0
15350
Газета Интернет-версия

26.10.2015 00:01:00

Москвичей обеспечат знаниями XXI века

Тэги: школа, модернизация, современное образование, олимпиады


школа, модернизация, современное образование, олимпиады Модернизация позволит системе образования Москвы давать современным школьникам нужные для успешной жизни в обществе знания. Фото РИА Новости

Словосочетание «московская школа» для большинства россиян – это что-то наподобие знака качества, за которым стоит труд десятков тысяч педагогов столицы, годами создававших этот бренд. Главное достоинство столичной системы образования – ее соответствие требованиям общества и государства, однако быть современным невозможно без постоянной трансформации. За последние пять лет силами команды мэра Сергея Собянина система образования Москвы была кардинально обновлена. Эксперты и педагоги немало спорили о том, каким образом и в каком темпе проводить модернизацию, однако передовые позиции, которые занимают столичные школы в рейтингах, и высокие места, на которых оказываются столичные школьники на олимпиадах, подтверждают, что модернизация была проведена в нужное время.

Москва – растущий и молодой мегаполис, в котором живет много детей. За последние пять лет услугами системы образования столицы стали пользоваться на 200 тыс. человек больше, чем в 2010 году. Тогда в детских садах, школах, колледжах было примерно 1,1 млн горожан, а сегодня дошкольное, общее и среднее профессиональное образование в городе получают около 1,3 млн детей. В сентябре 2015 года в школы мегаполиса пришло 99 тыс. первоклассников. Такая аудитория, к тому же растущая, заставляет педагогическое сообщество постоянно искать возможности для ее качественного обучения. К 2010 году уже стало понятно, что справляться с этой задачей и успевать за современными тенденциями городская система образования в прежнем виде уже не может. А потому требовалось решить сразу несколько задач. Например, необходимо было обновить материально-техническую базу школ, что позволило бы учителям использовать в работе современные технологии и внедрять инклюзивное обучение (подробнее об этом – в материале "Особенным детям открыли путь к знаниям").

Важно, что с приходом на пост мэра Сергея Собянина в системе образования Москвы стали вводить в строй объекты-новостройки. По данным мэрии, всего за 2010–2014 годы построено 185 зданий для дошкольников на более чем 28 тыс. мест, 49 зданий для школьников на более чем 26 тыс. мест и один колледж на 300 мест. В планах еще и 24 здания для дошкольников и школьников на более чем 10 тыс. мест в рамках инвестиционных контрактов. Более того, в 2014/15 учебном году впервые был проведен конкурс проектов развития государственных образовательных организаций, претендующих на включение в свой состав объектов-новостроек (школ и дошкольных учреждений), построенных в рамках адресной инвестиционной программы (АИП) Москвы. Образовательные учреждения подали 104 заявки на 128 объектов АИП и 85 заявок на 101 объект, строящийся за счет инвесторов. Из них только на 11 объектов-новостроек претендовали по две и более образовательные организации, что создало ситуацию конкурсного участия претендентов и реальной конкуренции между ними.

Но московские учреждения образования размещаются не только в новостройках, но и в зданиях с историей, которые нуждаются в заботе. Поэтому еще одним направлением модернизации стал ремонт – капитальный и текущий – образовательных учреждений, благоустройство их территорий, в том числе обустройство спортивных площадок и стадионов. За пять лет на подобные нужды потратили более 85 млрд руб. Всего в 2011–2014 годах было капитально отремонтировано 1,2 тыс. зданий, текущий ремонт проведен на 3 тыс. объектов. При этом только на обновление учебного оборудования начиная с 2010 года израсходовано более 15 млрд руб. Кроме того, в каждой московской школе были организованы современные посты охраны и установлено видеонаблюдение.

Также важно было материально обеспечить школы и педагогов, обеспечить им самостоятельность, что стимулировало бы их на развитие и хорошую работу. Модернизация обеспечила рост доходов сотрудников московской школы. Если в 2010 году средняя зарплата педагогических работников составляла 35,1 тыс. руб., то к первому полугодию 2015 года она достигла уровня в 63 тыс. Средняя зарплата учителя за этот же период увеличилась с 39,2 тыс. руб. до 71 тыс. И это при том, что на всех уровнях системы образования работает около 200 тыс. человек. «Еще несколько лет назад в московских школах наблюдался реальный кадровый голод, – отмечал глава Департамента образования Москвы Исаак Калина. – Сегодня в системе общего образования вакансий практически нет. К учительской профессии возрос интерес и у выпускников школ. В этом году конкурс в Московский городской педагогический университет составил более 12 человек на место. Сегодня в городе учитель воспринимается как представитель среднего класса».

