0
9043
Газета Печатная версия

02.04.2019 17:14:00

Политик Владимир Рыжков - о богословии свободы

Как православные догматы соотносятся с политикой и современностью

Владимир Рыжков

Об авторе: Владимир Александрович Рыжков – общественный деятель, историк, профессор НИУ ВШЭ.

Тэги: теология, демократия, права человека, тоталитаризм, терроризм, пцу, рпц, оон, дитрих бонхеффер, жак маритен, кирилл говорун


теология, демократия, права человека, тоталитаризм, терроризм, пцу, рпц, оон, дитрих бонхеффер, жак маритен, кирилл говорун Права человека – традиционная мишень фундаменталистов. Фото с сайта www.patriarchia.ru

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:10). Эти слова Христа читаются в наши дни как политический манифест свободы слова и выражения мнений. Именно так трактует их Дитрих Бонхёффер, лютеранский пастор и богослов, оказавший огромное влияние на все послевоенное богословие: «Иисус считает своими тех, кто страдает из-за справедливых вещей, Он принимает их под свою защиту, включает в сферу своей ответственности, в свои требования». После катастрофы двух мировых войн и миллионов жертв тираний христианское богословие встало перед лицом необходимости богословского обоснования и утверждения идеалов свободы, мира, сотрудничества, прав человека – как противоположности иерархии, неравенству, несправедливости, насилию и несвободе.

Тому, как мыслит и развивается современное политическое богословие, как оно подходит к основным вызовам современности, в частности к теме прав человека, посвящен недавно вышедший в издательстве Библейско-богословского института сборник «Политическое богословие». В трех разделах книги («Церковь и государство», «Права человека», «Богословие и политика») собраны 19 текстов ведущих российских и зарубежных богословов, религиоведов, философов и социологов – от Рене Жирара до Вселенского патриарха Варфоломея. Среди тем книги: российское православие в публичном пространстве (Сергей Чапнин), «богословие войны» в российском православии (Борис Кнорре, Арсений Куманьков), фундаментализм в восточном христианстве (архимандрит Кирилл Говорун), терроризм и политическое богословие (Юрген Мольтман), отношения государства и религии на Северном Кавказе (Ахмет Ярлыкапов) и др.

Русская православная церковь во главе с патриархом Кириллом резко критикует современную концепцию прав и свобод человека. Она трактуется ими как исключительно западный феномен Просвещения, как безбожная, крайне секуляристская, индивидуалистическая, претенциозная, гедонистическая, гуманистическая, антирелигиозная идеология. Иначе говоря – как по большей части нехристианская. РПЦ не отвергает официально идею прав человека, но в своих доктринальных документах исходит из того, что в каждой национальной культуре складывается их уникальный набор и стандарт. Тем самым РПЦ и многие другие церкви, иерархи и богословы восточного христианства утверждают свою собственную, отличную от католическо-протестантской идентичность, собственную подчеркнуто и агрессивно антизападную политическую позицию.

Действительно ли церковь и религия по своей природе антагонисты феномена свободы эпохи модерна?

Разрушает ли современная свобода природу человека и общество, какими они заданы в Библии, действительно ли мир модерна является миром безбожия и опасной человеческой гордыни, враждебным церкви и религии, как это часто стремятся представить консервативные иерархи и богословы? Ответ на эти вопросы имеет ключевое значение для будущего мирного сотрудничества людей разных стран и религий. Свобода и вера, свобода и религия вполне совместимы. Более того – современная свобода может быть выведена из Слова Божьего. Таков один из основных выводов авторов сборника.

