0
3795
Газета Печатная версия

04.06.2019 17:54:00

Скромное торжество православия в Страсбурге

Патриарху Кириллу в столице Европы пришлось сосредоточиться на правах человека

Тэги: патриарх кирилл, совет европы, страсбург, права человека


патриарх кирилл, совет европы, страсбург, права человека Беседа верховного комиссара Совета Европы по правам человека Дуньи Миятович и патриарха Кирилла обнаружила разницу в подходах к гуманитарным проблемам. Фото с сайта www.patriarchia.ru

Наблюдатели недоумевают, почему патриарх Московский и всея Руси Кирилл отправился в Страсбург именно тогда, когда в этой части света подсчитывали результаты выборов в Европарламент. Возможно, глава РПЦ надеялся оказаться в нужное время в нужном месте и разделить триумф консерваторов, выступающих за усиление позиций христианства в общественной жизни континента. Противники либеральной глобализации действительно укрепили свои позиции в Европарламенте, однако на соседних депутатских креслах увеличилось и число тех, кто выступает за более интенсивную интеграцию стран континента, вплоть до сокращения суверенитета национальных государств. Не очень хорошие результаты показали христианские центристы из Европейской народной партии.

На фоне всей этой суматохи торжественная встреча и выступления патриарха из России не наделали шума в Европе, как это было в 2007 году во время визита патриарха Алексия II в Страсбург. Алексий выступал с трибуны Совета Европы, где убеждал депутатов в важности сохранения христианских корней Старого Света. Кирилла же приняли в кулуарной обстановке и в переговорах во многом ограничились формулами вежливости.

Впрочем, Московский патриарх попытался сыграть роль посла доброй воли в отношениях России и ЕС. Венцом визита стали переговоры с генеральным секретарем Совета Европы Турбьерном Ягландом. Патриарх дипломатично сказал генсеку, что Совет Европы способствует объединению людей, и добавил, что в полной мере понимает значение этой организации, сформировавшей «основу, на которой возможна интеграция европейских стран».

«В позиции генерального секретаря я не увидел ничего такого, что мешало бы России восстановить свое участие в работе этой организации, – отчитался позже глава РПЦ перед журналистами. – Не хочу входить в детали этой темы, ибо она лежит в политической плоскости. Я стараюсь избегать такого рода комментариев. Но очень надеюсь, что Россия займет свое место в Совете Европы, будет и дальше сотрудничать с ним, потому что решения этой организации важны, в том числе и для простых людей, живущих в Европе. Кроме того, это замечательная площадка для широкого и разнопланового диалога между представителями России и Совета Европы. Надеюсь, что все вернется на круги своя и эта страница недопонимания будет перелистана». Мнение, что Россия исторически принадлежит Европе, патриарх Кирилл высказывал и раньше. «Вне зависимости от того, являются ли страны, где мы (православные церкви. – «НГР») присутствуем, членами Европейского союза, мы все принадлежим к европейской цивилизации», – говорил он, допустим, в 2017 году.

В разговоре с мэром Страсбурга Роланом Рисом гость сравнил нынешнее положение дел с временами СССР. «Сегодня не существует Берлинской стены, нет границ между Восточной и Западной Европой. Люди имеют свободную возможность перемещаться, общаться, узнавать друг друга, и все это способствует самой важной интеграции – интеграции на уровне человеческих отношений», – отметил глава РПЦ. Правомерно ли такое оптимистичное утверждение? Россию и ЕС разделяет санкционная война, которую не преодолеть одними лишь усилиями церковных дипломатов. Хотя на индивидуальном уровне контакты между двумя «мирами» действительно стали не в пример интенсивней, однако это во многом происходит вопреки действиям и декларациям политических и общественных институтов. Тот же Московский патриархат регулярно подвергает критике ценности современной Европы.

Разное понимание общечеловеческих ценностей дало о себе знать прежде всего во время беседы патриарха с верховным комиссаром Совета Европы по правам человека Дуньей Миятович. Из отчета для публики, который чиновница сделала после разговора с главой РПЦ, можно сделать вывод, что собеседникам не удалось найти общий язык. «Я использовала эту встречу, чтобы затронуть ряд важных правозащитных тем в России, включая права женщин, борьбу с домашним насилием, положение правозащитников и ситуацию с гражданским обществом, социально-экономическими правами, а также правами инвалидов», – заявила омбудсвумен. «Я предложила патриарху использовать свой авторитет, чтобы помочь улучшить ситуацию в области прав человека в стране», – отметила Миятович.

Однако в разговоре патриарх поспорил с чиновницей: «То, что вы называете семейным насилием, мы называем семейными конфликтами». По словам патриарха Кирилла, «нет ни одной семьи, где таких конфликтов не происходило бы». Учитывая сугубую приверженность Русской церкви патриархальным устоям, иным ответ и не мог быть. Причем глава РПЦ считает, что бороться с домашним насилием нужно через отстаивание семейных ценностей. Если поместить эти слова в контекст многолетних антилиберальных кампаний Московского патриархата, которые во многом сводятся к борьбе с гей-браками, выводы патриарха сложно назвать доступными для понимания.

В свою очередь, гость из Москвы в рамках правозащитной темы сосредоточился на положении православных верующих Украины. Патриарх Кирилл приветствовал смену украинских президентов. Он выразил возмущение, что в такой европейской стране, как Украина, нарушаются права на религиозную свободу. «Несмотря на то что церковь полностью состояла из украинцев, ее пытались представить церковью Российской Федерации», – рассказал патриарх Дунье Миятович о злоключениях Украинской православной церкви Московского патриархата при бывшем президенте Петре Порошенко. «Я не буду перечислять все эти нарушения, они хорошо известны, но результатом их были реальные страдания людей только за то, что они хотели оставаться православными и хотели оставаться членами Русской православной церкви, принадлежа к своей украинской православной общине», – сказал он журналистам уже в аэропорту, вылетая из Страсбурга.

В 2007 году, выступая на Парламентской ассамблее Совета Европы, патриарх Алексий II поучал Запад, ставил в пример Россию. «Именно на основе традиционной нравственности, уважения к социальным моделям и образу жизни друг друга сосуществовали различные религиозные традиции в России, не знавшей религиозных войн», – с гордостью говорил предшественник Кирилла. Теперь же на просторах «исторической Руси», как называют в Московском патриархате бывший СССР, полыхает междоусобный конфликт верующих одной конфессии, и нынешний глава РПЦ вынужден просить европейские организации вмешаться и урезонить украинское политическое руководство. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московский «наказ» Эстонской митрополии не указ

Московский «наказ» Эстонской митрополии не указ

Милена Фаустова

РПЦ может лишиться храмов и монастырей в балтийской стране

0
5408
Софии понадобится премудрость Божья и человеческая

Софии понадобится премудрость Божья и человеческая

Милена Фаустова

Будет ли следующий Болгарский патриарх благорасположен к России

0
7946
Патриарх Кирилл ответил молодежи откровенностью на откровенность

Патриарх Кирилл ответил молодежи откровенностью на откровенность

Андрей Мельников

Заметки на полях разговора главы РПЦ с иностранцами и иноверцами в "Сириусе"

0
4454
В РПЦ незаменимых нет

В РПЦ незаменимых нет

Милена Фаустова

О церковном суде и карьерном «лифте» для священнослужителей

0
9366

Другие новости