И пожилые, и юные москвичи почуствуют на себе улучшение качества медицинского обслуживания в мегаполисе. Фото PhotoXPress.ru
Объективные показатели свидетельствуют: столичная медицина в последние годы добилась заметных успехов в обеспечении здоровья москвичей. Например, средняя продолжительность жизни в 2014 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 2,6 года и составила 76,7 года (в 2010 году она составляла 74,1 года). Прошлогодний показатель на 5,8 года больше, чем в среднем по России.
В столице с 2011 года наблюдается естественный прирост населения. В 2014 году этот показатель составил +1,7: превышение числа родившихся над числом умерших составило 20,2 тыс. человек (родилось 137,6 тыс. детей, умерло 117,4 тыс. человек). Между тем все нулевые в Москве наблюдалась естественная убыль населения.
Рождаемость по сравнению с 2010 годом, когда в столице появились на свет 122,9 тыс. детей, выросла на 11,9%. Число многодетных семей составляет более 90 тыс., в них воспитываются более 230 тыс. несовершеннолетних детей. В 2014 году, по сравнению с 2010 годом, на 11% сократился уровень смертности – с 10,9 до 9,7 случая на тысячу человек. В частности, почти на треть сократилась материнская и младенческая смертность.
Сокращаются и показатели смертности от отдельных социально значимых заболеваний. Так, количество смертей от туберкулеза в 2014 году составило 2,4 случая на 100 тыс. человек (в 2010 году – 5,6 случая), от болезней системы кровообращения – 529 случаев на 100 тыс. человек (в 2010 году – 647 случаев). Заметный прогресс достигнут в сфере лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Так, больничная летальность от инфаркта миокарда снизилась в три раза – с 30 до 10% от общего числа госпитализированных. Пятилетняя выживаемость после инфаркта увеличилась с 60 до 80% пациентов.
«Да Винчи» в помощь хирургу
Улучшению ключевых показателей в здравоохранении и демографии способствовало создание в столице современной медицинской инфраструктуры. Москва в этом плане сделала огромный шаг вперед. За пять лет капитальный ремонт был проведен в 1101 объекте здравоохранения. Появились в столице и новые учреждения: 12 поликлиник, 5 стационаров, 5 подстанций скорой помощи. В Инфекционной клинической больнице № 2 построены лабораторно-аптечный корпус и родильный дом. Объединение крупных стационаров с больницами малой мощности в многопрофильные медицинские учреждения позволило повысить доступность и качество специализированной медицинской помощи.
Медицинские организации стали оборудовать самыми современными, высокотехнологичными приборами – компьютерными и магнито-резонансными томографами, рентгено-диагностической и другой специальной техникой. На эти цели с 2010 года было вложено в общей сложности 52,7 млрд руб. В частности, в Москве уже сделано около 400 операций с использованием уникального аппарата – робота «Да Винчи», выполняющего манипуляции на пораженном органе пациента под управлением хирурга. Таких установок в столице четыре.
Как уже было сказано, поликлиники Москвы перешли на новый стандарт обслуживания пациентов. Его цели – сделать посещение врача более комфортным, снизить нагрузку на специалистов, не связанную непосредственно с оказанием медицинской помощи, и при этом повысить качество оказываемых услуг.
Изменилось даже внутреннее пространство поликлиник – оно стало более открытым и дружелюбным, например за счет отсутствия решеток на гардеробах и в регистратурах. Появились специальные сестринские посты, где можно оформить рецепт, получить справки и направления на анализы, провести некоторые процедуры, например измерить давление (кстати, вскоре это можно будет сделать самостоятельно при помощи электронных тонометров). Всем этим раньше занимались врачи, а новая система позволит, с одной стороны, разгрузить их едва ли не наполовину, с другой – уменьшить ожидание пациентом приема у специалиста. Традиционные регистратуры заменили инфоматы, возле которых пациентов консультируют сотрудники поликлиник – они помогут выбрать врача и записаться на прием.
Если раньше участковые врачи добирались на вызов к пациенту своим ходом, то теперь в поликлиниках создаются врачебные бригады, выезжающие на дом на служебном транспорте. Кстати, вызовы на дом принимаются в кол-центрах квалифицированными медицинскими сотрудниками, а не просто операторами. Эти специалисты могут оказать консультацию и записать пациента на прием в самой поликлинике, если вызов на дом на самом деле не требуется.
В поликлиниках существенно уменьшилось время ожидания в очередях. Так, среднее время приема к терапевту сократилось в 4 раза, к гинекологу – в 3 раза, к офтальмологу – в 4 раза, к отоларингологу – в 3,5 раза, к урологу – в 4,5 раза. Среднее время ожидания записи на компьютерную томографию в 2010 году было 60 дней, сейчас – 15 дней.
Кроме того, в поликлиниках заработала система обратной связи. После приема у врача на электронный адрес пациента приходит письмо с просьбой ответить на вопросы о том, насколько он остался доволен посещением медицинского учреждения.
Московские центры экстренного лечения инсультов и
инфарктов оснащены самым современным оборудованием. Фото с сайта www.mos.ru |
Приоритет – беременные и новорожденные
В 2011–2014 годах медицинские учреждения данного профиля были оборудованы новейшей техникой. Всего было поставлено 14,3 тыс. единиц оборудования, в том числе в акушерские стационары – 4,8 тыс. единиц. Среди закупленных приборов – реанимационные системы, инкубаторы для новорожденных, аппараты ультразвуковой диагностики, кювезы и многое другое. Потребность в новейшем оборудовании, позволяющем проводить высокоточную диагностику матери, плода, новорожденного, обеспечена на 100%.
