Если автономную церковь зарегистрируют, она сможет претендовать на имущество ЛПЦ, в том числе кафедральный собор Рождества Христова в Риге. Фото с сайта www.sobor.lv
Благочинный Латгальского и Курземского округов Латвийской православной автономной церкви архимандрит Филарет (Романов) написал в своем Facebook, что ЛПАЦ фактически находится на стадии регистрации. Эта юрисдикция подчиняется Константинопольскому (Вселенскому) патриархату и в настоящее время не имеет официального статуса в государстве в отличие от Латвийской православной церкви Московского патриархата (ЛПЦ). Спустя некоторое время Филарет удалил запись. Вместо нее он поставил русский перевод выступления в Сейме Латвии депутата-националиста от правящей коалиции Александра Кирштейнса. «Историк Генрик Стродс не нашел подписи российского патриарха на документе о том, что Латвийская православная церковь в 1940 году присоединилась к Московской патриархии. Почему? Потому что в то время в России не было патриархов, они были ликвидированы. Только в 1943 году Сталин назначил офицера НКВД Сергия (Страгородского) патриархом Русской православной церкви», – сказал депутат. Он напомнил, что в Риге, Тукумсе и Даугавпилсе есть 11 общин ЛПАЦ, возглавляемых архиепископом Виктором (Контузоровым): «Эти приходы посещают как потомки депортированных при Сталине латышей, так и верующие из Украины, Белоруссии, России, Польши. Не только православные, но и католики и протестанты. Не может быть так, чтобы мы признавали единственной законной церковью ту, которую нам навязали при Сталине, у которой нет томоса Вселенского патриарха, которая создает в Латвии хаос с празднованием Рождества». Кирштейнс отметил, что ЛПЦ празднует Рождество по «чуждому» латышам юлианскому календарю, в то время как в ЛПАЦ по григорианскому календарю – вместе с западными церквами и находящимися в подчинении у Константинополя православными юрисдикциями в Эстонии и Финляндии. «Мы сверху не можем надавить на верующих. Но мы должны признать: в Латвии законным путем никогда не ликвидировалась Латвийская православная церковь Константинопольского патриархата», – сказал депутат.
ЛПАЦ существует с 1994 года. В ее общинах кроме церковнославянского используют в богослужении латышский язык и поминают Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея. Закон о религиозных организациях предписывает, что в Латвии одна православная, католическая или протестантская церковь может быть представлена только одной организацией. В Латвии для религиозных организаций установлен ценз оседлости: те сообщества, которые существовали в Латвии до утраты ею независимости в 1940 году, обладают правом первенства перед зарегистрированными после 1991 года. ЛПЦ как юридическое лицо существует в Латвии с 1921 года. В юридическом обороте Латвии наименование ЛПАЦ известно с 1996 года – когда Минюст Латвии отказал «константинопольским» православным в регистрации на основании того, что в Латвии уже есть ЛПЦ. В 2017 году ЛПАЦ подала иск против органов юстиции в Верховный суд Латвии. В этом иске «автономные» апеллировали к принципу правопреемственности. Представители ЛПАЦ в иске напоминали: в 1936 году ЛПЦ перешла в подчинение к Константинополю. Глава православной общины Латвии Августин (Петерсон) был хиротонисан в митрополиты экзархом Константинопольского патриарха Германом Стренопулосом, а Вселенский патриарх Вениамин даровал митрополии томос, официально не отозванный и после того, как митрополия в 1940 году вошла в Московский патриархат. После окончания Второй мировой войны, напомнили также «автономисты», в Западной Европе существовала латвийская церковь в изгнании, духовно окормляемая Августином (Петерсоном) до его кончины в 1955 году. Таким образом, резюмировали истцы, нынешняя ЛПАЦ – правопреемница довоенной митрополии, следовательно, и единственная латвийская православная община, существующая в стране с первых лет ее независимости.
