В здании Свято-Сергиевского института однажды уже провозглашали независимость русской архиепископии. Фото Мартена Каса
Очередное собрание духовенства Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе прошло 11 мая с.г. в Париже. Несмотря на то что нынешняя встреча для бывшего Западноевропейского экзархата не была решающей, она еще раз доказала, что единого мнения о будущем приходов русской традиции у духовенства пока нет.
Напомним, что более полугода приходы русской традиции находятся в «подвешенном состоянии». 27 ноября 2018 года Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей отозвал томос, согласно которому архиепископия имела отдельный территориально-правовой статус экзархата, и рекомендовал приходам влиться в греческие митрополии тех стран, в которых расположены, что означает самоликвидацию и утрату русской идентичности. Священнослужители и миряне бывшего экзархата от «предложения» патриарха Варфоломея отказались, но, похоже, до сих пор не могут определиться со своими предпочтениями и разделились даже не на два (за возвращение архиепископии под омофор Московского патриархата и против), а на три противоборствующих лагеря.
Некоторые клирики поддержали призыв настоятеля прихода Нотр-Дам-дю-Сень в Париже протоиерея Владимира Ягелло проголосовать за полную автономию и независимость архиепископии от каких-либо патриархатов и поместных православных церквей. То есть, по сути, создать новую церковную структуру. По мнению самого Ягелло, которое он высказал в разговоре с «НГР», этот путь архиепископия уже однажды проходила. «Дело в том, что подобное положение было у нас в 1965 году, когда Константинопольский патриарх Афинагор от нас отказался. Как раз тогда мы объявили о своей независимости ото всех. Была составлена специальная декларация, подписанная священниками Николаем Афанасьевым и Алексеем Князевым, а также Константином Андрониковым и другими ведущими профессорами нашего богословского Свято-Сергиевского института в Париже. Тогда никаких споров по поводу нашей независимости не было, но мы искали какой-то другой путь. И в 1971 году мы снова получили признание от Константинополя. Сначала временное, а в 1999 году постоянное. Но пока его не было, мы были самостоятельными и все нас признавали, мы были в общении со всеми церквами, никто нас не игнорировал и не называл еретиками. Поэтому сейчас мы просто предлагаем ровно то же решение вопроса, что и в 1965 году», – сказал Владимир Ягелло.
Как пояснил «НГР» член совета архиепископии, архидиакон прихода Святого Николая Угодника в Риме Всеволод Борзаковский, идея, высказанная Ягелло, в последнее время все популярнее как у духовенства, так и у мирян бывшего экзархата. «Сейчас есть много подобных писем от самых разных священнослужителей. Некоторые из них, кстати, даже не относятся к архиепископии. Это разные мнения, в основном богословского характера, о возможностях развивать православную церковь в Западной Европе как автономную. Правда, встает вопрос о том, что если создавать такую структуру, то от кого получать эту автономию – от Москвы, Константинополя или еще какой-то другой православной церкви? Но действительно, некоторые члены архиепископии считают, что ее будущие поколения уже не будут связаны ни с Грецией, ни с Россией. Они живут и будут жить на Западе, и потому сейчас настало время подумать о создании своей европейской православной церкви», – считает Борзаковский.
Впрочем, после того как на Генеральной ассамблее 23 февраля с.г. большинством голосов (93%) было решено во что бы то ни стало сохранить архиепископию, выбор у нее оказался не очень большой. Из нескольких предложений наиболее реалистичной считается инициатива Русской православной церкви. В своем письме от 12 декабря 2018 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к главе архиепископии архиепископу Хариупольскому Иоанну Реннето, подчеркнул: «В случае воссоединения с Русской церковью готов гарантировать сохранение целостности архиепископии как группы приходов, возглавляемых вашим преосвященством на правах епархиального архиерея». Подобных обещаний ни одна другая церковь не дала. А для бывшего экзархата очень важно не только сохранить русские традиции православных приходов, но и свой устав, выработанный еще в 1930-е годы.
Реннето еще в феврале предложил представителям архиепископии серьезно подумать о возвращении под омофор Московского патриарха. Также он объявил, что в случае, если Фанар вдруг запретит его в служении, сам не раздумывая перейдет в РПЦ. 22 апреля Реннето вновь адресовал письмо клирикам и мирянам архиепископии, в котором еще раз, уже более настойчиво, подчеркнул, что «в настоящее время только Русская православная церковь может дать ответ, который позволил бы принять решение, соответствующее требованиям нашей церковной жизни».