Для того чтобы образовательный процесс в столице не отставал от современных тенденций, в образовательных организациях полностью обновили компьютерный парк. На сегодняшний день в школах Москвы дети и педагоги используют на уроках 160 тыс. компьютеров и ноутбуков, 28 тыс. мультимедийных проекторов, 17 тыс. интерактивных досок. Кроме того, активно развивается профильное образование (подробнее – в материале "Самосовершенствование от среды к субботе"). Например, увеличивается количество профилей, которые старшеклассники могут выбрать для углубленного изучения. Например, доля школ, реализующих более трех различных программ профильного обучения в 2010 году, составляла примерно 1%, а к 2015 году это количество увеличилось до 56%.

За несколько лет все московские школы были приведены в порядок.	Фото РИА Новости
За несколько лет все московские школы были приведены в порядок. Фото РИА Новости

Одним из важнейших процессов модернизации также стала консолидация учреждений образования. Несколько лет шел процесс интеграции маленьких и неэффективных образовательных учреждений с крупными, для того чтобы создать мощные учебные комплексы или центры образования, в которых дети могут получать знания, адекватные нынешней эпохе. У консолидации было немало противников, с которыми организаторы все это время вели дискуссии, стараясь убедить их в правильности выбранного городом вектора развития. Тем не менее система образования Москвы на сегодняшний день, с учетом интеграционных процессов, включает в себя 732 образовательные организации, использующиеся в 5300 зданиях.

Департамент образования постарался увеличить финансирование образовательных организаций, при этом усилив их финансово-хозяйственную самостоятельность. Введение нормативного подушевого финансирования образовательных организаций тоже стало одной из важнейших перемен в жизни педагогов. Прежде такой принцип использовался только для финансирования гимназий и школ повышенного уровня, получавших 123 тыс. руб. на старшеклассника в год. Повышение нормативов привело к увеличению бюджетов обычных средних школ в полтора-два раза. Теперь школы сами распоряжаются своими бюджетами, а принцип «деньги следуют за учеником» вынуждает их рационально подходить к использованию кадровых и финансовых ресурсов.

«Формирование современных крупных образовательных многопрофильных центров, призванных удовлетворять все образовательные потребности москвичей, создает принципиально новые организационно-управленческие инструменты и условия, в которых школа сегодня может уверенно планировать и претворять в жизнь самые смелые проекты. Такой школе с радостью идут навстречу крупные столичные вузы», – отметил председатель негосударственного партнерства содействия государственно-общественному управлению в образовании «Доверие. Партнерство. Право» Антон Молев.

Такие масштабные перемены были бы невозможны без соответствующей финансовой подпитки. По сравнению с 2010 годом бюджет московской системы образования увеличился почти на 90 млрд руб. Сегодня он составляет более 247,7 млрд руб. С учетом того, что в новом бюджете московское правительство опять сделает ставку на поддержание проектов развития и социальной сферы, без финансов школы не останутся. «Социальные обязательства перед москвичами будут выполнены в полном объеме с учетом дополнительных льгот, которые город установил по капитальному ремонту и другим направлениям. Социальные направления будут профинансированы в полном объеме: образование, здравоохранение, культура, спорт и другие», – специально отметил мэр Сергей Собянин.

Нужно отметить, что педагоги из других городов, оценивая произошедшие в Москве изменения, неизменно отмечают результаты столичных школьников на Всероссийской олимпиаде. В текущем году российская столица стала безусловным победителем олимпиады, собрав треть призовых мест, причем в число призеров олимпиады вошли 582 ученика из 181 одной московской школы. А на Всероссийской школьной олимпиаде минувшего года столица также показала впечатляющие результаты – каждое четвертое призовое место тогда заняли старшеклассники из Москвы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
720
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
949
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
779
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
630

Другие новости