0
1328
Газета Интернет-версия

01.02.2005 00:00:00

Мобильный ритейл

Тэги: мобильники, бизнес, развитие


мобильники, бизнес, развитие Если в 2003 г. 78% денег салоны связи зарабатывали на продаже мобильников, то в нынешнем году эта доля упадет до 71%.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В 2004 году россияне купили порядка 25 млн. мобильных телефонов, причем с учетом серого рынка цифра возрастает до 26–27 миллионов. Сложности оценки связаны с отсутствием единой системы подсчета аппаратов – как у государственных структур, так и у аналитиков данные могут расходиться на несколько процентов. Но главное не это – меняется структура бизнеса, вместо множества телефонов на полках сети делают упор на развитие новых видов бизнеса.

Продажи сотовых телефонов – это не просто «деньги за трубки». Динамика показывает проникновение телекоммуникаций в современную жизнь россиян, их покупательную способность, «притягивает» рынки контента и сервис-услуг. Вместе с тем это формирует глобальный рынок мобильного ритейла, причем структура продаж в российской рознице стремительно меняется. Если, по данным Mobile Research Group, в 2003 году 78% денег салоны связи зарабатывали на продаже мобильных телефонов, то в 2004 году – уже 75%, а в нынешнем году эта доля упадет до 71%.

Дело в том, что зарабатывать на продаже бюджетных сотовиков уже очень сложно – сейчас торговая сеть не может получить на это больше 5–7% прибыли от цены модели. Большие деньги (наценка может составлять порядка 15% от цены) можно заработать на продаже новинок, но в связи со сложностями сертификации из-за административной реформы процесс доставки новых телефонов на российский рынок плавно затормозился. Проще торговать вниманием своих посетителей – именно поэтому в салонах связи начинают продавать полисы страхования для автотранспорта и все больше уделять внимание дополнительным видам бизнеса, типа приема платежей (в 2004 году комиссия за платежи составила 12% от всех доходов розничных сетей) и продаже контента для мобильных телефонов (в 2004 году этот показатель – 4%, а в 2005 году он должен подрасти в 2 раза – до 8%). Помимо развития услуг торговые сети развивают ассортимент за счет DECT-телефонов, портативной аудиотехники, а также цифровых камер.

С 2004 года началась консолидация розничных сетей по продаже цифровой техники – к концу года на долю национальных сетей («Евросеть», «Диксис», «Связной») приходилось всего около 20% рынка, но уже к 2006 году они будут контролировать более 55% рынка. Локальные сети на уровне регионов («Дивизион», «Цифроград» и т.д.) сейчас контролируют более 60% рынка, но к 2006-му потерпят «сокрушительное поражение» – их доля упадет почти в 2 раза до 33%. Эта тенденция связана с финансированием: у местных салонов недостаточно денег для развития сети в смежных регионах, а федеральные сети, за счет хорошей конъюнктуры рынка, смогут выйти на IPO, повысив тем самым свой кредитный рейтинг и получив «дешевые деньги» на развитие.

Независимые салоны связи будут тихо «умирать» – с 27% в 2004 г. их доля плавно снизится до 18%. Причина проста – их перекупят либо местные сети, либо «федералы» предложат вполне выгодные условия франчайзинга (уже сейчас «Диксис» активно развивает подобные предложения, имея почти 150 франчайзинговых салонов). Дополнительные преимущества развития розничных сетей – интерес покупателей приобретать сотовые телефоны не на рынках, электронных развалах или с рук, а именно в специализированных магазинах – по данным Mobile Research Group, на их долю в 2004 г. приходилось более 65% розничного рынка сбыта сотовых телефонов.

Интересно посмотреть и на объем официальных поставок телефонов в 2004 году – по 23% рынка занимают Samsung и Motorola, однако при равном количестве проданных телефонов, корейские производители делают деньги не за счет объема, а за счет средней цены своих мобильных телефонов (порядка 143 евро), в то время как Motorola насыщала рынок более дешевыми телефонами (средняя цена – 94 евро). Почетное второе место занимает финская Nokia с 17% доли рынка, «на пятки» ей наступает Siemens (15%), а вот SonyEricsson, со своими бесспорно хорошими моделями, занимает всего 7% рынка, в то время как ее потенциал составляет минимум в 3 раза больше. Однако неполная линейка предложений и сложности с политическим решением (по мнению аналитиков, руководство компании не принимает российский рынок как приоритетный) не позволяют пока продукции SonyEricsson занять достойное место в России.

Кстати, надо отметить, что объем рынка бюджетных решений (телефоны стоимостью до 100 долларов) постепенно снижается. Если в 2004 г. это было 55% рынка, то в нынешнем составит, по прогнозам, 51%, а в 2006-м – только 48%. Связано это с насыщением рынка мобильных решений, а также с тем, что как второй телефон на замену абоненты обычно покупают решение более дорогое, чем предыдущее.

Выводы достаточно очевидны. К 2006 году рынок по продаже мобильных телефонов достигнет своего пика, именно на этот год предполагается достичь максимальное проникновение сотовой связи. После этого, к 2008 году, возможно небольшое «проседание» рынка и его стабилизация – телефоны будут покупать в основном на замену. Тогда же торговые сети станут настоящими салонами с широким ассортиментом цифровой техники, салоны которых будут находиться в шаговой доступности от мест проживания потребителей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
792
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1469
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1308
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2462

Другие новости