0
6342
Газета Печатная версия

04.06.2019 18:34:00

Три храма в сутки минус Екатеринбург

Как строительство собора на Урале обернулось политическим кризисом

Тэги: екатеринбург, акции, протест, конфликт, храм, сквер, рпц, демократия, владимир путин, патриарх кирилл, дмитрий песков, оппозиция, референдум, ельцинцентр, театр на драме


екатеринбург, акции, протест, конфликт, храм, сквер, рпц, демократия, владимир путин, патриарх кирилл, дмитрий песков, оппозиция, референдум, ельцинцентр, театр на драме После вмешательства Владимира Путина городские власти демонтировали забор вокруг стройплощадки. Фото сайта ekburg.tv

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил, что Русская православная церковь строит «по три храма в сутки». Слова главы РПЦ прозвучали на фоне противостояния, которое уже третью неделю длится в Екатеринбурге вокруг возведения собора Святой Екатерины. 4 июня в столице Урала прошел очередной пикет в защиту сквера возле Свердловского театра драмы, где ранее предполагалось возвести храм. В этот же день появились сообщения о первом уголовном деле, возбужденном в отношении одного из участников противостояния.

В середине мая раздоры между сторонниками и противниками храма доходили до рукоприкладства. В итоге местные власти, которые возвели забор в сквере около Свердловского академического театра драмы на Октябрьской площади, вынуждены были сдаться, заграждение демонтировать и признать, что «место было выбрано неудачно». 20 мая екатеринбуржцам на официальном сайте города предложили самим определить площадку для будущего храма. За неделю в администрацию города поступило более 11 тыс. обращений горожан с предложениями порядка 60 новых площадок. Все предложения будут изучены экспертами, и по итогам они выделят от трех до пяти площадок, по которым, как уверяют власти, будет проведен опрос или общегородской референдум.

Впрочем, пойти на попятную местные власти решили только после «мягкого вмешательства» Кремля. 16 мая президент Владимир Путин рекомендовал провести опрос жителей Екатеринбурга на предмет их отношения к строительству церкви. Глава государства заявил, что «все имеют право на собственное мнение, и если речь идет о жителях этого микрорайона, то, безусловно, нужно это мнение учесть». «Есть простой способ – провести опрос, и меньшинство должно подчиниться большинству. В этом и состоит принцип демократии. Безусловно, нужно учесть и мнение, и интересы этого меньшинства», – отметил президент. Путин проблему Екатеринбурга «весьма откровенно» обсудил с патриархом Кириллом на встрече, факт которой подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Сам глава РПЦ впервые прокомментировал ситуацию в Екатеринбурге, находясь с визитом во Франции. Патриарх назвал ее «делом темным», но при этом явление «храмоборчества» в России – «редким и экзотическим». «Если рациональные факторы отсутствуют, но есть иррациональное проявление злобы, то кто же может иметь злобу против того, чтобы был воздвигнут жертвенник, посвященный Господу и Спасителю? Только противник Спасителя. К сожалению, есть люди, которые сознательно или несознательно ассистируют этому противнику Господа, в том числе и в борьбе с храмами», – заявил патриарх Кирилл, добавив, что «храм никому не мешает».

Однако вскоре после совета Путина узнать мнение горожан Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел в столице Урала опрос, по итогам которого выяснилось, что 74% жителей города уверены, что место для возведения церкви в сквере выбрано неудачно. «Мы прошли этот конфликт, он исчерпан. Нам предстоит вместе найти новое место для храма» – так отреагировал на результаты опроса губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Казалось бы, конфликт на время заморожен.

Однако инициатор пикета 4 июня юрист Иван Волков считает, что власти вовсе не собираются отступать от своих замыслов. «Все находится в подвешенном состоянии. После того как Куйвашев сделал заявление, что площадку под сквер необходимо исключить из мест под размещение храма, мэр города Высокинский не подчинился этому решению, и до сих пор эта площадка фигурирует среди мест, где церковь потенциально может быть построена. Мы считаем, что власти просто хотят размыть протестные настроения горожан, но при этом все так же идут на поводу у РПЦ и олигархов», – сказал Волков «НГР». Он добавил, что «если сейчас сквер около театра не исключат из мест, где возможно строительство этой церкви, то через какое-то время возможна новая эскалация конфликта».