Всеобщая декларация прав человека ООН (ВДПЧ, 1948 год) – основополагающий универсальный правовой документ о правах человека, признанный сегодня всеми государствами мира, легший в основу большинства современных национальных конституций. Как показывает Дэвид Хукема, одним из главных авторов и идеологов декларации был французский теолог-католик и философ Жак Маритэн. Именно им были сформулированы основные принципы прав человека, ставшие со временем важнейшей частью глобального политического дискурса. Статья 1 ВДПЧ с самого начала постулирует главное: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Но на чем основан сам это постулат? Источник легитимности человеческой свободы и равенства был намеренно скрыт (умолчанием) авторами декларации – для достижения согласия всех стран и религий вокруг прав человека. Но сам источник очевиден. Жак Маритэн писал, что «философская основа прав человека – это естественный закон». А естественный закон берет свое начало в акте Божьего творения мира и человека. В скрытом виде именно идея богосозданности человека, реальности свободы самой его природы, неприкосновенности человеческого достоинства лежит в основе врожденных и признаваемых всеми прав человека. Западные церкви в наши дни видят в соблюдении и осуществлении прав человека центральную задачу своей деятельности. Здесь обнаруживается и раскрывается глубокая связь религии и политической свободы.

Современное православие далеко не все и не целиком отвергает идею прав человека. Вселенский патриарх Варфоломей призывает православные церкви и мирян не сопротивляться современной концепции прав человека, но, напротив, принять их исключительную важность для каждого человека и общества. Религии и права человека связаны между собой в первую очередь «общей заботой о достоинстве человека, несмотря на различия в обосновании этого достоинства». Отношения религии и прав человека признаются проблематичными, однако диалог между ними необходим во имя мира и сотрудничества людей и должен опираться на межрелигиозный диалог. Это средство преодоления недоверия, культивирования открытости и сотрудничества.

Варфоломей признает, что позиции 14 (теперь уже 15 с появлением Православной церкви Украины) православных автокефальных церквей по отношению к правам человека не одинаковы. Те церкви, которые отвергают диалог о правах человека как якобы «чуждых» православию, наносят тем самым православию немалый вред, не давая ему внести позитивный вклад в понимание прав человека, фактически ведут церковь к самоизоляции и маргинализации. Трудно объяснить ситуацию, когда православный иерарх или богослов выражает к правам человека сугубо отрицательное отношение. Тем более что основные принципы просвещения, свободы и разума вовсе не чужды православной антропологии: «Нет ничего священнее личности».

Основное понятие православной антропологии при встрече с правами человека – понятие личности, выражающее творение человека по образу и подобию Божьему (Быт 1:26). Бытие личностью дает человеку высшее достоинство, неотъемлемое от него. Человек как «обоживаемое существо» являет собой высшую ценность. Ничто не может оправдать превращение человека всего лишь в средство, то есть попрание его достоинства и ущемление его свободы. Таков основополагающий вклад христианства в историю гуманности. При этом для православия свобода не означает сугубого индивидуализма. Бытие личности означает со-бытие, бытие в общности с другими людьми. «Одна личность – вовсе не личность».

Православие (в том числе российское) должно выйти из затянувшейся оборонительной позиции в отношении просвещения. Дух просвещения не представляет никакой опасности для православной идентичности. Нужен открытый диалог с современностью, а не ее шельмование. Христианская и современная антропологии не антагонистичны, хотя и не совпадают в полной мере. Подчеркивание социальных прав никоим образом не умаляет значения прав индивидуальных. Православное христианство не должно замыкаться в национальных и этнических границах, оно защищает «наднациональные, универсальные ценности». Права человека являются достижением современности и носят секулярный характер, но недопустимо отвергать важнейший вклад христианства в их возникновение. Обязательство уважения человеческого достоинства «проистекает из сердцевины христианского Евангелия любви». Местом встречи для прав человека с православием является идея человеческой солидарности, сочетающая в себе христианскую любовь и братство и современную историю свободы, прежде всего борьбы за справедливость и равенство.

В конце концов, заключает патриарх Варфоломей, «неприемлемо, когда религии подрывают права человека, сделавшие наш мир человечнее, вместо того чтобы активно поддерживать их».          



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

Геннадий Петров

Саммит G20 прошел под незримым влиянием Трампа

0
2103
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
1632
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
1724
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
2553

Другие новости