Собор Александра Невского в Париже – духовный
центр белой эмиграции в Европе. Фото Гийома Шпеурта |
Синод Константинопольской церкви, который проходил в Стамбуле, в первый же день своей работы, 27 ноября, отозвал томос (указ) от 1999 года о создании своего экзархата в рамках Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе. Эта особая юрисдикция русских белоэмигрантов с центром в Париже в 1931 году перешла под омофор Константинополя, и на протяжении XX века ее статус в рамках Вселенского патриархата несколько раз менялся. Теперь предполагается, что русские общины будут напрямую подчиняться главам епархий Константинопольской церкви, а не своему лидеру – архиепископу Хариупольскому Иоанну (Реннето).
Однако русский экзархат отказался подчиниться Синоду в Стамбуле. 2 декабря Совет архиепископии выпустил коммюнике, в котором постановление Синода названо неожиданным. Русские приходы заявили о своей решимости сохранять верность и подчинение архиепископу Иоанну. В документе говорится о намерении поддерживать свою русскую идентичность. На 15 декабря назначено пастырское совещание, в ходе которого священнослужители упраздненного экзархата дадут свой ответ Константинополю.
Ходят слухи, что вопрос о русских общинах в Европе даже не обсуждался широко епископами Константинопольского патриархата. Вроде бы решение принималось кулуарно, и об отмене особого экзархата патриарх Варфоломей сообщил в личном разговоре с архиепископом Иоанном. Все это возмутило русских верующих.
Стали вспоминать историю прошлого века, когда отношения русских приходов с Константинопольским патриархатом омрачались недоразумениями. Так, в 1945 году митрополит Евлогий (Георгиевский), который с 1920-х годов был духовным лидером русских белоэмигрантов Франции и с тех пор держался отдельно от Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), попросился в Московский патриархат. Но тогда Константинополь не отпустил «евлогианцев». Кроме того, митрополита не поддержали верующие. Спустя 20 лет уже сам Константинополь сделал попытку отказаться от русских Западной Европы, подталкивая их к воссоединению с РПЦ. Однако и в этот раз эмигрантское духовенство отказалось от единства с Москвой. С тех пор более антисоветски настроенная и базирующаяся в Америке РПЦЗ воссоединилась с Московским патриархатом (2007), но русская эмиграция во Франции продолжает находиться в напряженных отношениях как с Константинополем, так и с Москвой.
Казалось бы, в эти дни архиепископия, учрежденная Евлогием, получила шанс на восстановление с РПЦ. Путь к воссоединению может пролегать через переход в РПЦЗ, что недавно проделал русский приход во Флоренции. Определенные сигналы поступают и из Москвы. «15 лет назад, весной 2003 года, ныне покойный патриарх Алексий II обращался ко всем архиереям и православным приходам русской традиции в Западной Европе с предложением объединиться в составе самоуправляемого митрополичьего округа Русской церкви. Возможно, настает время заново осмыслить этот не всеми тогда услышанный призыв», – заявил «Интерфаксу-религии» замглавы Отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерей Николай Балашов.
Однако полному воссоединению осколков старой Русской церкви мешает разница в традициях, формировавшихся в СССР и на Западе по разным сценариям. «Будучи укорененной в западноевропейском обществе, архиепископия восприняла некоторые элементы западной культуры. В первую очередь это приверженность демократическим ценностям, основополагающим правам человека, а также коллегиальному обсуждению перед принятием любого решения», – сказано в нынешнем заявлении упраздненного экзархата.
С другой стороны, и консерваторы внутри РПЦ страшатся единства с «либеральной» западноевропейской церковью. Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже считается ими рассадником «модернистских ересей». Сейчас, в условиях противостояния с Константинопольским патриархатом, РПЦ позиционирует себя в качестве хранительницы ортодоксальных традиций в противовес богословскому модернизму Константинополя. Воссоединяясь с Москвой, традиционалистская РПЦЗ не несла ей таких проблем.
Соответственно сближение Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе и Московского патриархата способно породить множество новых мировоззренческих и даже политических проблем, в том числе стать искушением для либералов и западников в самой РПЦ.
комментарии(0)