В июле 2018 года нам предстоят Царские дни с особым эмоциональным накалом. Фото РИА Новости
Уходит год, отмеченный соблазнительным для неспокойных умов 100-летием революционных событий в России. Круглая дата особенно выпукло освещалась в связи с церковными мероприятиями, хотя век назад в судьбоносных событиях Церковь проявила себя скорее как пассивный институт. Когда свергали царя, синодалы покорно, а то и с затаенной радостью приняли падение самодержавия. Когда в свободной России разрешило демократическое правительство – Церковь провела свой Поместный собор, по инерции уже в дни большевизма избравший Всероссийского патриарха. После патриарха Тихона больше Всероссийских, кстати, не было. Не сохранилось той России, какая была при царях, и извлекли из глубин истории чин патриарха умозрительной в XX веке «всея Руси».
Тем не менее в год 100-летия революции право на первенствующую идейно-историческую оценку тех событий отдали РПЦ. Предполагалось, что Церковь как надпартийная общественная сила всех примирит и всех объединит. Вместо этого случился очередной казус. Вокруг темы монархии, в частности несчастливого монарха Николая II, завертелась новая разделяющая гражданское общество интрига. Возникли скандалы вокруг фильма «Матильда», потом истерический вихрь докатился до спекуляций вокруг «ритуального убийства» царя. А всего-то лишь задумывалось, что церковники произнесут длинную, протяженностью в роковой год, назидательную проповедь о вреде общественного возмущения и благе стабильности под сенью священного «правительственного чувства» (как говаривал обер-прокурор Константин Победоносцев).
Однако не следует думать, что с новогодними ударами курантов под башней с рубиновой звездой морок рассеется и нездоровые страсти улягутся. 17 июля наступающего года стране еще предстоит пережить 100-летие расстрела царской семьи. После того как больше года подогреваются разнообразные чувства, затеваются различные кампании – от антиматильдовских поджогов «Христианского государства» до ловли покемонов в екатеринбургском мемориальном храме-на-Крови – остановить этот вал общественной истерии будет необыкновенно трудно.
Судя по всему, Церковь подталкивают к признанию подлинности останков членов царской семьи, которое должно случиться к июльской дате. Тогда же должны быть погребены последние кости погибших в бессудной расправе. Однако, невзирая на всевозможные научные экспертизы, РПЦ продолжает упорствовать. Якобы царь Николай – не обычный человек, а святой, страстотерпец, и аргументов материалистической науки тут недостаточно.
Московскому патриархату, особенно глубинной, наиболее консервативной его части, претит то, что процесс погребения останков царской семьи начался в 1998 году, во времена правления «лихих либералов» и при участии Бориса Немцова. Неизбежны вспышки возмущения, проявляющиеся уже сейчас, недовольства тем, что в городе, где была расстреляна царская семья, возведен главный «храм либерализма» – Ельцин-центр.
В 90-е годы предполагалось, что восстановление справедливости по отношению к царской семье – это «последний гвоздь в крышку гроба коммунизма», после чего Россия спокойно обратится к свободному демократическому развитию. Однако консервативные массы, а особенно клерикальные фанатики, не согласны с такой «приватизацией» истории. Нет сомнений, что они не отдадут без боя «царскую» тему, намереваясь использовать ее в качестве морального оправдания для широкомасштабного возвращения в общественные отношения всевозможной архаики.
В подобной атмосфере тяжелые испытания ждут еще один вековой юбилей – декрета Совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства, а школы от Церкви. Эта круглая дата предстоит нам совсем скоро – 20 января (2 февраля по новому стилю). Судя по тому, что сфера образования недавно названа среди главных целей Русской православной церкви, разговор о декрете и светскости государства будет нелегким. То, что стало нормой в большинстве стран Европы, в России из-за особенностей ее исторического пути оказалось частью тоталитарного наследия большевизма. Шаг в нужном направлении, сделанный так резко и так неловко, что завел борьбу с клерикализмом слишком далеко от общечеловеческих ценностей, спустя век может отбросить Россию назад в дремучие времена.