0
7729
Газета Интернет-версия

15.11.2017 00:01:00

Имамы дают волю татарскому языку

Тэги: татарстан, ислам, татарский язык


татарстан, ислам, татарский язык В пику протестам против татарского языка в школах муфтият запустил свой образовательный проект. Фото с сайта www.dumrt.ru

Вопрос об обязательном преподавании татарского языка в школах Татарстана в настоящее время рассматривается республиканскими органами власти и специалистами федерального Министерства образования и науки. Пока что достигнут компромисс об обязательности изучения второго государственного языка региона, но часы преподавания сокращены до двух в неделю. Тем самым нарушен паритет с русским языком, который существовал ранее. Ожидается, что окончательное решение будет достигнуто в конце ноября.

Напомним, что дискуссии на эту тему разгорелись в прошлом месяце, когда некоторые родители учеников оспорили обязательность преподавания второго госязыка, ведь далеко не для всех он родной. По этим заявлениям прокуратура республики начала в школах проверку. Ранее, в июле с.г., президент Владимир Путин заявлял, что обучение родному языку – право, а не обязанность. После этого, в августе, прошел VI съезд Всемирного конгресса татар, который обратился к президенту с просьбой разрешить сдавать ЕГЭ на татарском языке.

По языковому вопросу руководство Татарстана чувствует мощную поддержку национальной общественности. Важную роль в лоббировании второго госязыка играет исламское сообщество республики. Заявления руководителей Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) продолжали звучать с конца октября до последнего времени, не изменив своей решительной и тревожной тональности даже после новостей о достижении компромисса между региональными и федеральными властями.

23 октября муфтий республики и председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин выпустил видеообращение к жителям республики, в котором заявил, что религиозная организация должна защитить национальный язык. «Сегодня татарский язык, попав в жернова общественного невежества и небрежности, вновь нуждается в нашей защите, – сказал муфтий. – Одним из самых действенных и оправданных средств на пути к этой цели мне видится ислам». По мнению духовного лидера, «обращенные с минбаров мечетей слова имеют большую силу, нежели нотации, прочитанные с политических трибун». Поэтому в Духовном управлении мусульман решили «включиться в борьбу за сохранение татарского языка».

Ранее ДУМ РТ приняло решение вести все внутреннее делопроизводство, а также переписку с госструктурами республики на национальном языке. Об этом тоже напомнил в своем видеообращении Камиль Самигуллин. В мечетях республики еще в августе по указанию муфтия было предписано произносить проповеди только на татарском. Несмотря на то что в школах Татарстана в обязательном порядке преподается национальный язык, и эта практика продолжается, пусть и в сокращенном варианте, мечети республики открывают специальные курсы обучения татарскому под названием «Без – татарлар» («Мы – татары»). Кроме того, в конце октября в мечетях республики имамы произносили проповеди за сохранение изучения татарского языка в школах. Таким образом, мы наблюдаем последовательную линию муфтията на сохранение и укрепление национального своеобразия республики.

Вслед за муфтием Камилем Самигуллиным тот же жанр видеообращений избрали два его заместителя. «На сегодняшний день в Татарстане остро стоит вопрос, изучать или не изучать татарский язык, – это абсурд и нонсенс. Мы столетиями шли к этому, столетиями наш народ дружно жил и никому татарский язык не мешал», – заявил 7 ноября заместитель муфтия Мансур Джалялетдинов. Двумя днями позже на ту же тему выступил первый заместитель председателя ДУМ РТ Рустем Валиуллин. «Язык моего народа, как хранитель богатейшей татарской культуры, является даром Всевышнего Аллаха. Хотелось бы, чтобы каждый из нас внес свой вклад в сохранение языка, бережно передавая этот аманат (то, что отдано на ответственное хранение. – «НГР») из поколение в поколение. Призываю вас задуматься над тем, какое будущее ждет народ без национального языка, не теряйте его, пожалуйста!» – воззвал религиозный деятель.

В подкрепление этих призывов муфтият провел несколько мероприятий, посвященных языковой проблеме. В начале ноября состоялось совещание казанских имамов, а вскоре под эгидой одной из городских мечетей на обсуждение темы возможного «исчезновения» татарского языка собралась студенческая мусульманская молодежь.

Однако за пределами республики татарское мусульманское духовенство предпочло не будировать языковой вопрос. В какой-то мере этой темы коснулся председатель Центрального духовного управления мусульман, базирующегося в Уфе, верховный муфтий Талгат Таджуддин. 

На совместном заседании Совета по вопросам содействия укреплению межнационального согласия и мира при главе Республики Башкортостан и Совета Ассамблеи народов РБ Таджуддин говорил о сохранении культурного и языкового многообразия народов как важнейшего условия обеспечения гражданского единства, укрепления межнационального согласия, но говорил об этом исключительно в комплиментарном для властей Башкирии ключе. В школах этой республики также в обязательном порядке преподается второй государственный язык, башкирский, хотя башкиры составляют меньшинство, и, кстати, сам Талгат Таджуддин – татарин по национальности.

Зато защитники татарской самобытности получили определенную поддержку с неожиданной стороны – от Московского патриархата. 26 октября в Казани открылась интерактивная экспозиция «Россия. Моя история». В торжественной церемонии принял участие куратор проекта, ответственный секретарь Патриаршей комиссии по культуре епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). В рамках своего визита в Казань он посетил резиденцию Камиля Самигуллина и здесь заявил: «Каждый ребенок должен знать свой родной язык, который позволяет сохранить духовные ценности в семье». Местная пресса пишет, что в Казани Шевкунов также сообщил, что «во многом благодаря предкам нынешних жителей Татарстана наша страна стала наследником империи Чингизидов». Хотя титульный народ Татарстана считает себя наследником доордынской Волжской Булгарии, однако здесь чтят память о величии империи Чингисхана.

Надо сказать, что РПЦ проявляет к татарскому языку внимание не только словом, но и делом. Так, весной 2016 года завершен первый полный татарский перевод Библии, выполненный специалистами церковного Института перевода Библии. Впрочем, подобные инициативы Московского патриархата скорее настораживают татарстанских мусульман, чем льстят их национальному чувству.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
993
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1637
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1469
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2768

Другие новости