0
12413
Газета Интернет-версия

06.12.2017 00:01:00

Вампир на страже православия

Тэги: дракула, вампир, румыния, влахия, трансильвания, православие, османская империя, католицизм


В Румынии Влад Дракула считается национальным героем и удостоен памятника.	Фото Бена Скиклуны
В Румынии Влад Дракула считается национальным героем и удостоен памятника. Фото Бена Скиклуны

Исторический прототип знаменитого стокеровского вампира Влад III Цепеш Дракула был валашским князем, боровшимся против Османской империи. В период своего правления он активно поддерживал Православную церковь Валахии. Однако есть версия, что на определенном этапе жизни, оказавшись в сложном опасном положении, Дракула принял католичество.

Будущий князь Цепеш воспитывался и рос в православной семье и был очень религиозен. Однако в юности его вера подверглась серьезному испытанию, когда он оказался в турецком плену. В то время Валахия находилась под османским влиянием. В 1444 году султан решил удостовериться в верности князя Влада II. Он потребовал, чтобы валашский господарь отправил ему двух своих детей в качестве заложников. Князь вынужден был выполнить повеление султана и послал в Турцию двух своих сыновей – Влада и Раду. В плену княжичей пытались обратить в ислам, подвергали запугиванию, психологическому давлению. При этом Раду смог подружиться с наследником османского престола Мехмедом. Позднее Раду принял ислам. Влад был потрясен поступком брата. Вскоре его существование в качестве заложника ухудшилось, поскольку князь Валахии принял участие в антитурецком крестовом походе. Есть сведения, что Влада подвергали пыткам, а также продолжали настойчиво убеждать отречься от православия. Несмотря на серьезное воздействие, Дракула сохранил верность своей вере.

В 1447 году Влада II и его старшего сына Мирчу убили в результате государственного переворота, осуществленного венграми и валашскими боярами. Регент Венгерского королевства Янош Хуньяди отдал престол Валахии своему ставленнику Владиславу. Известие о смерти родителя и старшего брата стало последней каплей для Дракулы после всех потрясений. Трагедия окончательно ожесточила его характер.

После гибели отца закончилось удержание Дракулы в статусе заложника. Султан решил помочь Владу обрести принадлежащий ему по праву трон, поскольку считал, что в благодарность за это тот будет ему подчиняться. С помощью турецкого отряда Дракула в октябре 1448 года сверг Владислава II и взошел на престол Валахии. Раду решил не уезжать из Турции и служить османам, в будущем братья окончательно станут врагами. Но стоит вернуться к Владу. После обретения власти ему недолго довелось править. Владислав II обратился к Хуньяди и с помощью его войска вынудил Влада бежать. В 1456 году Дракула, набрав армию добровольцев в Трансильвании, заручившись поддержкой бояр, вернул себе власть в княжестве. Владислав был убит.

Первым делом Влад выяснил, какие бояре участвовали в убийстве его отца и брата, пригласил их на пир и в самый разгар веселья велел казнить виновных. Дальше уничтожению стали подвергаться воры, разбойники. На этом князь не остановился, он сильно пристрастился к жестокости и стал приговаривать к смерти неугодных и ни в чем неповинных людей.

Несмотря на свирепость, Дракула всегда оставался глубоко набожным христианином. Он стремился укреплять позиции православия на подвластной ему территории. Влад дарил монашескому духовенству земли, которые в прошлом принадлежали тем или иным боярам. Кроме этого, он активно вносил денежные пожертвования для разных монастырей и храмов. Известно также, что господарь основывал новые религиозные объекты. В 1460–1461 годах по его указанию неподалеку от города Джурджу был создан монастырь. В 1461 году в Тыргшоре князь построил храм. На этом он не остановился и начал вносить пожертвования для афонских и греческих монастырей. Существует точка зрения, что ради защиты христианства и преграждения мусульманского наступления на Европу Дракула начал войну с Османской империей. Борьба с турками у господаря велась успешно, и он приобрел репутацию национального героя. Валашский митрополит Макарий в то время имел сильную антитурецкую позицию, и, поскольку Влад III начал войну с Османской империей, между священнослужителем и князем сложились хорошие отношения.

