Церковь старается не отставать от государства в бескомпромиссном противодействии зарубежным оппонентам. Фото сайта kremlin.ru |
Речи глав обоих государств были обращены к сторонам церковного конфликта, однако в их словах можно расслышать много созвучий. И Путин, и Порошенко подтвердили верность принципу отделения церкви от государства, но обвиняют каждый своего оппонента во вмешательстве в независимость религиозных организаций. «Хочу вновь подчеркнуть: государство, власти России считают абсолютно недопустимым любое вмешательство в церковные дела, – заявил российский президент. – Мы уважали и будем уважать независимость церковной жизни, тем более в соседней суверенной стране. Тем не менее оставляем за собой право реагировать и делать все для защиты прав человека, в том числе и на свободу вероисповедания». «В Украине не будет государственной церкви. Этот конституционный принцип был и останется незыблемым», – в свою очередь, пообещал Порошенко.
Слова Путина «делать все для защиты прав человека» в соседней стране насторожили многих наблюдателей. Тем более что они сочетались с таким пассажем из его речи: «Особые слова благодарности патриарху Кириллу и церкви – за духовное окормление российского воинства». «Ваши искренние, идущие от сердца напутствия помогают солдатам и офицерам с честью защищать Родину, вселяют в них уверенность в своей ратной силе и нравственной правоте», – обратился президент к главе РПЦ. В свою очередь, Порошенко выразил признательность за все сделанное «религиозными организациями – от волонтерства и поддержки армии до социальной поддержки граждан».
Интерфакс даже уточнил на следующий день после церемонии в Кремле у пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, будет ли осуществляться защита прав верующих в Украине так, «как это делается в Донбассе и в Крыму». «Нет», – ответил Песков. «Это зависит от Украины, как и где будет осуществляться», – добавил он. Пресс-секретарь президента отметил, что в Донбассе речь идет о гражданской войне, а «в Крыму все нормально с вероисповеданием, как и, собственно, во всей России».
«Я озадачен этим заявлением Путина, – признался «НГР» директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. – Мне кажется, что ничего, кроме «серьезного китайского предупреждения», за этим не стоит, поскольку я не представляю себе, какие инструменты есть у Москвы, чтобы помешать отобрать, например, Киево-Печерскую лавру у канонической Украинской православной церкви Московского патриархата. Я не понимаю, как Москва может остановить процесс захвата, который идет у нас постоянно. У нас есть масса нарушений прав и свобод граждан, без всякого основания по политическим мотивам в тюрьмах удерживаются и русские, и украинцы. И Москва тоже с этим ничего сделать не может».
«Защита прав верующих государством, которое по Конституции отделено от религии, – это очень большая проблема, – согласен со своим коллегой руководитель исследовательских проектов института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко. – Государство может защищать права русскоязычных, например. Но каким-то образом исходить из того, что это православные верующие, и именно Московского патриархата, я, честно говоря, даже не представляю, как это может делаться». По его мнению, у государства нет механизма для воздействия на религиозную ситуацию в соседней стране.
В свою очередь, Михаил Погребинский предложил рассмотреть «какие-то форс-мажорные сценарии»: «Допустим, нависла угроза над Киево-Печерской лаврой, и завтра ее захватят. Москва принимает решение установить жесткую экономическую блокаду, хотя у нас по-прежнему очень высокий уровень товарооборота, и он даже в прошлом году вырос. Но рассмотрим этот вариант с серьезной экономической блокадой. Что это означает? Прекращение поставок любых видов энергии на территорию Украины и т.д. Это приведет к коллапсу украинской экономики, но при этом будет направлено против миллионов граждан Украины. Решиться на такое не только против властей, украинских националистов, а против миллионов граждан, которые никаким боком не виноваты в том, что происходит - я себе не могу представить такой форс-мажор. Мне казалось, что украинская власть не перейдет красную черту. Но уже создана юридическая база для захвата церквей, и этот процесс поставлен на рельсы. И я не очень понимаю, как его можно остановить. Имея за спиной пока единственную в мире супердержаву, украинская власть ведет себя нагло и готова переходить через любые красные линии. Для них спровоцировать Россию – хорошо. Но реально это никакая не защита – не обсуждается, и никто реально не заступится за них, если Россия начнет предпринимать жесткие действия».
«На мой взгляд, само заявление было несколько некорректно. Думаю, что Владимир Владимирович или поспешил с заявлением, или кто-то ему посоветовал так сказать, и он, как говорится, подставился», – заявил Малашенко «НГР». Похожим образом высказался и Погребинский: «Я понимаю, что фактически Путина загоняет в угол политическая элита, вынуждая давать обещания, которые непонятно как можно выполнить. Поэтому я очень скептически отношусь к его словам».
Надо сказать, что и предстоятели обеих церквей, которых в эти дни чествовали президенты их стран, отличились жесткой риторикой. «Сейчас церковь, – сказал митрополит Епифаний в эфире Радио «Свобода» 1 февраля, имея в виду Украинскую православную церковь Московского патриархата (УПЦ МП), – последний духовный форпост государства-агрессора, щупальца, которые проникают в души православных украинцев. Мы призваны обрезать их». В этом интервью Думенко отрицает вмешательство государства в церковные дела, однако известно, что обрезать «московские щупальца» в Украине намерены не без помощи административного ресурса.
