Мария Романова развеяла в Москве основные мифы о конце жизни Николая II. Фото РИА Новости
Губернатор Белгородской области Евгений Савченко в интервью православному телеканалу «Царьград» призвал россиян думать «не о долларе и криптовалютах», а о восстановлении в России монархии, для чего в стране «назрели исторические перспективы»: «Что плохого монархия сегодня принесла? Швеция сегодня считается самым передовым обществом, ближе всего к ленинскому идеалу построения социализма или даже коммунизма. Монарх мешает Швеции? Нет. Это символ нации. А почему у нас такого символа не должно быть в России? Символа некоей стабильности. В Англии нет конституции. И живут люди. Есть монарх. А в Японии? Самая передовая страна». Идею Савченко снова подарить России царя в российских СМИ расценили как эпатаж почвеннически настроенного политика, но все же приняли во внимание. В 1990-х годах идеологема поставления во главе России помазанника Божьего обсуждалась только среди монархистов, поклонников Белой гвардии и других представителей правого маргинеса. Сейчас же о реставрации монархии в России заговорили уже в кругах околополитических.
Промонархическое интервью с белгородским губернатором «Царьград» выпустил после важного заявления генерального продюсера телеканала предпринимателя Константина Малофеева. С начала с.г. Малофеев был спонсором и главой совета директоров общества «Двуглавый орел», основанного бывшими сотрудниками Российского института стратегических исследований (РИСИ), по своим убеждениям православными монархистами (см. «НГР» от 01.11.17). 6 ноября с.г. Малофеев объявил на заседании «Двуглавого орла», что полностью посвящает себя делам общества, а поэтому уходит из «Царьграда». После заявления Малофеева председатель «Двуглавого орла», экс-директор РИСИ Леонид Решетников ушел в отставку, а новым председателем избрали самого предпринимателя. В своей речи Малофеев заявил, что перед новым руководством стоит задача по исторической реабилитации русской монархии и реставрации монархии в России. «Только империя во главе с помазанником Божьим может быть действительным гарантом суверенитета России», – сказал новый лидер «Двуглавого орла». Участники совещания приняли резолюцию следующего содержания: на выборах президента в 2018 году они поддержат кандидатуру Владимира Путина. При этом «орлы» надеются, что в марте будущего года Россия будет выбирать президента в последний раз, и к 2024 году в стране уже будет царь. Венчанию будущего монарха на царство, по мнению Малофеева, должно предшествовать заседание Конституционного собрания – предусмотренного 135 статьей Основного закона РФ органа, уполномоченного на изменение формы государственного строя страны. Идея поменять Конституцию РФ от 1993 года на более «патриотическую» получила развитие в конце ноября с.г. в предложении депутата Госдумы от КПРФ Владимира Бортко (см. «НГ» от 20.11.17).
Однако предложения последнего времени по реставрации монархии отличаются от мечтаний монархистов, искавших наследников среди зарубежных Романовых. 16 ноября с.г. в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны, внучки двоюродного брата Николая II Кирилла Владимировича. «Я была виновата, прошу прощения, – заявила Мария Владимировна. – Надо просить прощения о своих собственных грехах. Решила помолиться обо всех солдатах и матросах, которые отдали свою жизнь, будь они хоть белые, красные. Они все русские. Братья и сестры убивали друг друга».
В беседе с корреспондентом «НГР» великая княгиня огласила позицию, которая точно не понравится абсолютному большинству современных российских монархистов: «Убийство царской семьи не было ритуальным. Можно много фантазировать на эту тему, но то, что было в Ипатьевском доме, происходило так, как мы знаем». Фантазией и сказкой великая княгиня считает мнение, что Николай II не отрекался в марте 1917 года от престола. Напомним, этот давно существующий и популярный в правомонархическом лагере миф получил новую жизнь благодаря депутату Госдумы Наталье Поклонской. Можно предположить, что Поклонской (и другим монархистам) вряд ли понравится еще более «радикальное» мнение Марии Владимировны – для восстановления в России монархии еще не пришло время.
