0
9299
Газета Печатная версия

14.05.2019 17:34:00

Неоязычники свергают идолов

В среде родноверов нарастает волна критики первых вождей движения

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед.

Тэги: язычники, родноверы, альманах, религиоведение, книга мертвых


8-15-01_a.jpg
Colloquium Heptaplomeres:
Научный альманах.
Выпуск V /Сост. А.А. Бесков,
Р.В. Шиженский. – Н. Новгород:
Мининский университет, 2018. 158 с.
Пятый выпуск альманаха интересен тем, что разнообразна не только структура сборника – в новый раздел, «Эссе», входят «неформатные» материалы, исследователей интересуют все новые жанры и кластеры. Если изначально деятельность НРД-лаборатории Шиженского (НРД – новые религиозные движения) была ориентирована преимущественно на славянское неоязычество, то впоследствии тематика расширялась. В рассматриваемом выпуске есть объемная статья об алтайском новоделе а-ля тенгрианство, интервью с бурятским шаманом и несколько материалов, посвященных традиционной религии осетин.

Отчет о социологическом исследовании «Воспитание в традиции и влияние современности» призван отразить, хотя бы в тестовом варианте, распространенные в неоязыческом мире взгляды на воспитание детей. Более половины социологической выборки предпочитают «закрытое» воспитание своего потомства, а главными проблемами – или угрозами – считают влияние Интернета, соцсетей и масскультуры, светское (читай: школьное) образование вкупе с курсом «Основы православной культуры» и пропаганду монотеистических религий. Автор исследования – активный и плодовитый новосибирский одинист (адепт германо-скандинавского язычества, «асатру») Евгений Нечкасов, что отразилось на репрезентативной группе исследования.

Составители не в первый раз обращаются к проблеме межрелигиозного диалога. Статья «Диалог православного христианства и неоязычества в контексте русской культуры» была бы интересна, если бы не субъективность автора. Как в отношении исповедуемого им православия, о котором он сообщает прописные истины из Закона Божия, так и по части неоязычества – как образец он восхваляет «ведороссов-анастасийцев» и апеллирует к апокрифической «Велесовой книге».

«Конструирование неоязыческой танатологии на примере «Славянской книги мертвых» волхва Велеслава» – пожалуй, первый нарратив подобного рода в неоязыческих штудиях. «Славянская книга мертвых» за авторством Велеслава (Ильи Черкасова) – знаковое явление времени. Как и сам автор, и все неоязычество. «Кто же еще», как не Велеслав, едва ли не самый популярный родноверческий волхв, известный своими заимствованиями для неоязыческой реконструкции из восточных традиций. И вот теперь и книга мертвых есть своя, славянская, у родноверов», – пишет автор, скрывающийся под псевдонимом Гедеон Янг. Он покусился на «святое», подвергнув деконструкции упомянутый текст волхва, указал, какие именно элементы языческого «учения о смерти» откуда заимствованы – из индуизма, буддизма, христианства или даже оккультизма. Автор демонстрирует это как на примере языческой антропологии, так и учения о посмертной участи человека. Особо освещается тема «Антихристианство в «Славянской книге мертвых», ведь критика иудеохристианской традиции – неотъемлемая черта всех неоязычников без исключения.

Количество интервью хоть и увеличивается с каждым номером альманаха, но уже очевидно, что за предыдущие четыре выпуска авторы исчерпали ресурс всех сколько-нибудь интересных и значимых деятелей и лидеров, и блок растет все больше за счет пара-, около- и криптоязычников. С «настоящими» язычниками здесь представлены 5 (из 11) интервью, в том числе два с «природовером» Андреем Резунковым – с 20-летним перерывом между ними; а также беседа все с тем же волхвом Велеславом 15-летней давности. Остальные интервью – этакие околоязыческие декорации: здесь и музыкант Лесьяр (Алексей Агафонов) , и театральный режиссер Хень, и жрица Бастет Людмила Пругло, и таролог-рунолог Александр Росс...

А пока алтайские пассионарии (вос) создают старое новое тенгрианство, а буряты и осетины возрождают традиционные культы, в среде славянского неоязычества зреет не то рефлексия, не то Реформация – а то и вообще «контра». Все больше персонажей активно критикуют как первую волну родноверов, так и само язычество с его претензиями на аутентичную религиозность.

Этот тренд явно проступает как раз в интервью – так, Древлеслав Новосельцев из общины «Боярга» считает, что настоящее возрождение язычества началось всего-то «5 лет назад, когда многие «наигравшиеся» в бредни неоязыческих оккультистов-эзотериков стали измышлять язычество критически и впервые создали тонкую прослойку настоящих исследователей, живущих во имя традиции». И тут же не забывает «поблагодарить» предшественников: «Этот путь когда-то начали родноверы, из которых мы когда-то вышли, но они не прошли свой путь, и он увел их в откровенное мракобесие и эзотерику».

Упомянутый выше Лесьяр – экс-фронтмен культовой отечественной pagan-metal группы Butterfly Temple и вовсе теперь родноверам враждебен: «А что такое славянское язычество в современной России? Если ряженые, что занимаются этим ради корысти или просто по скудоумию или собственному убожеству, дабы хоть так реализоваться, то я уже давно делаю многое, чтобы подобное исчезло как позор. И дело мое успешно – пик уродства прошел лет 7–10 назад». А «пик уродства», по его мнению, – это «мода на родноверие, все эти общины, Арконы, побрякушки, каждый второй дурак, называющий себя родновером и язычником». «Сейчас многие поняли, что это чушь собачья и родновером быть стыдно – типа как быть клоуном», – говорит Лесьяр.

К чему бы ни привела эта нарастающая волна внутреннего недовольства, критики и протеста – к перерождению и обновлению неоязычества или же, напротив, к его вырождению и исчезновению, – сам факт внутренней саморефлексии можно только приветствовать. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


И взлетали галки снежные

И взлетали галки снежные

Варвара Лялина

Презентация 16-го выпуска альманаха «Истоки»

0
481
Не дыми, теплоход

Не дыми, теплоход

Борис Колымагин

На фестивале «Из Калинина в Тверь» участники пошли на берег, написали на бумаге любимые строки, сделали кораблики и пустили в плавание

0
2689
Авторы "Незабытых историй Победы" получили награды на Поклонной горе

Авторы "Незабытых историй Победы" получили награды на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Масштабный проект Департамента национальной политики Москвы объединил десятки тысяч россиян

0
6855

Другие новости