Торжество Киевского митрополита Епифания разделил украинский президент Петр Порошенко. Фото Reuters |
В Московском патриархате настроены не менее бескомпромиссно. «Украина – это не периферия нашей церкви... Для нас Киев – это то, чем для многих является Иерусалим. Оттуда началось русское православие, и ни при каких обстоятельствах мы не можем отказаться от этой духовно-исторической связи. И на этой духовной связи зиждется единство всей нашей поместной церкви», – приводит РИА Новости заявление главы РПЦ, сделанное на встрече с делегациями Александрийской, Грузинской, Румынской, Болгарской и Польской церквей, которые прибыли в Москву на торжества по случаю 10-летия его интронизации. «В общеправославном контексте от нас потребуется немало усилий для сохранения единства православия, – сказал глава РПЦ уже в своем слове в Государственном Кремлевском дворце. – Результат этих трудов будет во многом зависеть от того, насколько солидарной и последовательной окажется всеправославная поддержка страждущих единоверцев в Украине».
Зримым воплощением этих «трудов» стало состязание между устроителями московских и киевских торжеств в количестве и статусе приглашенных гостей. Еще накануне интронизации митрополита Епифания организаторы уверяли, что поскольку собор Софии Киевской небольшой и старинный, то вместить всех желающих он не сможет, а потому решено пропустить на церемонию не более 140 человек. Так, на интронизации были замечены глава Украинской греко-католической церкви верховный архиепископ Святослав Шевчук, представители Римско-католической церкви, священнослужители бывших и ныне объединенных в новую церковь УПЦ КП и УАПЦ. Кстати, «почетного патриарха» Филарета (Денисенко) не было по «состоянию здоровья». Из представителей поместных православных церквей наблюдались лишь представители Константинопольского патриархата митрополит Эммануил Адамакис, митрополит Амфилохий Стергиу, экзарх в Киеве архимандрит Михаил (Анищенко), а также представители делегации из УПЦ Канады и УПЦ в Америке и небольшая группа монахов со святой горы Афон.
С последними, впрочем, произошел забавный случай. Дело в том, что вместе с другими насельниками на торжества в Киев выехал и хорошо известный в России настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем Куцу. Однако по прибытии в украинскую столицу старец попал в больницу с подозрением на инфаркт и почти сразу же вылетел из Киева продолжать лечение «в одной из европейских клиник». Столь быстрое перемещение больного афонца из Киева в Европу может говорить о том, что никакого инфаркта у монаха скорее всего не было. Дело в том, что когда речь шла о признании каноничности новой православной церкви Украины (ПЦУ), большинство монахов Афона не поддержали это решение, и всего лишь пять из 20 афонских монастырей в ходе заседания Священного кинота автономного монашеского государства выступили за участие в интронизации Епифания. Поэтому Афон решил не посылать в Киев свою делегацию, а монахи поехали как представители Константинополя. Близкие к Святой горе источники утверждают, что патриарх Варфоломей заставил архимандрита Ефрема приехать на интронизацию Епифания, угрожая в противном случае отправить игумена Ватопеда в запрет. С давних времен настоятель Ватопедского монастыря известен как друг РПЦ. Именно благодаря его усилиям и стараниям в Россию в 2011 году был принесен пояс Богородицы. А когда у самого старца в том же году случились неприятности с законом, именно РПЦ помогла ему их разрешить, а патриарх Кирилл лично обращался к тогдашнему президенту Греции Каролосу Папульясу с просьбой разобраться в ситуации. Более того, сам Ефрем не однажды открыто заявлял свою позицию по вопросу о защите УПЦ МП. Поэтому демарш с больницей кажется не более чем дипломатической уловкой.
К слову, сам Вселенский патриарх также не присутствовал на интронизации своего ставленника. Варфоломей объяснил это тем, что «никогда не ездит на интронизации других патриархов». Это действительно так. В последний раз Вселенский патриарх посещал только интронизацию папы Римского Франциска в 2013 году.
Интронизацию в Киеве активно сопоставляли с делегацией глав и представителей поместных церквей, приехавших в Москву. На десятилетие восшествия на предстоятельский престол патриарха Кирилла прибыли четыре предстоятеля поместных церквей – Сербской, Антиохийской, Чешских земель и Словакии и Православной церкви Америки, а также делегации большинства автокефальных церквей мира, среди которых Болгарская, Румынская, Польская, Александрийская, Грузинская. Не было делегаций от Элладской, Иерусалимской, Кипрской, Албанской и, конечно, Константинопольской церквей. Напомним, в 2009 году на интронизацию Кирилла прибыли четыре предстоятеля поместных православных церквей – Александрийской, Албанской, Польской и Чешских земель и Словакии. Однако от других 11 церквей были направлены представительные делегации, в том числе и от Константинополя. Кстати, на интронизации митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского), главы УПЦ МП, в 2014 году были направлены делегации от 12 из 15 поместных православных церквей.
С другой стороны, РПЦ обвиняют в давлении на церкви, которые не спешат определиться в конфликте РПЦ и Константинополя. Так, в эфире передачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) намекнул Грузинской церкви, чем бы ей «грозило» признание ПЦУ. Грузинские СМИ приводят ответное заявление патриархии в Тбилиси, согласно которому передача Илариона оставила «тягостное впечатление». Грузины напоминают РПЦ, что в Цхинвале на российской военной базе строится собор РПЦ, а в Абхазии служат клирики Московского патриархата.
Если даже обтекаемые слова главного дипломата РПЦ вызывают болезненную реакцию у некоторых церквей, можно предположить, что настоящая пушечная канонада не добавит православному сообществу мира уверенности в том, что имеет смысл хоть как-то быть замешанными в церковно-политическом конфликте между Москвой, Киевом и Константинополем.
комментарии(0)