0
5871
Газета Печатная версия

05.03.2019 16:50:00

Кровавые жертвы и пляски с бубнами

Стилистические и идеологические издержки отечественной архаики

Тэги: жертвоприношение, верблюды, шаман, шаманизм, артур цыбиков, универсиада


жертвоприношение, верблюды, шаман, шаманизм, артур цыбиков, универсиада Верования коренных народов стали одним из мотивов красочного шоу на открытии Универсиады. Фото РИА Новости

Пока прокуратура проводит проверку в отношении шаманов, совершивших сожжение верблюдов в Иркутской области, другие шаманы «благословили» с помпой открывшиеся в Красноярске юношеские спортивные игры. Объединение «Вечно синее небо» принесло в жертву верблюдов ради единения и усиления России, как заявил ее лидер Артур Цыбиков. Однако на открытии Универсиады люди, одетые в оленьи шкуры, потрясали светящимися бубнами тоже во славу нашей страны. Какой все-таки традиционализм нам нужен?

Язычники-тенгрианцы в Ангарске умертвили пять животных в начале февраля, а в конце месяца благодаря публикациям в СМИ и видеороликам в Интернете происшедшее стало известно широкой общественности. Тогда председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов обратился в Генпрокуратуру. 22 февраля прокуроры Иркутской области начали проверку, о чем есть сообщение на сайте ведомства. ТАСС сообщило, что 27 февраля результаты проверки поступили в полицию для возбуждения уголовного дела.

Публику возмутил изуверский характер обряда. Однако многие обратили внимание на объяснение, которое дал обряду его организатор Артур Цыбиков. «Сохраняя и возрождая традиции, мы восстанавливаем те незыблемые культурные ценности, которые приведут к возрождению, восстановлению нашей страны, – заявил тенгрианец. – (Происходит) разрушение государственности, суверенитета людей, которые забыли и не понимают, где они живут, что значит отчизна, родина, что такое патриотизм. Мы как верующие люди всеми своими молитвами хотим восстановить, возродить и сделать нашу родину сильной, красивой, мощной и суверенной». Пока что ситуация развивается не в пользу радикальных поборников традиционных верований Сибири. Патриотическая риторика не стала индульгенцией для действий, которые шокируют современное общество.

Между тем это не значит, что в стране подвергаются замалчиванию традиционные религии малых народов. На церемонии открытия Универсиады в Красноярске 2 марта, где присутствовал в качестве зрителя президент Владимир Путин, сибирские шаманы стали «изюминкой» красочного шоу. Одним из сюжетов театрализованного действа стала легенда о богатыре Енисее и непокорной дочери Байкала Ангаре.  Перед зрителями предстали шаманы со светящимися бубнами, образы тотемных зверей и птиц, а по символической реке времени «проплывали» лодки с охотниками в традиционной одежде.

Но жрецы на Универсиаде будут и настоящие, а не только артисты в шоу. В деревне, предназначенной для проживания участников спортивных состязаний, оборудован мультирелигиозный центр. По информации РИА Новости, представлены семь религий: православие, ислам, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм и индуизм. За последний «отвечают» члены Общества сознания Кришны, которые в других обстоятельствах не пользуются поддержкой администрации. Кроме того, в спортивной деревне есть этнографическая зона, в которой установлен чум народов Севера с шаманским бубном и шкурами животных. Здесь же, как пишут журналисты, подвизается и шаман.

Получается, что общество и власть архаичные верования устраивают в виде безобидного, но колоритного этнографического аттракциона. Однако мы помним, как лидер крупнейшей религиозной организации страны горячо выступал против превращения вероисповедания в простую декорацию. Патриарх Кирилл в своих выступлениях неоднократно критиковал попытки превратить православие в «культурный и этнографический кластер». В частности, он призывал казаков стремиться к подлинной церковной жизни, чтобы не стать «карикатурой». В каком-то смысле шаманы и традиционные язычники народов Сибири вняли этому призыву, вероятно, ошибочно решив, что он распространяется и на них. Цыбиков так и говорит: дескать, буряты должны стремиться к воссозданию подлинных традиций предков, какими бы они ни были.

Возможно, то, что тенгрианец считает исконными обычаями, на самом деле представляет собой современную реконструкцию. Тут надо разбираться специалистам. Но мы не можем быть уверены в том, что, покопавшись в глубинной памяти народов, этнографы и религиоведы не извлекут на свет божий такие практики, которые вызовут ужас у современного обывателя. Так что же нам нужно: подлинное богоискательство, новая религиозная искренность, шокирующая древность – или невинный карнавал ряженых в оленьи шкуры артистов? Обращение к традиционности – опасная штука. Такие выводы можно сделать из казуса «верблюжьего аутодафе». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Видеть текст глазами читателя

Видеть текст глазами читателя

Ирина Кулагина

Литмастерская Сергея Лукьяненко: версия БЕТА не хуже, чем АЛЬФА

1
8341

Другие новости