Военные священники все более плотно встраиваются в систему оборонного ведомства. Фото PhotoXPress.ru
Президент России Владимир Путин подписал указ о создании Главного военно-политического управления, которое займется морально-политическим воспитанием рядового и офицерского состава. Его возглавил бывший командующий войсками в Сирии и экс-командующий Западным военным округом генерал-полковник Андрей Картаполов, который заявил о предстоящем строительстве главного храма Вооруженных сил в парке «Патриот». Храм задуман высотой 95 м, а его вместимость составит 6 тыс. верующих. «Это будет абсолютно грандиозное сооружение», – подчеркнул Картаполов. Там будет несколько приделов, посвященных видам Вооруженных сил, родам войск и их «небесным покровителям». В храме запечатлеют имена полководцев и солдат, прославившихся на полях сражений, в том числе бойцов и командиров, погибших в Сирии. Рядом с храмом предполагается создание центра подготовки военного духовенства. «Этот храм станет примером единения всего нашего народа», – убежден генерал Картаполов.
Военные юристы задаются резонным вопросом: возможно ли «единение всего нашего народа» на основе традиций одной из религий? Только освобождение от демонстративного окормления православными священниками верующих солдат, разработка общей для верующих и неверующих культурной программы светского характера помогла бы, на наш взгляд, сплотить военнослужащих.
Органы военного управления войсковыми объединениями, соединениями, воинскими частями состоят из должностных лиц, осуществляющих функции командования, которые в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. Вместе с тем серьезным препятствием на пути реализации свободы совести в органах военного управления является введение в штат Минобороны России должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими.
24 января 2010 года тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков утвердил Положение по организации работы с верующими военнослужащими ВС РФ, которое лишь 1 марта 2011 года появилось на сайте www.kapellan.ru, что нарушает п. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которым «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Более того, целый год Минобороны России скрывало от российской общественности указанное положение. Попытки научно-экспертного сообщества ознакомиться с данным нормативным правовым актом успеха не имели.
Русская православная церковь выполняет не только идеологическую функцию, но стремится влиять на вопросы исключительно государственной компетенции. В определенной степени ей удается влиять на вопросы комплектования Вооруженных сил, продвижения вверх по служебной лестнице на начальствующие должности старших офицеров и генералов, которые, будучи неофитами, лоббируют в армии церковные интересы. Свобода совести ими ошибочно понимается не как свобода мировоззренческого выбора, а как свобода вероисповедания. Она реализуется посредством организации взаимодействия с религиозными организациями. А так как это взаимодействие в основном строится на сотрудничестве с Московским патриархатом, то и реализация свободы совести в войсках понимается как установление тесных связей с РПЦ. Кроме того, свободу совести Минобороны России понимает и трактует не только как удовлетворение религиозных потребностей военнослужащих, но прежде всего как осуществление духовно-нравственного, патриотического воспитания. Такая установка на воспитание сопровождается коллективными богослужениями и строительством на территории воинских частей православных храмов только Московского патриархата. Это санкционировано и официально организуется командованием воинских частей и соединений, несмотря на то что такая практика противоречит российскому законодательству.
Очевидно, что казарма – идеальное место для промывания еще не окрепших умов военнослужащих по призыву и выработки нужных власти рефлексов. Как бы ни относились «отцы нации» к чудовищно терпеливому народу, а даже им хочется, чтобы верили в сказанное с трибуны или телеэкрана. Примером тому служит интервью Андрея Картаполова еженедельнику «ВПК» от 11 сентября с.г. Генерал, говоря о характере внешних и внутренних угроз национальной безопасности России, ставит вопрос о необходимости осуществления в ближайшие годы дополнительных государственных мер по укреплению морально-психологического потенциала страны и повышения престижа военной службы через утверждение клерикальной идеологии. После ознакомления с его интервью становится понятной вся суть главного современного ориентира строительства и развития Вооруженных сил – воспитание не просто человека, а человека православного, который не только средство любых преобразований, но и цель.
Имеются основания с большой долей скептицизма отнестись к выводам Картаполова о перспективе поиска ответов на вызовы глобальной безопасности вообще и в Сирии в частности после его утверждения о «библейской сирийской земле». По мнению генерала, размежевание террористов и вооруженной оппозиции на юге Сирии следует рассматривать через призму библейской мифологии. Для любого современного человека понятно, что нельзя заменять религиозно окрашенной политикой реально необходимые цивилизации способы преодоления проблем. Для генерала Картаполова все ровно наоборот. Он утверждает: «То, что сейчас происходит в Сирии, можно считать очередным актом войны за ясли Господни».
Подобные высказывания должностного лица, особенно если их будут повторять в казармах, вступают в противоречие с Положением об органах воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации (приложение № 1 к приказу министра обороны Российской Федерации от 11.03.04 № 70), согласно которому «органы воспитательной работы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами» и т.д., а значит, не соответствуют конституционно-правовым основам светского государства.
Сегодня в условиях отчуждения между социумом и властью давно уже ничего не осталось от перестроечных мечтаний, что «дорога к храму» якобы всех нас вместе выведет в Царство Божие, где царит высокая нравственность. Понять, почему высшее военно-политическое руководство в нарушение Конституции РФ и федерального законодательства заигрывает с религией, невозможно так же, как и в советские годы было немыслимо понять, почему тетя, которая старше твоих папы и мамы, – председатель пионерской организации СССР.
Даже на официальном сайте Минобороны России в числе одной из основных задач Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил называется «создание условий для реализации военнослужащими» «конституционного права на свободу вероисповедания с учетом особенностей военной службы», но ничего не говорится о свободе совести.
Создание нового идеологического гибрида и возвращение в Российскую армию замполитов не улучшат ситуацию по поддержанию уровня морально-психологического состояния военнослужащих, правопорядка и воинской дисциплины, и тот очевидный факт, что институт воспитателей пытаются подменить сегодня политработниками в рясах и «поповствующими» генералами, – это провал всего дела научно-патриотического воспитания войск.
комментарии(0)