Информационно-аналитический центр «Сова» на протяжении многих лет ведет мониторинг ситуации в сфере свободы совести. 4 марта будет представлен очередной ежегодный доклад на эту тему. Эксперты пришли к следующим выводам.
В 2019 году тенденция к ужесточению политики в отношении протестантов и новых религиозных движений (НРД), отмечаемая в докладах «Совы» и раньше, не только сохранилась, но и усилилась. Действия правоохранителей в отношении «Свидетелей Иеговы» (организация признана в РФ экстремистской) стали еще масштабнее и жестче. Уголовное преследование за продолжение деятельности экстремистской организации, а де-факто за продолжение коллективного исповедания своей религии, коснулось уже более 300 человек. 18 верующим были вынесены приговоры, половине из них в качестве наказания назначено реальное лишение свободы, в том числе трое получили по шесть лет колонии. Впервые с момента решения о запрете организаций «Свидетелей Иеговы» верующие в ходе расследования уголовных дел подверглись пыткам. Продолжались также многочисленные и грубые обыски и задержания, у общин продолжили изымать имущество.
События начала 2020 года позволяют предполагать, что смягчения государственной политики по отношению к «Свидетелям Иеговы» в ближайшее время не произойдет: уже вынесены новые приговоры верующим, в том числе с реальным сроком, а обвинение как минимум в двух рассматриваемых делах запросило для обвиняемых сроки свыше шести лет.
Продолжается использование антиэкстремистского законодательства и против других религиозных групп и течений, в первую очередь – мусульманских.
Масштаб преследования верующих с использованием «антимиссионерских» поправок из пакета «Яровой–Озерова» немного уменьшился. Основной мишенью «антимиссионерского» законодательства остаются протестантские церкви и НРД, однако эти поправки стали чаще, чем годом ранее, применяться к верующим «традиционных» религиозных организаций.
Протестанты и НРД не реже, а возможно, и чаще, чем год назад, сталкивались с проблемами при использовании имеющихся у них зданий – вплоть до запрета их использования и требования о сносе.
Массмедиа не отказались от диффамационных публикаций о религиозных меньшинствах, формирующих в обществе негативное отношение к верующим протестантских церквей и НРД. Таких материалов, пожалуй, не стало больше по сравнению с предыдущими годами, но то, что эти публикации почти никогда не влекут за собой критической реакции со стороны властей и общественных организаций, лишь подтверждает убежденность значительной доли населения, что восприятие их сограждан как опасных «сектантов» нормально.
Все эти проблемы вынудили протестантских лидеров публично признать факт систематического давления со стороны государства. В частности, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) епископ Сергей Ряховский на октябрьском заседании в президентском Совете по правам человека говорил: «У меня сейчас запах Советского Союза... Ощущение такое, что государство намекает: вам здесь не место».
Строительство новых храмов, прежде всего православных, все еще остается источником напряженности в обществе, но эта напряженность в целом не выросла по сравнению с 2018 годом. Большинство конфликтов, как и год назад, происходило в регионах, а причиной их, как и прежде, становились неудачный выбор участка для строительства, нарушения при проведении общественных слушаний или отказ от их проведения. Отмеченная нами год назад тенденция к поиску мирных способов разрешения таких конфликтов и к учету позиции местных жителей сохранилась: результатом протестов все чаще становится перенос строительства со спорного участка. А ситуация в Екатеринбурге, где конфликт вокруг возведения храма святой Екатерины в мае обострился до силового противостояния, вынудившего отреагировать даже президента Владимира Путина, дает надежду, что в ближайшем будущем эта тенденция сохранится: повторения екатеринбургской ситуации в других регионах явно не желают ни власти, ни остальные участники конфликтов.
Преследование за «оскорбление религиозных чувств», как уголовное, так и административное, оставалось не очень активным. Низкой оставалась активность и общественных защитников этих чувств. Их протесты удерживались в мирных формах, хотя отмечены единичные факты угроз в адрес «оскорбителей». В тех случаях, когда защитникам чувств верующих шли на уступки, эти уступки, как правило, не были безоговорочными: конфликты чаще разрешались путем компромисса.
Таким образом, хотя некоторые тенденции 2019 года обнадеживают, в целом ситуация со свободой совести вызывает тревогу, особенно в том, что касается положения религиозных меньшинств.
комментарии(0)