Напомним, что противостояние длится уже несколько лет. Очередное обострение произошло вечером 13 мая, когда несколько сотен екатеринбуржцев вышли к ограждению, которое появилось в сквере, где предполагается построить собор. Позже к ним присоединились другие горожане. По разным данным, в ночь на 14 мая в несанкционированной акции протеста участвовало до 2 тыс. человек. И если вначале протест имел относительно мирный характер, то после потасовок с охранниками и росгвардейцами страсти накалились. В результате было арестовано более 100 человек. На некоторых из них завели административные дела, а часть задержали на трое и более суток. Штрафы в 20 тыс. руб. и 12 тыс. руб. уже получили участники протестных акций Анна Балтина и Станислав Мельниченко соотвественно.  Кстати, в отношении последнего и было возбуждено уголовное дело «по факту оскорбления представителя власти».

События в столице Урала разделили российское общество и вызвали широкий общественный резонанс. Некоторые увидели в инциденте с храмом «тень украинского майдана», а другие – чуть ли не повторение истории с Pussy Riot. В Московском патриархате протесты против строительства храмов считают «на 90% спланированными внешними силами».

Идея восстановить Екатерининский храм, возведенный еще при основании города в 1723 году и разрушенный в годы советской власти, появилась в 2010 году. Вначале религиозное сооружение планировали воссоздать в его историческом облике и на историческом месте – в центре Екатеринбурга, на площади Труда, вместо фонтана «Каменный цветок». Однако это предложение вызвало отторжение у публики. В 2016 году власти города предложили новое место для храмового комплекса – искусственно созданный остров в акватории городского пруда, однако и оно не устроило инициативных горожан. Теперь критиковали не только само месторасположение, но и внешний вид будущей культовой постройки, напоминающей смешение стилей московского храма Василия Блаженного и санкт-петербургского Спаса на Крови.

Окончательно утвердили проект храма Святой Екатерины лишь в декабре 2018 года. Тогда же впервые объявили и новое место строительства Екатерининской церкви – сквер у драматического театра города. При этом, чтобы масштабное религиозное сооружение (только высота церкви может составить более 70 м) «гармонично вписалось в окружающее городское пространство», архитекторы предложили часть театрального сквера «благоустроить». В феврале с.г. в городе прошли общественные обсуждения по этому поводу. Согласно официальному отчету, в дискуссии приняли участие 3309 человек, из них 3107 выступили за проект в представленном виде, а сохранить сквер призвали 192 участника мероприятия. Несогласные со строительством подвергли критике и предложенный проект собора, за основу которого был взят памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси – Успенский собор во Владимире.

Тогда же инициативные группы противников потребовали проведения референдума. Вначале избирком Екатеринбурга одобрил предложения, но буквально месяц спустя изменил свое решение. 

В дело вмешались депутаты городской Думы, которые признали формулировку предложенных к обсуждению вопросов «не соответствующей действующему законодательству». Их вердикт исключил не только регистрацию инициативной группы в избиркоме города, но и дальнейшую подготовку референдума. К марту проект возведения Екатерининской церкви около театра драмы утвердил глава Екатеринбурга Александр Высокинский. Хотя точная дата начала строительных работ не называлась, было известно, когда они завершатся – в 2023 году, к 300-летнему юбилею со дня основания Екатеринбурга.

16 марта неподалеку от места возведения храма, в Ельцин-центре, прошел бесплатный рок-концерт, в рамках которого была подписана петиция в защиту сквера. А на следующий день на Октябрьской площади состоялся митинг-молебен сторонников строительства собора. По оценкам епархии, поддержать возведение церкви пришло порядка 10 тыс. человек, среди которых оказались и известные московские артисты Сергей Безруков, Михаил Галустян, Алексей Чадов, Михаил Пореченков и даже эстрадный двойник президента России Дмитрий Грачев.

9-13-1_t.jpg
 Фото Сергея Прокудина-Горского

Вопреки заверениям патриарха Кирилла об иррациональности действий «противников Спасителя», сами протестующие неоднократно говорили, что они не «богоборцы». «Мы выступаем только за сохранение сквера», – пояснил в разговоре с «НГР» генеральный директор Благотворительного фонда Евгения Ройзмана Степан Чиганцев. «Я бы не хотел, чтобы на месте сквера сейчас был храм, потому что там уже есть сквер. Но вот, например, в 1999 году, когда на этом месте был еще пустырь, я, может, проголосовал бы и за храм, чтобы эту территорию облагородили хоть как-то. Сейчас этот сквер очень любят горожане, и зачем именно сюда что-то ставить, когда есть много других площадок даже в центре, на которых можно построить храмы?» – заметил Чиганцев. 