Текст архиерея вызвал негодование у части духовенства, и в своем ответном обращении от 23 апреля клирики указали, что сейчас «нет оснований полагать, что переход под омофор Московского патриарха – единственный способ выживания для архиепископии». При этом никаких других вариантов оппоненты Реннето не привели, пояснил «НГР» клирик иерусалимского храма Гроба Господня и диакон русской архиепископии в Западной Европе Александр Занемонец. «В письме членов совета опять никакой конкретики, в том числе и по поводу возможности возвращения во Вселенский патриархат. Так что, похоже, ее и нет. Многие, конечно же, не хотят в Московский патриархат. Даже с автономией. Но пока нет другого конкретного варианта. Константинополь и РПЦЗ готовы просто включить нас в свои готовые епархии», – отметил Занемонец. Он также напомнил, что 27 марта делегация архиепископии встретилась с патриархом Варфоломеем, но, судя по всему, договориться о будущем приходов русской традиции ей так и не удалось. «Патриарх благосклонно принял делегацию, но посоветовал выполнить решения Синода Константинопольской церкви от 27 ноября 2018 года (который ликвидировал экзархат. – «НГР»)», – добавил клирик.
Причина, по которой некоторые приходы отказываются переходить в юрисдикцию РПЦ, вполне понятна, и кроется преимущественно в личных обидах, рассказал «НГР» архидиакон Всеволод Борзаковский. «Есть достаточно много приходов, которые претерпели от действий Русской православной церкви в отношении наших общин. Это и приходы в Англии, это, конечно, община кафедрального собора в Ницце, также это приходы в Риме, Флоренции, Сан-Ремо. Все они в той или иной степени «пострадали». Где-то Москва забрала у них здания храмов, где-то приняла священников без отпускных грамот и так далее. В общем, были трения, которые служат причиной опасения и страданий некоторых представителей нашего духовенства. Думаю, что полного доверия по отношению к Московскому патриархату среди наших клириков нет, некоторые не до конца считают обещания Москвы искренними и истинными», – отметил священнослужитель.
В то же время он выразил уверенность, что именно конфликт Московского и Константинопольского патриархов мешает сегодня архиепископии определиться с будущим. «Хотелось бы, чтобы наши церкви-матери все-таки смогли сесть за стол переговоров, поговорить друг с другом по-человечески и сделать то, что лучше для мирового православия и верующих. Потому что сейчас страдают прежде всего миряне и люди, которые нуждаются в вере. Сейчас надо наладить общение, созвать всеправославный Собор и уже на нем сообща решить и вопросы по украинскому православию, и проблемы архиепископии, и вообще вопросы, касающиеся диаспоры, то есть рассеяния. Ведь когда прописывались каноны, ситуация в мире и православии была совсем другой. Люди так много не путешествовали, не эмигрировали, а потому проблем с церковными юрисдикциями не было. Да и церковь тогда была единой. Сейчас положение иное. Необходимо заново пересмотреть, например, что такое автокефальная церковь, что такое автономная церковь, как можно мирно обеспечить духовную жизнь православных верующих в неправославных странах. Примирение двух патриархов поможет не только разрешить проблемы архиепископии, но и всего мирового православия», – заключил Борзаковский.
Следующее собрание духовенства архиепископии предварительно назначено на 7 сентября. Однако уверенности, что оно станет итоговым, ни у кого нет. Как отметил в своем открытом письме от 4 мая настоятель православного прихода «Всех скорбящих радость» в итальянском городе Брешиа протоиерей Владимир Зелинский, определяться с предпочтениями надо было еще в конце 2018 года: «Каждый священник нашей епархии должен был определиться с первого дня после разрыва Москвы с Константинополем. Выбор позиции не изменится ни 11 мая, ни в ноябре, ни через год. Что мы можем обрести от продления этого ожидания? Преимущества не ясны, потери очевидны. Если бы окончательный выбор был сделан 15 декабря, мы, в Италии, возможно, не потеряли бы окончательно лучший приход во Флоренции. Если бы окончательное решение было принято 23 февраля, возможно, мы могли бы спасти наш приход в Сан-Ремо. Я не удивлюсь, если в отсутствие кворума окончательное решение будет перенесено на май 2020 года, чтобы сделать все «мирно, по порядку, без спешки». «Однако с ноября прошлого года мы живем в состоянии постоянного кризиса, поскольку неясна наша принадлежность к какому-либо патриархату, мы теряем верующих», – считает священнослужитель.
комментарии(0)