Пролетая над РФ и КНР, папа Бергольо раскритиковал политическое устройство мира. Фото Reuters
Визит папы Римского Франциска в Таиланд и Японию, который прошел с 20 по 26 ноября, запомнился не столько официальными заявлениями, которые он сделал на земле, сколько словами, которые он произнес в воздухе. На борту самолета понтифик сообщил, что «обладание ядерным оружием безнравственно» и этот тезис необходимо внести в катехизис Католической церкви. Наместник Христа на земле также выступил за отказ от права вето в Совбезе ООН. «Не хочу никого обижать, но подумайте о Совбезе. Все согласны решить проблему, чтобы не допустить военного конфликта, все голосуют «за», одна страна с правом вето голосует «против», и все останавливается. Я не могу оценить, хорошо это или плохо, но я слышал, что ООН может сделать шаг вперед и отказаться от права вето членов Совбеза. Я не специалист в этом вопросе, я только слышал о таком предложении. Но было бы хорошо, если бы все были равны в правах», – приводит слова главы Ватикана агентство Reuters.
О ядерном оружии как «неизбежном зле» в 1982 году во время визита в США говорил Иоанн Павел II. О необходимости продвигать «прогрессивное и согласованное ядерное разоружение» во время своего понтификата заявлял и Бенедикт XVI. А в 2017-м сам Франциск инициировал проведение в Ватикане конференции по ядерному разоружению и присоединился к движению «глобального ядерного нуля» – программе уничтожения всех существующих ядерных арсеналов к 2030 году. Но в контексте нынешнего апостольского вояжа призывы понтифика выглядят прекраснодушными.Сегодня список ядерных держав мира насчитывает десять государств, среди которых Китай и Россия. Обе они обладают и правом вето в ООН. По совпадению, именно эти две страны пока недоступны папе для официальных визитов, и именно они для него – самые желанные к посещению. В этот раз папа сумел посмотреть на эти страны лишь из поднебесья. Над побережьем Китая он пролетел 23 ноября, направляясь из Бангкока в Токио и готовя антиядерную речь. А через Россию возвращался 26 ноября из Токио в Рим, скорее всего делая в российском воздушном пространстве заявления о праве вето. Известно также, что, находясь в небесах над Китаем и РФ, Франциск отправил практически идентичные телеграммы лидерам этих стран. «Я сердечно приветствую ваше превосходительство, пролетая в небе над (указывается страна) по пути из – в (указываются страны). Заверяю вас, что молюсь за вашу нацию и народ, желая благословенного мира и радости», – говорится в тексте обоих посланий.
Хотя в Ватикане утверждают, что подобные депеши – устойчивая папская традиция, однако стандартный текст выглядит проще: «Приветствую ваших граждан и молюсь за них, дай им Бог мира». Да и та настойчивость, с которой папа Франциск в последнее время говорит о своем желании приехать в Россию и Китай, делает эти обращения больше чем только «знаками вежливости». В этом смысле нынешний понтифик напоминает Иоанна Павла II, который хотел посетить Российскую Федерацию. За время своего понтификата Иоанн Павел II совершил более 250 визитов в 130 стран мира, и объездил почти все граничащие с Россией государства, но в РФ так и не попал.
У Франциска стимулов больше: 12 февраля 2016 года на Кубе он встретился с патриархом Московским и всея Руси Кириллом. «Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру», – гласила совместная декларация. Представителям Католической церкви такое заявление дало надежду, что отныне двери России для римских понтификов открыты. Однако в Московском патриархате полагают иначе. В июне с.г., за месяц до визита в Ватикан президента Владимира Путина, глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что приезд Франциска в Россию невозможен и по политическим причинам (из-за грекокатоликов в Украине), и потому, что «значительная часть епископата, духовенства и мирян» РПЦ выступает против поездки папы Франциска в Москву. Путин, посещая Ватикан 4 июля, так и не пригласил понтифика в гости (см. «НГ» от 05.07.19).
Но Франциск не отчаивается. Он пообещал помочь со строительством русского старообрядческого храма в Риме, неожиданно активно поддержал переговоры между Россией и Украиной по урегулированию ситуации в Донбассе. На борту все того же самолета из Японии в Италию он назвал их «позитивным шагом». Кстати, никто из журналистов о России в этот раз папу не спрашивал. Зато были неудобные вопросы о политической ситуации в Гонконге, о том, почему понтифик направил приветственную телеграмму главе этого административного района КНР Кэрри Лам и намеревается ли посетить Пекин. Ответы папы были более чем сдержанны. «Телеграммы отправляются всем главам государств, это автоматическое приветствие; и это также вежливый способ запросить разрешение на полет над их территорией. Это не означает ни осуждения, ни поддержки. Что касается Гонконга, подумайте о Чили, подумайте о Франции. Подумайте о Никарагуа, подумайте о других странах Латинской Америки, в которых есть такие же проблемы. Как Святой престол справляется с этим? Он призывает к диалогу, к миру. И да, я хотел бы поехать в Пекин, я люблю Китай», – приводит слова Бергольо Vatican News.Лаконичность ответов Франциска понятна. Отношения Святого престола с Китаем только-только начинают выстраиваться. Папа вынужден идти на уступки. Подписав в сентябре 2018 года так называемое Временное соглашение Ватикана и Китая, понтифик передал частичную власть над китайской Католической церковью Коммунистической партии Китая (КПК) и согласился предоставить партии значительные полномочия в решении кадровых вопросов (подробнее в «НГР» от 04.09.19). При этом Святой престол до сих пор напрямую поддерживает дипломатические отношения с Тайванем – де-факто отдельным государством, де-юре одной из провинций КНР, самостоятельность и независимость которой последняя не признает. В октябре 2018 года заместитель главы администрации Тайваня Чэнь Цзяньжэнь пригласил понтифика посетить остров, однако визита пока не последовало.
Обострение политической ситуации в Гонконге также не играет на руку Святому престолу. В протестном движении участвуют много гонконгских католиков, многие из которых ранее выражали недовольство подписанием папой Временного соглашения. Есть опасения, что это может значительно осложнить положение церкви в Китае. Папа боится делать решительные шаги, а потому предпочитает смещать акценты на другие страны и континенты. Вероятно, в надежде, что наконец-то получит ожидаемое приглашение в КНР. Видимо, поэтому понтифик также пока никак не реагирует на приходящие из Поднебесной вести о гонениях на верующих. Так, по сообщениям китайских правозащитников, после вступления в силу в феврале 2018 года нового закона о религиях школьникам запрещают посещать храмы, а на уроках учат, что вера в Бога ненормальна, и убеждают в необходимости противостоять религиозным родственникам. По сведениям организации China Aid, начиная с 2014 года число демонтированных в церквах крестов составило более 2 тыс.
В 2017 году Ватикан подписал международный договор о запрещении ядерного оружия. При этом и Россия, и Китай выступили против документа и его ратификации. Если Франциск будет продолжать настаивать на «аморальности обладания ядерным оружием» и внесет этот постулат в католический катехизис, то к традиционным причинам, по которым ему отказывают в посещении РФ и КНР, добавятся еще и дополнительные. Перед Франциском стоит непростой выбор: войти в историю как «папа ядерного нуля» или же как римский понтифик, открывший для Ватикана две сверхдержавы.
комментарии(0)