9-13-2_t.jpg
Будущий собор Святой Екатерины не будет иметь
ничего общего с историческим, снесенным в 1930 году.
Иллюстрация с сайта www.ekaterinburg-eparhia.ru   

Иван Волков также заверил «НГР», что никто в Екатеринбурге не выступает против строительства церквей. «В радиусе одного-полутора километра от этого места уже расположено восемь храмов. Они стоят все пустые, и туда никто не ходит. Постройте храм в том районе, где он действительно будет востребован. Но каждый раз под строительство церкви Святой Екатерины почему-то выбираются самые горячие точки города, а не там, где есть пустыри, хотя у нас даже в центре их полно. Постройте там церковь, сделайте ее не такой пафосной, более скромной внешне! Никто против не будет», – уверяет юрист. Он напомнил, что нынешняя стычка с администрацией у жителей не первая. Например, летом 2017 года екатеринбуржцы уже требовали провести референдум по поводу сноса недостроенной телевизионной башни – своеобразного символа города. Однако городская и областная верхушка не захотели согласовывать с народом свои решения и взорвали строение в феврале 2018 года.

Требования провести референдум по поводу строительства церкви звучат и сейчас. На этот раз Александр Высокинский на встрече с общественными активистами пояснил, что такое голосование – «процедура длительная (от 8 до 11 месяцев) и дорогая (порядка 120–130 млн руб.)». «Более того, ее результаты будут признаны, только если на избирательные участки придет более 50% жителей города», – предостерегает градоначальник.

Бескомпромиссная позиция представителей РПЦ только подлила масла в огонь. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что «количество противников строительства храма исчисляется сотнями, тогда как сторонников этого строительства – многие десятки тысяч». «Чтобы в целом увидеть соотношение сил, стоит посетить Екатеринбург в «Царские дни» (16–17 июля) и посмотреть, сколько людей пройдут пешком 20-километровый путь от места убийства к месту предполагаемого захоронения царской семьи. В прошлом году этим путем вместе с патриархом прошло более 100 тыс. человек. Ни одна сила, оппозиционная церкви, не наберет и десятой части этого количества на свои протестные акции», – написал он в соцсети. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда разделил протестующих на группы: «Первая – это те, кто не понимает, что такое храм и чем он лучше сквера или мусоросжигательного завода или крематория. Вторая – те, кто просто ненавидит веру – любую, и тех, кто верит, заодно. Ну и третья группа – те, кто считает себя политической оппозицией. Для них две предшествующие группы – это пушечное мясо, которое нужно, чтобы набрать политические очки. По большому счету им все равно: будет храм или нет». Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) и вовсе сравнил митинги против храма в Екатеринбурге с убийством царской семьи. «Сегодня перед церковью – вызов. Этот вызов прогремел из Екатеринбурга. Как 100 лет назад прогремели выстрелы и пролилась кровь святых царственных страстотерпцев. Убийство царской семьи положило начало геноциду русского народа», – заявил иерарх.

Лидер православного общественно-патриотического движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин при этом убежден, что именно благодаря митрополиту Кириллу конфликт все-таки удалось перевести в мирное русло. «Именно митрополит Кирилл выступил инициатором того, чтобы забор был убран, раз уж власти допустили эту вакханалию и этот беспредел, который творился в сквере. Для меня было неожиданностью поведение местных властей, которые проявили свое безволие в конфликте, который должен был быть разрешен в правовом поле. То, что власти, которые выдали сначала разрешение на строительство и на использование данного участка в религиозных целях, а потом проявили безволие и самоустранились, это опасный прецедент», – подчеркнул Андрей Кормухин в беседе с «НГР». По его мнению, «церковь также выступила и инициатором того, чтобы православные люди не собирались в сквере». «Потому что, если бы они собрались и показали, что вообще-то храм нужен не предпринимателям и промышленникам Урала, а именно православному народу, которого в городе в разы больше, чем тех, кто выступал против храма, действительно мог бы возникнуть конфликт, последствия которого могли быть самыми тяжелыми», – пояснил активист.

