0
9715
Газета Печатная версия

31.05.2021 16:58:00

Зачем в Казани поминают шахидов

День памяти защитников мусульманского ханства пытаются очистить от русофобии

Тэги: казань, татарстан, камиль самигуллин, муфтий, иван грозный, шахиды, духовное управление мусульман


казань, татарстан, камиль самигуллин, муфтий, иван грозный, шахиды, духовное управление мусульман Мало кто учитывает, что мусульмане были также в войске Ивана Грозного. Кившенко А.Д. Покорение Казани – казанские старшины и воины перед Иваном IV. 1880. Центральный военно-морской музей, СПб

Хэтер коне, День памяти павших при защите Казани от войск русского царя Ивана Грозного, отметили 25 мая в Духовном управлении Республики Татарстан. Совет аксакалов ДУМ РТ заявил, что отныне это мероприятие станет ежегодным и будет проводиться в 13-й день мусульманского месяца шавваль.

Поминальную церемонию возглавил муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Он пояснил смысл происходившего: «У каждого народа есть свои шахиды. Для татар – это в первую очередь те, кто погиб при взятии Казани. Тем более что события 1552 года шли в дни священного месяца Рамазан. Наш долг – помнить их, изучать свою историю и прививать любовь к своему народу в подрастающем поколении». При этом муфтий оговорился, что «в истории татарского народа и после 1552 года было много героев-шахидов, положивших свои жизни ради религии, родины, нации, поэтому важно помнить и о них тоже», и предложил посвятить Хэтер коне «памяти всех героев и батыров татарской нации».

В Совете аксакалов также призвали «не допускать политических спекуляций на теме взятия Казани Иваном Грозным, которые чреваты межнациональными конфликтами». Напомнив, что «Казанское ханство было мусульманским государством, в котором процветала исламская культура, использовались арабская письменность и календарь Хиджры», татарские старейшины заверили: «Россия является родиной для многих коренных народов, которые плечом к плечу общими усилиями много раз отстаивали единую Отчизну, испокон веков развивались на территории нашей страны, формировали многоликий общероссийский менталитет и внесли вклад в развитие сильного социально-экономического пространства».

Акцент на аполитичность нынешней акции не случаен, уверен казанский исламовед Раис Сулейманов. «Это мероприятие ежегодно проводилось в республике с 1989 года, – напомнил он в разговоре с «НГР». – Изначально его организатором выступал Всетатарский общественный центр и акция проводилась в октябре, поскольку известно, что взятие Казани произошло 2 октября 1552 года по юлианскому, старому календарю, то есть 15 октября по григорианскому. В самом первом мероприятии принимал участие верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Это была довольно массовая акция, которая начиналась с митинга и шествия по центру Казани, а заканчивалась в Казанском кремле около башни Сююмбике коллективной молитвой». «Однако постепенно стараниями Всетатарского общественного центра Хэтер коне стал превращаться в политическое, антироссийское мероприятие с элементами русофобии и в итоге превратился в своеобразный смотр местных националистов», – пояснил эксперт. «Талгат Таджуддин очень быстро перестал принимать в нем участие, а татарское духовенство до первой половины нулевых участвовало в нем. Но у них было свое объяснение. Дело в том, что Духовное управление мусульман Татарстана, которое появилось в 1992 году, создавалось при активном участии татарских националистов. Вначале они обратились к Таджуддину с предложением перевести его муфтият из Уфы в Казань, а когда он отказался, инициировали создание независимого ДУМ РТ», – рассказал Сулейманов.

