, и реакция на приговоры – рост количества нападений».
Странно все это. В стране полная стабильность, количество антифашистов растет с ростом «наших» и «молодогвардейцев», государство вкачивает миллиарды на нацпроекты, касающиеся вроде бы и молодежи (ипотека, образование и т.д.), благосостояние населения, если верить правительству, растет сумасшедшими темпами, а на улицах все больше и больше озлобленных молодых людей, готовых резать и убивать людей с другим цветом кожи.
Кстати, в субботу был отпущен из СИЗО единственный подозреваемый в убийстве Лампсаре Самбы. Все улики против него оказались, как говорится, слишком косвенными. Похоже, и это убийство на национальной почве не будет раскрыто.
Санкт-Петербург