Руководитель исследовательских проектов в институте «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко, напротив, считает, что события в Екатеринбурге показали «наплевательское отношение» как церкви, так и власти ко всем жителям города. «В этот раз позиция, идеология и психология церкви и светской власти совпали – что хотим, то и делаем. И это вызвало протест не просто неверующих людей, а гражданского общества в целом», – уверен политолог. Он добавил, что отказ от строительства вызван вовсе не миротворческой миссией РПЦ. «Истеблишмент недооценил силу гражданского общества и испугался. И выступление Путина было уже после того, как испугались. В противном случае президент бы не выступил и каким-либо образом ситуацию либо забыли бы, либо скорее продавили бы. Но когда люди выходят и вынуждены напомнить, что помимо персон президента, патриарха и чиновников есть какие-то еще силы, это говорит о том, что скорее всего наверху задумались», – считает Малашенко.

Пресловутый опрос ВЦИОМа, хоть и стал отчасти тем самым механизмом, который смог остановить набирающий обороты маховик конфликта, однако, по мнению руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина, «вопрос был поставлен так, что ответ был известнее изначально». «Если любого обывателя спросить, нужно ли разрушать сквер и строить там храм, естественно, ответ будет однозначен: необходимо сохранить сквер. В общем, большинство так и ответило. И это касается любого объекта, а не только храма, в противовес которому будет поставлен сквер. Так что ВЦИОМ поспешил и задал слишком прямолинейный вопрос, спровоцировав тем самым конкретные политические последствия, то есть отмену строительства храма», – сказал «НГР» Лункин.

Церковь во имя Святой Екатерины, как известно, должна была возводиться на внебюджетные деньги. Главными спонсорами строительства выступили два уральских бизнесмена: генеральный директор Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Андрей Козицын и глава «Русской медной компании» (РМК) Игорь Алтушкин. «Русская медная компания» и «Уральская горно-металлургическая компания» ждут решения жителей Екатеринбурга, городских властей и епархии относительно такого места для возведения храма, которое «устроит и успокоит всех», – говорится в официальном сообщении УГМК. При этом в релизе подчеркивается и то, что «после того, как будет принято окончательное решение, металлургические холдинги рассмотрят обращение епархии о финансировании строительства». Так что в некотором роде РПЦ оказалась в «неоплатном» долгу перед спонсорами.

С другой стороны, уверен Алексей Малашенко, «в российском истеблишменте политическое, сакральное и бизнес настолько перемешались, что их уже невозможно отделить друг от друга». «Отдельно говорить, хорошая или плохая церковь, хороший или плохой бизнес, хорошие или плохие политики, сейчас невозможно. Это все единый массив, в котором, конечно, есть и противоречия, но самое главное, есть солидарность. Они на троих – власть, бизнес и церковь – удерживают власть. Они хозяева. И когда кто-то из них вылезает с неумными идеями, его будут поддерживать и те, и другие, но также все будут осторожничать. Потому что, например, любой удар по церкви, любое несогласие и любой скепсис ложится и на Кремль, и на бизнес, который ими поддерживается», – считает эксперт.

Скорее всего завершитеь строительство храма в честь Святой Екатерины к 300-летнему юбилею города уже не удастся. Поиск новой площадки, ее согласование не только с жителями, но и властями, и церковью, а также, возможно, пересмотр проекта под новое место – это и многое другое отбросило на нулевую точку то, что уже, казалось, вписалось в схему «три храма в сутки».

Конфликт в Екатеринбурге успел озадачить и власти других регионов. Мэр Красноярска Сергей Еремин 15 мая подписал отказ в предоставлении земельного участка под возведение  церкви в городском сквере. Протестные акции против строительства храмов вместо зеленых насаждений прошли в Нижнем Новгороде, Челябинске, Ульяновске и Санкт-Петербурге. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
572
Киев надеется заполучить представителя Индии на "саммит мира"

Киев надеется заполучить представителя Индии на "саммит мира"

Наталья Приходко

В Нью-Дели Дмитрий Кулеба постарается смягчить негатив в отношениях с Пекином

0
516
Варшава и Киев за Круглым столом с острыми углами

Варшава и Киев за Круглым столом с острыми углами

Валерий Мастеров

Межправительственные консультации конфликтующих стран не привели к ощутимым результатам

0
485
Украинское зерно банкротит молдавские заводы

Украинское зерно банкротит молдавские заводы

Светлана Гамова

Фермеры обвиняют власть в развале национального рынка

0
2004

Другие новости