Для выхаживания новорожденных, особенно с низкой и экстремально низкой массой тела, в отделениях патологии созданы дополнительно 450 коек, в отделениях реанимации – 210 коек. В пяти акушерских стационарах проведен капитальный ремонт, еще в трех его завершат в нынешнем году. Роддома, построенные с полвека назад, оснащаются по последнему слову техники и становятся комфортными медицинскими центрами. Они вместе с женскими консультациями и больницами входят в состав многопрофильных комплексов, где проводятся полная диагностика и лечение беременных и рожениц.
В прошлом году начато строительство нового лечебного корпуса Морозовской детской городской клинической больницы на 500 коек и перинатального центра на 450 коек на территории ГКБ № 67. Возведение новых объектов будет завершено соответственно в 2016 и 2017 годах.
Инфаркт загнали в сеть
Заметный прогресс в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями достигнут в результате создания в Москве сети сосудистых центров – так называемой инфарктной сети. В общей сложности в столице были сформированы 28 центров для экстренного лечения инсультов и инфарктов, оснащенных современным лечебно-диагностическим оборудованием. Каждый центр оборудован ангиографической установкой, которая позволяет делать экстренные операции на сердце.
Как считают специалисты, качество лечения в таких клиниках не уступает лучшим европейским стандартам. Они работают круглосуточно, готовы в любое время принять пациента и в самые быстрые сроки оказать ему необходимую помощь. Практически все пациенты с инфарктом сразу направляются в эти центры, что позволяет не терять драгоценное время на перевод больного, которому требуется скорейшее медицинское вмешательство, из одной больницы в другую.
Клиники расположены максимально равномерно по территории всей Москвы и находятся на постоянной связи с сотрудниками скорой помощи, которым предоставляется информация о наличии свободного ангиографа. Это позволяет существенно сократить время транспортировки и в кратчайшие сроки провести операцию по вскрытию сосуда сердца и установке стента: в столице на это уходит 40 минут, тогда как по мировым стандартам оптимальное время – один час.
Существенно усилилась и профилактика инфарктов: работу с населением врачи ставят на первое место, поскольку пациент зачастую не сразу после появления болей обращается к медикам, а это может иметь трагические последствия. «Среднее время от начала болей и до вызова скорой помощи – два часа, некоторые приезжают на второй день, на третий, когда мы уже мало чем можем помочь. Поэтому наша важнейшая задача это работа с больными, объяснение им симптомов инфаркта миокарда, что при этом надо вызывать скорую помощь. Работа с населением становится важнейшей частью работы инфарктной сети», – сказал главный внештатный специалист-кардиолог Департамента здравоохранения Москвы Елена Васильева.
Помощь стала ближе
Улучшение показателей демонстрирует и система скорой и неотложной помощи. Сейчас в нее входят 58 подстанций и 70 постов (пятью годами ранее функционировали 53 подстанции и 47 постов). Работают свыше тысячи бригад, из них более сотни – специализированных, 6 – экстренной консультативной помощи (кардиологические, неврологические, инфекционные), 65 педиатрических. Значительно сократилось время прибытия на место вызова: сейчас это 12,7 минуты, что на 4,8 минуты меньше по сравнению с 2010 годом. Среднее время подачи машины на место ДТП уменьшилось с 16 минут до 7,9 минуты.
Быстроте реагирования на вызов, а значит, и госпитализации пациента способствует оснащение колл-центров и бригад современными информационными системами. А вскоре расширится и вертолетный парк скорой помощи. Пока на вооружении медиков одна винтокрылая машина, которая используется для транспортировки пациентов с мест тяжелых ДТП и из Новой Москвы. Уже в этом году ожидается поступление двух новых вертолетов. На них будут госпитализироваться в том числе больные, перенесшие инфаркт и инсульт.
Улучшится и точность определения состояния пациентов. Для этого в конце года сотрудникам скорой раздадут компьютерные планшеты с доступом к медицинским картам обратившихся в неотложку жителей, в том числе их заболеваниям и прошлым вызовам бригад. При этом вся личная информация пациента будет надежно защищена.
В московской системе здравоохранения это лишь одна из инноваций. Так, в шести поликлиниках Восточного округа столицы проводится пилотный проект, цель которого – обеспечить постоянную связь специалистов-медиков с пациентами, имеющими хронические заболевания. Для этого используются Интернет и телефонная связь. Дело в том, что такие пациенты самые сложные и нуждаются в особом внимании, им необходимы частые консультации. Новый способ контакта с врачом позволит больным не терять время в ожидании своей очереди.
«Больным с множественными хроническими заболеваниями в этих медучреждениях помощь оказывается по особой программе. При этом врачи и пациенты находятся в прямом контакте по телефону и Интернету. Это дает дополнительную возможность не только в постоянном режиме осуществлять врачебный контроль за состоянием пациента, но и давать консультации и проводить корректировку лечения. А также позволяет найти в своем расписании удобное для пациента время приема в поликлинике в случае необходимости», – рассказал в интервью телеканалу «Москва 24» руководитель дирекции по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения Андрей Белостоцкий.