0
8098
Газета Печатная версия

16.07.2019 20:13:00

Русский экзархат больше не хочет и не может медлить

Архиепископия в Западной Европе стремительно теряет свои приходы

Тэги: рпц, рпцз, патриарх варфоломей, патриарх кирилл, европа, приходы, православие, томос


12-1-1.jpg
Архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето)
видит будущее вверенных ему приходов только
под омофором РПЦ. Фото со страницы
Архиепископии русских православных церквей
в Западной Европе в Facebook
Глава бывшего Западноевропейского экзархата архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето) 5 июля с.г. разослал подчиненным ему приходам русской традиции письмо‑уведомление, что очередная Генеральная ассамблея духовенства и мирян архиепископии состоится в начале сентября. Планируется, что именно на этом заседании окончательно решится их судьба. «Сегодня речь идет не более и не менее как о выживании нашей архиепископии. Медлить нельзя, и вы это знаете. Верный принятому мной обязательству собрать вас снова, я созываю 7 сентября 2019 года новое чрезвычайное общее собрание на основе 34-й статьи устава архиепископии. Таким образом, мы проголосуем за наше будущее и, если это приведет к изменению канонической принадлежности, немедленно назначим время, чтобы соответствующее изменение устава было принято в ближайшие месяцы на новом чрезвычайном собрании», – говорится, в частности, в документе.

Напомним, что 27 ноября 2018 года Вселенский патриарх Варфоломей отозвал томос от 1999 года, согласно которому архиепископия имела отдельный территориально‑правовой статус экзархата и находилась в канонической юрисдикции Константинополя. Фанар при этом рекомендовал приходам влиться в греческие митрополии тех стран, в которых расположены. Поскольку предложение Варфоломея означало самоликвидацию и утрату русской идентичности, священнослужители и миряне бывшего экзархата от него отказались и вынуждены теперь самостоятельно определять свое будущее. 23 февраля с.г. в Париже прошла Генеральная ассамблея приходов русской традиции, на которой большинством голосов (93%) было решено во что бы то ни стало сохранить архиепископию. 11 мая состоялось и общее епархиальное собрание духовенства, однако договориться клирики между собой пока так и не смогли.

Среди вариантов, которые рассматриваются сейчас: вернуться под омофор московского патриарха, как это было у архиепископии до 1931 года; последовать указаниям Вселенского патриархата и войти в юрисдикции греческих митрополий; никому не подчиняться и ни под чей омофор больше не входить. То есть остаться самостоятельным и независимым, но неканоническим образованием. И чем ближе дата очередного заседания, тем все больше накаляется обстановка внутри самой архиепископии. Более того, некоторые греческие митрополиты пытаются всеми силами заставить русские приходы влиться в их епархии. Из‑за этого некоторые общины уже были вынуждены покинуть бывший экзархат. Например, так случилось с приходом Рождества Христова во Флоренции, который из‑за несогласия с действиями Фанара еще в ноябре 2018 года перешел под юрисдикцию Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). К РПЦЗ в спешном порядке ушла в январе с.г. и община храма Христа Спасителя из итальянского города Сан‑Ремо. По информации «НГР»,  к сегодняшнему дню архиепископия также потеряла и один из красивейших своих монастырей – Покровскую обитель в местечке Бюсси‑ан‑От в Бургундии, и почти все свои приходы в Скандинавии. Большинство из них перешли в Сербскую православную церковь, несколько – к болгарам. Есть и те, что последовали совету Варфоломея и ушли под юрисдикцию Контантинополя. А ведь еще в январе с.г. у архиепископии было 110 приходов, 123 священника и 42 диакона.

Бушуют страсти и между клириками архиепископии.  Известно, что 12 декабря 2018 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Иоанну (Реннето) письмо, в котором предложил бывшему экзархату вернуться в каноническую юрисдикцию Московского патриархата. Предстоятель РПЦ особо подчеркнул, что в случае воссоединения с русской церковью он гарантирует сохранение целостности архиепископии как группы приходов, полное сохранение ее «исторического наследия, традиций и особенностей епархиального и приходского управления». Архиепископ Хариупольский склонен принять предложение Москвы. Он неоднократно заявлял, что «архиепископия должна вернуться к своим духовным истокам», и даже грозил, что в случае, если патриарх Варфоломей запретит его в служении за, например, непослушание, он один перейдет в РПЦ. Для переговоров с Москвой была создана специальная комиссия, в которую со стороны архиепископии вошли сам Иоанн (Реннето), вице‑президент Совета архиепископии протоиерей Иоанн Гейт и член Совета архиепископии протоиерей Феодор ван дер Воорт. А Московский патриархат представляют патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний (Севрюк), заместитель управляющего делами МП епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) и заместитель председателя отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. Между парламентерами было уже как минимум три встречи – 28 января в Париже, 5 апреля в Москве и 21 июня в Вене (см. «НГ» от 28.06.19).