«Автономистам» в тяжбе с Минюстом в 2017 году оказала поддержку латышская интеллигенция. Однако ЛПАЦ тяжбу проиграла – на основании того, что существование в стране двух параллельных христианских церквей запрещено законом. Решение вопроса было перенесено в Конституционный суд без указания сроков.
И вот теперь решение о регистрации ЛПАЦ как юрисдикции Константинополя якобы принято Конституционным судом Латвии, по словам латвийского журналиста и политолога Леонида Якобсона. «Это решение прецедентное и касается всех религиозных общин страны», – подчеркнул он в разговоре с «НГР». Якобсон напомнил, что религиозный закон, на основании которого ранее не регистрировали ЛПАЦ, прописывает презумпцию свободы религиозных убеждений в Латвии, вследствие чего указанный в законе принцип «одна конфессия – одна церковь» противоречит законодательному пункту о свободе религиозной совести и Конституции Латвии. «Статья 91 Основного закона утверждает, что права человека в стране реализуются без какой-либо дискриминации. А в статье 99 говорится, что каждый гражданин имеет право на свободу мысли, совести и религии», – отметил Якобсон.
Архиепископ Виктор (Контузоров) ждет госрегистрации Латвийской православной автономной церкви в скором времени. Фото со страницы Виктора (Контузорова) в «ВКонтакте» |
Митрофанов напомнил, что в 2018 году Конституционный суд ввел другую норму. «Та новая церковь, которая докажет в суде свое происхождение от периода до «советской оккупации», может требовать через суд имущество церквей «старых», – пояснил евродепутат. – В течение трех десятилетий существовал баланс интересов в отношениях между латышской политической элитой и ЛПЦ. В обмен на лояльность, на отказ от поддержки русских партий Латвии и интересов русского населения власти Латвии сохраняли принцип «одна конфессия – одна церковь». Для ЛПЦ этот принцип был важен в том числе из‑за опасений, что появление параллельных юрисдикций поставит под угрозу владение недвижимостью. Это не только храмы, но и служебные постройки, земля в престижных районах городов Латвии. Собственность вернулась церкви в ходе процесса реституции в начале 1990‑х. Нюанс в том, что накануне национализации в 1940‑х годах ЛПЦ перешла в каноническое подчинение Константинопольскому патриархату, а начиная с советского времени и по сей день представляет собой самоуправляемую церковь в составе Московского патриархата. Полная лояльность уже не защищает ЛПЦ от политического вмешательства. То есть в случае появления в Латвии параллельной православной юрисдикции, находящейся в подчинении Константинополю, вставал логичный вопрос о перераспределении недвижимости». «Возможно, отдельные комбинаторы от политики уже просчитывают личные материальные приобретения в случае передела недвижимости между ЛПЦ и новыми православными церквами», – предположил депутат Европарламента.
Возможная легализация ЛПАЦ – следование международным правовым прецедентам по защите свободы совести, сказал «НГР» депутат Сейма Латвии Борис Цилевич. «В Латвии нет оснований кому‑то запрещать создавать свою церковь, – уточнил народный избранник. – Единственное исключение из законодательной практики страны – Римско‑католическая церковь: у Латвии конкордат с Ватиканом. Проблема возникает с делегированными функциями. Согласно латвийскому законодательному регулированию, в стране есть несколько традиционных конфессий, которым государство делегирует определенные права. Например, признает браки внутри этой общины. Принцип «одна конфессия – одна церковь» не применяется к латвийским старообрядцам, так как у них нет единого управляющего центра».
«Определенные люди и силы пытаются подтолкнуть православную общину Латвии к переходу под омофор Константинополя. Были попытки законодательно это отобразить. В итоге же возобладала интерпретация свободы совести, подразумевающая принцип невмешательства латвийского государства в канонические вопросы. А трения ЛПЦ и ЛПАЦ – вопрос чисто канонический. Юридическая составляющая вопроса очень сложная. Но не государство должно разбираться, в подчинении у какого патриархата находится та или иная церковь, кто является «настоящим» православным», – подчеркнул Цилевич.
комментарии(0)