0
4457
Газета Интернет-версия

20.09.2017 00:01:00

Молитвенное стояние на Угре

Павел Скрыльников

Об авторе: Павел Андреевич Скрыльников – корреспондент «НГР».

Тэги: калуга, козельск, суковка, угра, заповедник, чертово городище, туризм, история, древность, археология, война, природа


калуга, козельск, суковка, угра, заповедник, чертово городище, туризм, история, древность, археология, война, природа Таблички вдоль туристических троп рассказывают посетителям об истории урочища.

Битвы не на живот, а на смерть на землях древних финно-угорских племен у рек Жиздры и Угры кипели и до нашествия монголов, и до Крещения Руси, и до того, как Русь стала Русью. Немым свидетелем одной из них по сей день остается Чертово городище – загадочное урочище в государственном заповеднике Угра под Козельском в Калужской области.

Даже природа там отличается от знакомой среднерусской – в пещерах среди выходящих на поверхность скал песчаника светится ядовито-зеленый мох стихостега. Национальный парк «Угра» здесь появился недавно: в этом году он отмечает 20-летие. Но ощущение русской истории он дарит совершенно своеобразное. Ее фрагменты – давно растворившиеся в Руси племена, забытые боги и христианство, древность и современность – здесь вросли друг в друга, питая общую историю и идентичность, как корневая система – деревья. А странные истории о Чертовом городище и его окрестностях растут на них, как реликтовый папоротник-многоножка, облюбовавший урочище раньше всех.

В старину считали, что свое название городище получило после сватовства Черта к Любуше – дочери разбойника Кудеяра. Кудеяр наказал жениху выстроить каменный дворец и положил единственную ночь срока. Тот со своими собратьями принялся за дело, и управился бы до рассвета – но замуж за Черта Любуше не хотелось. Девушка изловила в курятнике петуха и зажгла лучину. Увидев свет, петух принялся голосить, а нечистая сила, испугавшись, что рассвет застигнет ее, разбежалась. С тех пор, гласит поверье, городище – Чертово, а речушка невдалеке от него называется Любуша.

Камни древнего городища действительно разбросаны в лесу как попало. Но виной тому вовсе не черти. Песчаник для железнодорожных насыпей был в больших количествах нужен советской власти, а сохранность стен древнего города ее беспокоила мало – поэтому в 1930-е годы леса под Калугой содрогались от динамитных взрывов, дробивших скалы. Но разработка камня продолжалась всего несколько лет, и городище, которое могло исчезнуть навсегда, оставили в покое. Этот эпизод своей истории оно сохранило: один из каменщиков не удержался от того, чтобы оставить свой автограф: «Дрозденко Д.М. Каменотес. Работал в 1932».

Языческая треба на лесном городище. 	Фото автора
Языческая треба на лесном городище. Фото автора

Великая Отечественная тоже оставила след в заповеднике. В 1942 году, во время тяжелейших наступлений и поражений РККА, 49-я армия вырвала у вермахта,  вгрызшегося в берег Угры – той самой, с которой в 1480 году повернули назад войска Большой Орды, – клочок земли, который по названию соседней деревушки вошел в историю как Суковский плацдарм. Бои за него продолжались до 1943 года – как Ржевская битва. Но если трагедия Ржева в последние годы стала символом просчетов советского командования, то Суковка после войны просто тихо исчезла – хотя обозначается на картах и сейчас. Реконструированные оборонительные сооружения и памятник на плацдарме сейчас часть национального парка, но вспоминают о Суковке нечасто. Хотя и у нее нашелся свой певец: если перу Твардовского принадлежит «Я убит подо Ржевом», то бои на Угре описал в 50-е годы старший агроном Климовской МТС Юхновского района по фамилии Горелин:

Где снаряды чернеют повсюду

На земле у побитых берез,

В деревушке разрушенной 

Суковке

Возрождается снова колхоз.

Проводить надо борозду 

новую,

Уж никто не сорвет пахоты.

Плугом вырыли бомбу пудовую

И за хвост отшвырнули 

в кусты…

Рассказывая об истории Чертова городища, постоянно переключаешь внимание на относительно недавние для него события. Что такое для каменных стен 70 лет рядом с тысячей? Лесное урочище называют городищем не только из-за легенд о том, как появились под Калугой скалы песчаника. Укрепленное поселение на этом месте существовало уже в III–V веках н.э., и его история похожа на историю Суковки.

В XIX в. иеромонах Леонид (Кавелин), рассказывая о вере местных жителей в духов, описывал один из домов поселения: «Здание было занесено на большое пространство и выложено до половины окон; вокруг на значительном расстоянии лежат такие же большие камни, а часть их разбросана в одном направлении, по пути к зданию с поля. О древности этой постройки свидетельствуют вековые деревья, растущие внутри ее, и давно поросшие мхом стены». Большой камень с отверстием на городище крестьяне называли Чертовым колодцем, множество лунок еще в одном считали следами от пальцев черта, оставленными, когда тот в спешке строил дворец. Они были по-своему правы: такие камни археологи называют чашечными, и предполагается, что они имели культовое значение.

Исследователи городища обнаружили, что оно усыпано наконечниками стрел и копий – бой за город когда-то шел не на жизнь, а на смерть. Среди них попадались медные и серебряные монеты и украшения, но их было куда меньше – предприимчивые крестьяне не одну сотню лет искали на городище клады. И не только на городище: древнюю историю под Козельском и Калугой хранят могильные курганы. Некоторые из них давно срыты искателями сокровищ или распаханы, а некоторые – до сих пор возвышаются в лесах среди деревьев. «Стрелы наносили все больший урон оборонявшимся. Удалось отбить приступ у пролома на полуденной стене, сеча у ворот тоже затихла – два десятка неподвижных искромсанных тел осталось лежать на снегу. Но даже в ярком свете горящих бревен невозможно было различить, кто свой, а кто чужой. Да, в общем-то, живым уже было не до мертвых», – описывает последний бой укрепленного города калужский писатель Вадим Казаков, который водит сюда экскурсии. Послушать его рассказ о Чертовом городище в тот раз, когда здесь побывал автор статьи, собрался не один десяток человек – неоязычников. В урочище родноверов привело не только любопытство – они считают, что их далекие предки, павшие здесь в бою и оставшиеся непогребенными, заслуживают поминовения. На огромном валуне оставляют поминальную требу – хлеб, блины, варенье и мед.

Тысячу лет на Чертовом городище живым до мертвых и правда не было дела – но там такой порядок кажется совершенно естественным. Отвоеванную поселениями плодородную землю лес, дождавшись срока, забрал назад. Лесников в урочище тянет назвать лешими – настолько похож был на него невозмутимый лесничий, встретивший группу туристов на входе, а потом вернувшийся к изготовлению резных статуэток. Оказалась ли языческая треба по нраву теням предков, для леса совершенно не имеет значения – он замечательно чувствует себя в тишине и одиночестве.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1326
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
934
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
452
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
632

Другие новости