Сочетание образа Ленина и церковной обрядности возможно только в художественном воображении сценаристов. Кадр из телесериала «Демон революции»
Канун 100-летия Октябрьской революции сопровождался очередным раундом дискуссии о перезахоронении Владимира Ленина. Подчас спор о судьбе тела вождя переходил границу интеллигентного обмена мнениями. Зловещую тональность тема приобрела, когда столкнулись мнения главы Чечни Рамзана Кадырова и лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Кадыров вслед за депутатом Госдумы Натальей Поклонской высказался за предание тела Ленина земле. «Довольно глазеть на труп Ленина. И руководителя революции давно пора похоронить, это и разумно, и человечно», – написал он в Telegram.
В ответ Зюганов раскритиковал «болтовню» на эту тему. В комментарии для агентства «РИА Новости» политик привел довольно странный для ортодоксального коммуниста аргумент, что революционный вождь похоронен в соответствии с православными канонами: «Он лежит на два метра ниже уровня земли, он упокоен и охраняется государством».
Каким бы абсурдным ни казалось заявление главного коммуниста страны, но ему можно найти подтверждение. Мемориализация тела Ленина не единственный пример в истории России. Под Винницей в нынешней Украине, как известно, сохраняется и доступно для обозрения забальзамированное тело великого русского хирурга Николая Пирогова. Известно, что Ленина бальзамировали по рецептам, опробованным на Пирогове. При этом особо отметим, что консервация тела медицинского светила происходила с одобрения Православной церкви на территории богоспасаемой Российской империи и над прозрачным саркофагом Пирогова был возведен православный храм.
Историки, восстанавливая историю сохранения тела Пирогова, утверждают, что идея бальзамирования принадлежит жене хирурга. Она написала письмо выдающемуся анатому и автору оригинальной методики бальзамирования Давиду Выводцеву, пригласив его в поместье Пироговых обработать после смерти тело супруга, который к тому моменту еще был жив, хотя и неизлечимо болен. Выводцев согласился, но (заметим, будучи евреем) настоял, чтобы на то было получено согласие Церкви.
При участии местного священника было составлено прошение на имя епископа Подольского и Браиловского Маркелла (Попеля). Тот обратился за разрешением в Святейший синод в Петербурге. Иерархи Православной церкви, учтя заслуги Пирогова «как примерного христианина» и всемирно известного ученого, разрешили не предавать тело земле, а оставить его нетленным, «дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел Н.И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик» (цит. по Шевченко Ю.Л., Козовенко М.Н. Музей Н.И. Пирогова. СПб., 2005).
Над забальзамированным телом Пирогова был совершен чин отпевания в храме близлежащего села Шереметьево. Сначала гроб был закрытым, и его сохраняли в подклете церкви. Затем был выстроен специальный склеп, куда и поместили теперь уже открытый гроб с телом Пирогова. Позже склеп перестроили и возвели над ним церковь-некрополь Николая Чудотворца, которая была закрыта только в 1956 году.
Итак, мы имеем совершенно идентичный ленинскому тип сохранения тела усопшего, и при этом освященный Церковью. В соответствии с зюгановскими утверждениями останки Пирогова, как и Ленина, покоятся ниже уровня земли. Как и Ленин, забальзамированный Пирогов доступен для осмотра.
Еще больше примеров мы находим в истории христианских стран, когда тела временно обрабатывались для сохранения и лицезрения, даже почитания. Так произошло после смерти графа Григория Потемкина-Таврического и российского императора Александра III в разные периоды истории России. Правда, тогда мумификация была временной. Возможно, потому что большего не позволяли возможности науки, и в этом вся причина.
Однако даже при погребении духовных лиц не всегда буквально выполняется библейское предписание о захоронении в землю, чего постоянно требуют в отношении останков Ильича. На нашей памяти проходили похороны патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Могилу для него выкопали под полом Богоявленского собора в Москве. Однако гроб с телом патриарха поместили в достаточно просторный склеп, который закрыли мраморной плитой и засыпали песком. Таким образом, останки непосредственно не соприкасаются с «прахом земным».
Все это люди, до конца своих дней бывшие православными верующими. Ленин же отверг религиозное мировоззрение вообще и утверждал особый взгляд на мир, который, по идее, и должен браться за основу при рассмотрении вопроса о его погребении. Вообще идеи большевиков, если брать их в максималистских проявлениях, как мы теперь знаем, отличались пренебрежением ко многим законам человеческого естества, так же как оказались противоестественными для хода истории. В каком-то смысле ленинцы пытались даже в чем-то преобразовать биологическую природу человека, вывести новый, коллективистский тип людей, хотя этот опыт нельзя назвать удачным.
Представляется, что РПЦ смущает не способ захоронения Ленина. Все призывы к перезахоронению вождя революции можно рассматривать как стремление убрать подальше с главной площади страны заклятого врага Церкви. Современных клерикалов разражает не способ упокоения Ильича, а его политические взгляды и то, что идеологическое наследие ленинизма по-прежнему составляет конкуренцию на идеологическом поле новой России, которое Московский патриархат мысленно уже считает полностью своим.
Что же тогда говорить незаинтересованным в этой конкуренции широким слоям населения о противоестественности погребения вождя большевиков? Мумифицированное тело Ленина – зримое воплощение утопизма его идей, а для нас – наглядное пособие по истории страны, ее трагедий и свершений, даже если речь идет о странице истории, которая уже перевернута.