Влад III умел сочетать в себе несоединяемые наклонности – сугубую религиозность и склонность к ужасным поступкам. Самым любимым способом казни у него было сажание на кол. За это князь получил прозвище Цепеш, означавшее «сажающий на кол» или «колосажатель». С определенного времени он стал обедать рядом с казненными им людьми. «Как-то обедал Дракула среди трупов, посаженных на кол, много их было вокруг стола его, он же ел среди них и в том находил удовольствие. Но слуга его, подававший ему яства, не мог терпеть смрада и заткнул нос и отвернулся. Тот же спроси его: «Что ты делаешь?» А он отвечал: «Государь, не могу вынести этого смрада». Дракула тотчас же велел посадить его на кол, говоря: «Там ты будешь сидеть высоко, и смраду до тебя будет далеко!» – это из древнерусской повести «Сказание о Дракуле-воеводе».

Как любой человек Средневековья, Влад верил в религиозную концепцию о посмертном существовании человека. Господарь понимал, что согласно христианскому вероучению за тот образ жизни, который он вел, ему грозит наказание в виде адских мук. В то же время князь не собирался меняться. Он считал, что благодаря набожности, поддержке Церкви его душа имеет шанс обрести спасение и не отправится в преисподнюю.

В 1462 году Дракула отправился в Венгрию, чтобы попросить помощь у короля Матьяша Корвина для продолжения войны с турками. Однако монарх предъявил ему неожиданное обвинение. Венгерский правитель заявил, что ему доставили перехваченные письма Влада султану. Король объявил Дракулу предателем и велел его арестовать. На самом деле письма были фальшивыми, созданные врагами князя с целью оклеветать его. Их план сработал. Король также обвинил Влада в совершении различных жутких преступлений. В итоге Цепеша заключили в темницу. Пока господарь находился в заключении, престол Валахии несколько раз занимали турецкие и молдавские марионетки – Раду и Басараб. Последний первоначально являлся ставленником молдавского правителя, позднее перешел на сторону османов.

В 1475 году король Матьяш неожиданно предложил Дракуле свободу при условии, что тот перейдет в католичество. Если же князь откажется, то будет оставаться в заключении, пока не умрет. По мнению некоторых историков, венгерский правитель пошел на такое предложение под влиянием папы Римского Сикста IV, который подумывал организовать антитурецкий крестовый поход. Понтифик хотел, чтобы князь продолжил бороться с главной угрозой христианскому миру – Османской империей. В отличие от турецкого плена Влад не смог стойко вынести венгерское тюремное заключение. Его воля и твердые религиозные убеждения были сломлены. Он желал обрести свободу и согласился совершить переход в католичество. В повести «Сказание о Дракуле» отказ князя от православия преподносится как его полное духовное падение: «И предпочел Дракула радости суетного мира вечному и бесконечному, и изменил православию, и отступил от истины, и оставил свет, и вверг себя во тьму. Увы, не смог перенести временных тягот заключения, и отдал себя на вечные муки, и оставил нашу православную веру, и принял ложное учение католическое».

Существует точка зрения, согласно которой князь пошел на принятие католицизма, руководствуясь хитроумным планом, а не из-за того, что был сломлен нахождением в темнице.  Он хотел вновь бороться с османами и отобрать свой престол у турецкого ставленника.  

Приняв католичество, князь начал воевать с турками. В ноябре 1476 года при помощи венгров и молдаван он сверг Басараба и в третий раз занял валашский престол. Однако в декабре Дракула был убит.

Согласно народным воззрениям Валахии XV века, перешедший из православия в католицизм после смерти мог превратиться в вампира. Такая странная концепция базировалась на отсутствии причастия вином мирян у католиков. Средневековые валахи верили, что переставший приобщаться к крови Христовой, почив, возвращался в мир живых, чтобы пить человеческую кровь. Так что у легенды, которая легла в основу знаменитой книги Брэма Стокера, есть религиозно-политическая подоплека.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2801
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3319
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2437
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4316

Другие новости