0
4386
Газета Печатная версия

18.02.2020 17:12:00

Папа Франциск побоялся нарушить целибат

Послание понтифика по итогам Амазонского cинода приветствовали традиционалисты и раскритиковали либералы

Тэги: папа франциск, амазонский синод, католическая церковь, целибат, женское священство, женатое духовенство, реформа, ватикан, документ, германия, амазония


папа франциск, амазонский синод, католическая церковь, целибат, женское священство, женатое духовенство, реформа, ватикан, документ, германия, амазония Папа Франциск приглашает миссионеров в дебри Амазонки. Фото Reuters

На официальном сайте Святого престола 12 февраля было опубликовано Послание папы Римского Франциска, посвященное итогам Амазонского синода, который прошел в Ватикане с 6 по 27 октября 2019 года. Документ, названный «Возлюбленная Амазония» (Querida Amazonia), еще задолго до своего выхода в свет стал предметом резкой критики понтифика со стороны католических традиционалистов. Дело в том, что в ходе трехнедельного епископского заседания на суд Франциска было выдвинуто несколько реформистских предложений. В частности – разрешить для амазонского региона рукополагать в священнический сан не только женатых мужчин, но и женщин.

Новое послание Бергольо сегодня называют больше «поэтическим», чем богословским произведением, даже несмотря на то что в тексте есть много отсылок к учениям предыдущих глав Ватикана – Бенедикта XVI, Иоанна Павла II, Павла VI и даже Павла III, а также к различным энцикликам, синодальным заключениям и решениям Второго Ватиканского собора. На чуть более чем 80 страницах документа Франциск изложил свои «великие мечты» о будущем Амазонии. Четыре раздела текста так и называются – «Социальная мечта», «Культурная мечта», «Экологическая мечта» и «Вечная, или церковная, мечта». Последней папа уделил 27 страниц. Вопреки ожиданиям многих, глава Католической церкви ни разу в тексте не упомянул термин viri probati – то есть возможность рукоположения в сан проверенных в вере женатых мужчин, вокруг чего и разгорелся спор. Отсутствие viri probati в документе консерваторы восприняли как отказ папы от реформ, а модернисты – как намек на то, что «дискуссия по этому вопросу завершена, но не закрыта».

Один из главных церковных оппонентов Франциска, немецкий кардинал Герхард Мюллер, до 2017 года возглавлявший Конгрегацию доктрины веры, а потом уволенный с важных куриальных постов и не приглашенный на октябрьский Синод, назвал нынешнее апостольское увещевание папы «документом примирения». «Преемник Петра, как универсальный пастырь паствы Христа и как высший моральный авторитет в мире, хочет завоевать всех католиков и христиан других конфессий, а также всех людей доброй воли для позитивного развития этого региона, чтобы наши собратья и христиане, живущие там, могли испытать возвышающую и объединяющую силу Евангелия. Мы должны работать вместе на местном и глобальном уровнях в знак солидарности во имя общего блага. Папа не хочет подпитывать существующие политические, этнические и внутрицерковные конфликты и конфликты интересов, а скорее преодолевает их», – написал он в блоге.

Размышляя о церковном будущем Амазонии, папа Франциск лишь призвал духовенство обратить особое внимание на регион и попросил «не только продвигать молитву о призваниях к священству, но и быть более щедрыми, направляя тех, у кого есть миссионерское призвание, дабы они выбрали Амазонию». Понтифик также предложил делегировать некоторые обязанности служения «зрелым и ответственным мирянам». «Необходимо выявить то, что является специфическим именно для рукоположенного священства, то, что нельзя делегировать нерукоположенным служителям или диаконам», и то, что могут «исполнять диаконы, монашествующие, зрелые и ответственные миряне, наделенные авторитетом, в том числе женщины». Женскому служению глава церкви также уделил немало внимания. Красиво описав «великую миссию» женщины в церкви и для церкви, папа Бергольо тем не менее пришел к выводу, что нет необходимости «предоставлять доступ к священству» католичкам.

Несмотря на примирительный тон, Querida Amazonia многих разозлила. В частности, почти все прелаты региона утверждали, что изменения были насущно необходимы, поскольку многие верующие Амазонии постоянно сталкиваются с «огромными трудностями» в получении причастия. Например, глава епархии Сан-Игнасио-де-Веласко в Боливии епископ Роберт Флок заявил, что «своим увещеванием папа лишь пнул пустую банку на дороге». «Он даже не упомянул рекомендацию о возможности рукоположения женатых в качестве священников, несмотря на то что раньше обещал рассмотреть эту возможность», – заметил прелат. Впрочем, анализируя ту ситуацию, в которой появился документ, критики пришли к выводу, что скорее всего папа Франциск просто пока не захотел обострять те проблемы, которые сейчас существуют внутри Ватикана. Дело в том, что в последнее время в кулуарах Святого престола все чаще говорят о «противостоянии» двух пап. Например, еще в середине января с.г. «почетный понтифик» Бенедикт XVI неожиданно и резко высказался против пересмотра практики целибата – обета безбрачия, который по традиции берут на себя католические священники. Его заявление вызвало скандал и даже отмену презентации книги «Из глубины наших сердец», которую, как ранее утверждалось, он написал в соавторстве с гвинейским кардиналом Робером Сара, главой ватиканской Конгрегации богослужения и дисциплины таинств. В частности, слова Бенедикта XVI о том, что «целибат необходим, чтобы наш путь к Богу мог оставаться основой нашей жизни», в католических кругах попытались противопоставить позиции нынешнего папы Римского. В итоге Бенедикт XVI заявил, что попросил снять свое авторство с подготовленной к печати книги.

Латиноамериканские прелаты надеются, что отказ папы Франциска от рукоположения женатых – мера временная. Бразильский кардинал Клаудио Хуммес, ярый сторонник рукоположения такого пути, уверил, что «этот вопрос обязательно должен быть разработан и завершен, поэтому Ватикан к нему еще вернется». А президент бразильской епископской конференции Вальмор Оливейра де Азеведо заявил, что понтифик поручил провести исследование, «чтобы обновить вопросы, касающиеся священства». По мнению же аргентинского архиепископа Виктора Мануэля Фернандеса, «наставление папы не представляет собой толкование заключительного документа Синода и не действует как ограничение его содержания». «Апостольское увещание является лишь дополнительным наброском окончательного документа, но не отменяет его», – отметил иерарх.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Германии покусились на зеленый поворот и пенсионную систему

В Германии покусились на зеленый поворот и пенсионную систему

Олег Никифоров

Свободные демократы требуют модернизировать курс правительства

0
1353
Китай и Европа – настороженный интерес

Китай и Европа – настороженный интерес

Александр Лукин

Позиция Пекина по Украине неприемлема для ЕС, но и не вполне совпадает с российской

0
1708
Папа Римский опять стал патриархом Запада

Папа Римский опять стал патриархом Запада

Милена Фаустова

Для чего Франциск восстановил исторический титул

0
5180
Подвиг священника

Подвиг священника

Михаил Стрелец

Как православные клирики стали праведниками народов мира

0
3241

Другие новости