Это заявление она сделала в ноябре с.г. в Москве, чем озадачила людей, которые тщательно следят за деятельностью ее и ее родственников. В 2012 году в интервью российскому сайту «Монархист.ру» Мария Владимировна назвала республику «государством – акционерным обществом», а монархию «государством-семьей», тем самым подчеркнув, что жить под скипетром государя куда более естественно, чем в республике. Посещая Москву в 2006 году, Мария Владимировна назвала монархию наиболее подходящей формой правления для России. В 2008 году в интервью казахстанскому журналу Randevu Романова сказала: «Если член императорского дома не верит в монархию это все равно, как если бы Православная церковь не верила в Бога». В обществе создается впечатление: Кирилловичи в плане перспектив восстановления монархии ведут двойную игру и меняют тональности своей риторики с учетом политической конъюнктуры.
То же самое можно сказать еще по двум пунктам монархической идеологемы: подлинности останков царской семьи и претензиям Кирилловичей на корону Российской империи. Привычно, что Мария Владимировна то и дело утверждает, что в Петропавловском соборе захоронены другие люди, а не царская семья. Но в свой последний приезд в Россию великая княгиня не сказала по этому поводу ни слова. С ее стороны это равнозначно признанию того, что в Петербурге захоронены именно последний царь и его семья. Насчет своих претензий на престол великая княгиня заявила «НГР»: «Я ничего не прошу и не требую». Эти слова – практически сенсация. Хорошо известно, что глава ветви Кирилловичей, как и ее дед и отец, никогда не отказывалась от династических прав. Более того, Мария Владимировна считает остальные ветви дома Романовых нелегитимными в плане престолонаследия. Она считает, что мужчины из этих родов потеряли право на корону, поскольку женились на особах некоролевской крови и тем самым нарушили династическое право. Необходимостью сохранения чистоты крови великая княгиня объясняет, почему ее 36-летний сын Георгий до сих пор не женат. 20 ноября с.г. Мария Владимировна, посещая Донской монастырь Москвы, заявила: ее предок Петр I «совершил большую ошибку, упразднив в России патриаршество и бюрократизировав управление Церковью». Тем самым великая княгиня подчеркнула, что на корону скорее всего не претендует: со времен Петра I вплоть до Николая II фактическими главами православной Церкви были именно российские монархи. Но при этом императорский дом продолжает награждать известных людей орденами собственного изготовления; это привилегия только правящих особ. В целом в риторике Марии Владимировны трудно отделить искренность от лукавства.
Претензии Кирилловичей на корону – это еще и следствие того, что остальные Романовы на царские почести давно не претендуют. Поскольку других претендентов нет, соперниками спорных Кирилловичей оказываются совсем уже сомнительные личности. Ближе к концу ноября с.г. дала о себе знать «Монархическая партия России» – проект уральского предпринимателя Антона Бакова, провозгласившего в 2011 году виртуальную «Российскую империю» во главе с 65-летним немецким принцем Карлом Лейнингенским, родственником Марии Владимировны. Руководимая Баковым «партия» в сентябре с.г. заявляла, что поддержит на президентских выборах Наталью Поклонскую. Но по Конституции РФ Поклонская не может быть президентом России, поскольку экс-прокурор живет в России меньше положенного 10-летнего срока. После неудачи с «лицом крымской весны» монархисты Бакова выдвинули нового кандидата в президенты – 37-летнего московского юриста Игоря Соболева. Суть программы Соболева: «Путин вернул Крым, я верну империю!»
Таким образом, существующие монархические партии, как и ранее, представляют собой конгломерат маргинальных и непопулярных сообществ. Поэтому разговоры о реставрации империи скорее всего призваны стать всего лишь психологическим фоном для другого, более практичного процесса консолидации и централизации власти, нежели опереточное самодержавие маргинальных монархистов.