Как ранее, подводя итоги июньской встречи, пояснил «НГР» епископ Савва (Тутунов), если Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе примет предложение патриарха Кирилла, то под нее будет изменен и устав Русской православной церкви. Архиерей напомнил, что такое уже происходило, например, после того как в 2007-м было восстановлено каноническое общение между Московским патриархатом и РПЦЗ. «Наш основной принцип, который был заложен патриархом Кириллом и которого мы придерживаемся, состоит в том, что Московский патриархат готов принять архиепископию полностью в той системе управления, которая сейчас там существует. То есть в рамках Московского патриархата будет действовать устав архиепископии», – еще раз подчеркнул замуправделами.

Однако не все представители архиепископии желают вернуться под омофор патриарха Московского и всея Руси. По мнению, озвученному ранее в разговоре с «НГР» римского архидиакона Всеволода Борзаковского, «достаточно много приходов «претерпели» от действий Русской православной церкви» в отношении своих общин.  

«Это и приходы в Англии, это, конечно, община кафедрального собора в Ницце, также это приходы в Риме, Флоренции, Сан-Ремо. Все они в той или иной степени «пострадали». Где-то Москва забрала у них здания храмов, где-то приняла священников без отпускных грамот и так далее. В общем, были трения, которые служат причиной опасения и страданий некоторых представителей нашего духовенства. Думаю, что полного доверия по отношению к Московскому патриархату среди наших клириков нет, некоторые не до конца считают обещания Москвы искренними и истинными», – отметил священнослужитель.

При этом противники «московского пути» все еще надеются, что можно уговорить патриарха Варфоломея пересмотреть его приговор о ликвидации экзархата. Была даже создана специальная комиссия для переговоров с Фанаром. Ее делегатами стали упомянутый выше Всеволод Борзаковский,  лондонский протоиерей Александр Фостиропулос и председатель Русского студенческого христианского движения  Кирилл Соллогуб. 27 марта с.г. они встречались с Вселенским патриархом, но договориться о будущем приходов русской традиции им так и не удалось. Варфоломей тепло и благосклонно принял представителей архиепископии, но посоветовал им выполнить решения Синода Константинопольской церкви от 27 ноября 2018 года. Впрочем, это не означает, что греческие митрополиты не пытаются договориться с духовенством и мирянами приходов русских традиций «на местах», склоняя их голосовать против восстановления канонического общения с Москвой. Согласно уставу архиепископии, тот или иной вердикт может быть принят только большинством голосов (2/3) на Генеральной ассамблее.

4 мая настоятель православного прихода «Всех скорбящих Радость» в итальянском городе Брешиа протоиерей Владимир Зелинский опубликовал открытое письмо. В нем было сказано, что верующие архиепископии вот уже более семи месяцев живут «в состоянии постоянного кризиса». «Что мы можем обрести от продления этого ожидания? Преимущества не ясны, потери очевидны. Если бы окончательный выбор был сделан 15 декабря, мы в Италии, возможно, не потеряли бы окончательно лучший приход во Флоренции. Если бы окончательное решение было принято 23 февраля, возможно, мы могли бы спасти наш приход в Сан-Ремо», – заметил он. «Практически же архиепископия должна выбрать между двумя путями: идти в Москву или не в Москву. «Не в Москву» значит к грекам или вообще в никуда. Сторонники «не в Москву» стараются по возможности смягчить жесткость этого выбора. Но он таков, каков есть, и невозможно его избежать». «Мой выбор прост: община, где практически все прихожане и сегодня чувствуют себя чадами Московского Патриархата, не может и не должна находиться с ним в состоянии «евхаристической войны». Но и жертвовать обретенной свободой и сложившейся традицией тоже не должна», – заключил свое послание Зелинский.

Пока еще трудно сказать, какое именно решение будет озвучено по итогам собрания 7 сентября, но уже сейчас понятно, что совещание это будет не простым. Правда, сейчас в соцсетях пишут, что собрание в сентябре может не состояться. Главный редактор французского издательства русских книг «YMCA-Press», активный прихожанин архиепископии Даниил Струве уверен: оно будет. «Несомненно, среди духовенства и мирян встречаются сторонники выжидательной позиции. Но бездействие не может быть ответом на вызов, перед которым стоит сегодня архиепископия, и, думаю, постепенно все это осознают. Срыв собрания мне представляется маловероятным. В любом случае  он означал бы развал единства епархии, собранной вокруг епископа, то есть конец архиепископии. На сегодняшний день задача всех тех, в чьих руках будущее архиепископии, состоит прежде всего в том, чтобы трезво осознать реальное положение вещей и сделать тот, пусть нелегкий, выбор, который лучше других будет способствовать сохранению церковного единства и делу православного свидетельства в Западной Европе»,   – отметил он в интервью порталу  Credo Press.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2273
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2378
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
3261
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
2430

Другие новости