В 2020 году прокуратура Казани вовсе запретила проведение Хэтер коне. «Уже к началу 2010 года это мероприятие стало раздражать и местные власти, которые не хотели даже косвенно соучаствовать с радикалами, – продолжил Сулейманов. – К этому времени начал терять свое влияние и сам Всетатарский общественный центр, а его сотрудников все чаще стали привлекать по административным и даже уголовным делам. Например, в 2017 году отделение этой организации в городе Набережные Челны признали экстремистским. Сейчас прокуратура Татарстана подала иск в Верховный суд республики о признании самого Центра экстремистской организацией. Судебный процесс пока еще идет, но если иск будет удовлетворен, то Хэтер коне уже никто не сможет проводить. Скорее всего именно поэтому те, кто отвечает за внутреннюю политику в Татарстане, решили изменить формат мероприятия и поручили его проведение Духовному управлению мусульман с условием, что оно не превратится в политический шабаш, но станет чисто поминальной акцией. Ну и чтобы не привязывать Хэтер коне к конкретной дате христианского календаря, было решено проводить его по мусульманскому летоисчислению. Поскольку взятие Казани действительно произошло в 13-й день месяца шавваль, то и решили закрепить именно эту дату».

С одной стороны, продолжает Сулейманов, решение совершать религиозную церемонию от ДУМ РТ – это соблюдение некоторых паритетов: «Русская православная церковь и местная митрополия 4 ноября проводят аналогичное мероприятие, посвященное памяти павшим при взятии Казани русским воинам. Ритуальный обряд совершается в храме-памятнике в честь Нерукотворного Образа Спасителя, возведенном недалеко от кремля. Если проводится религиозная церемония в память о павших русских воинах, то логично, что необходимо проводить и религиозную церемонию почитания тех, кто погиб при защите Казани. С другой стороны, в националистических Telegram-каналах уже стали звучать предложения, чтобы вместе с официальным, но блуждающим Хэтер коне обязательно проводить мероприятия в октябре, как было раньше».

Нынешнее решение ДУМ РТ вызывает много вопросов, заметил в беседе с «НГР» профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев. «Известно, что при штурме и взятии Казани мусульмане воевали с обеих сторон. Если будут почитать всех мусульман – это один вектор. Если только защитников – то другой», – подчеркнул эксперт.

«Те мусульмане, которые участвовали в осаде Казани, остаются абсолютно незаслуженно забытыми, – согласен Раис Сулейманов. – Они входили в отряд Касимовского и одновременно Казанского хана Шах-Али. В руководстве Казанского ханства были те, кто ориентировался на Москву, и те, кто ориентировался на Крымское ханство, за которым стояла Османская империя. Шах-Али был ярким представителем промосковской «партии». Само взятие Казани началось с того, что часть элиты казанского ханства, ориентированная на Крымское ханство, свергла Шах-Али. Тогда Иван Грозный и принял решение поставить точку. Шах-Али, который считал себя законным казанским ханом, принимал участие во взятии Казани, и его отряд насчитывал порядка 5–7 тысяч человек. В глазах нынешних татарских националистов они до сих пор воспринимаются как предатели, но даже те, кто полагает, что взятие Казани было положительным моментом, никак не вспоминают и не поминают этих воинов».

«Если акция будет посвящена только мусульманам-защитникам, то с целью сохранения межрелигиозного мира было бы неплохо ввести и день памяти атаковавших Казань, с соответствующими как мусульманскими, так и православными молебнами», – предложил Силантьев.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кто может возглавить татарстанскую Фемиду

Кто может возглавить татарстанскую Фемиду

Виталий Барсуков

К кандидату на пост главы Верховного суда республики Азату Гильмутдинову возникли вопросы

0
6849
Первым делом – музыка, а самолеты – потом

Первым делом – музыка, а самолеты – потом

Марина Гайкович

В Казани выступил венгерский органист Даниэль Шомодьи-Тот

0
3674
Денис Мацуев вернулся ко Второму концерту Прокофьева

Денис Мацуев вернулся ко Второму концерту Прокофьева

Марина Гайкович

Пианист принял участие в гастрольном турне вместе с Госоркестром Татарстана

0
3086
Казанский митрополит: «Понимать мусульман – наша насущная потребность»

Казанский митрополит: «Понимать мусульман – наша насущная потребность»

Анастасия Коскелло

О перспективах восстановления духовной академии, об искусстве жить в исламском окружении и о том, существует ли «православный пантюркизм»

0
7027

Другие новости