0
16279
Газета Интернет-версия

20.09.2017 00:01:00

Буддисты России не поделили далай-ламу

Тэги: далайлама, тэнзин гьяцо, тэло тулку ринпоче, джампа тинлей, москва, россия, бурятия, калмыкия, байкал, тибет, буддизм, секта, гелуг, религиозная организация


Джампа Тинлей обеспечил себя последователями по всей России.	Фото с сайта www.geshe.ru
Джампа Тинлей обеспечил себя последователями по всей России. Фото с сайта www.geshe.ru

В августе с.г. внимание сообщества буддистов Бурятии привлекло странное сообщение, пришедшее с берегов Байкала. Туристы засняли проходивший на берегу озера очень странный ритуал. За ехавшим по берегу автомобилем бежала толпа танцующих людей; вышедшего из машины мужчину, который лег на надувной матрас, люди подняли на руки и занесли в воду. «А закончилось это все опять же бегом за машиной! Что это? Секта? Что движет этими людьми? Почему они так боготворят этого учителя?» – задавался вопросом опубликовавший фотографии действа блогер в бурятском сообществе «ВКонтакте» «Аноним 03». Вскоре в местной прессе появился ряд публикаций о якобы действующей в республике неизвестной «секте», однако за ними последовали опровержения, написанные сторонниками геше Джампа Тинлея – основателя буддистской централизованной религиозной организации «Дже Цонкапа». Именно этой организации принадлежит медитационный центр на берегу Байкала, в котором летом с.г. под руководством Джампа Тинлея проходили традиционные учения по Ламриму (духовным практикам, направленным на достижения буддийского «Пробуждения». – «НГР»), которые привели в смятение свидетелей происходящего. Развитие истории поставило ряд вопросов о том, как буддистские духовные структуры существуют и взаимодействуют на территории современной России.

В частности, так кто же все-таки представляет далай-ламу Тензина Гьяцо, духовного лидера последователей тибетской традиции, на территории России? Его духовным представителем называет себя Джампа Тинлей, ученики которого привлекли внимание туристов на Байкале. Он впервые прибыл в Россию в 1993 году – об этом сообщает его краткая биография на сайте Духовного центра ламы Цонкапы, основанного им в Москве около 20 лет назад. В том же году, сообщает сайт, состоялось назначение геше Джампа Тинлея духовным представителем далай-ламы в России. Однако почетным представителем лидера тибетских буддистов в России является шаджин-лама (президент Объединения буддистов Калмыкии) Тэло Тулку Ринпоче (Эрни Омбадыков). И эта информация требует пояснения.

История представительства далай-ламы в России после распада Советского Союза довольно запутанна. В 1991 году, сразу же после распада Союза, далай-лама посетил буддийские регионы России – Бурятию, Калмыкию и Агинский Бурятский автономный округ (который в 2008 году вошел в состав Читинской области и Забайкальского края, утратив статус субъекта Федерации). После этого, в 1992 году Тензин Гьяцо дважды посетил Калмыкию (в 1992 и 2004 годах) и один раз – Туву (также в 1992 году). В ходе первой из этих поездок вместе с главой буддистов Тибета в Россию впервые прибыл и Тэло Тулку Ринпоче, калмык, родившийся в семье эмигрантов в США. На следующий год он был избран верховным ламой Калмыкии.

Деятельность геше Джампа Тинлея больше связана с другой буддийской республикой в составе России – Бурятией, в которой расположен Байкальский медитационный центр. Как и Тэло Тулку Ринпоче, он родился за пределами России – в южноиндийском Майсуре. В течение 20 лет он занимался организацией буддийских общин в разных городах России: Москве, Улан-Удэ, Элисте, Кызыле, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Иркутске, Уфе, Красноярске, Сочи и других. В данный момент в организации действуют 22 центра. В 2013 году они были объединены в «Дже Цонкапа», названную в честь тибетского ламы – основателя школы буддизма Гелуг. Таким образом, оба представителя далай-ламы – не уроженцы России, что не делает вопрос яснее.

«По этому вопросу действительно существует некоторая путаница. Досточтимый геше Тинлей был духовным представителем его святейшества далай-ламы в России, СНГ и Монголии с 1993 по 1998 год, – сообщили «НГР» в администрации Центра ламы Цонкапы. – После окончания 5-летнего срока он в течение двух лет оставался советником по культуре. После 2000 года досточтимый геше Тинлей постов в Центральной тибетской администрации не занимал. Затем еще ряд людей были представителями его святейшества в России (не духовными, а просто представителями, возглавлявшими Центр тибетской культуры и информации). А в начале 2015 года Тэло Тулку Ринпоче был назначен уже почетным представителем его святейшества в России и Монголии и остается таковым по сей день. Однако, поскольку досточтимый геше Тинлей был первым и, по сути, единственным именно духовным представителем его святейшества в России, его иногда до сих пор продолжают так называть. Что касается структуры духовного представительства его святейшества и взаимоотношений с другими организациями буддистов, то с этим вопросом лучше, наверное, было бы обратиться непосредственно в само представительство».

Однако Тэло Тулку Ринпоче сообщил «НГР» о нарушении Тинлеем монашеских обетов, тем самым подтвердив те сведения, которые ранее опровергали последователи Тинлея в бурятской прессе. По его мнению, духовным представителем далай-ламы Джампа Тинлей назначил себя самостоятельно. «Геше Джампа Тинлей действительно был направлен в Россию его святейшеством далай-ламой в 1990-х годах, но не в качестве «духовного представителя», а в качестве младшего секретаря, – прокомментировал ситуацию корреспонденту «НГР» Тэло Тулку Ринпоче. – В его функции входило чтение лекций по буддизму и оказание помощи в восстановлении буддизма в традиционных буддийских регионах, что было необходимо после распада Советского Союза. Некоторое время спустя геше Джампа Тинлей обратился с просьбой о представлении ему статуса «духовного представителя его святейшества далай-ламы», ссылаясь на то, что в противном случае ему будет сложно осуществлять возложенные на него функции. Он не получил ни положительного, ни отрицательного ответа со стороны тибетского правительства, однако по собственной инициативе стал использовать придуманный им же титул. Через какое-то время срок его службы младшим секретарем истек, ему не было предложено продолжить работу на этом посту, но и он сам не проявлял в этом заинтересованности. После этого он стал действовать в качестве независимого буддийского учителя. Он действительно был буддийским монахом, однако впоследствии нарушил обеты и более не является монахом и не имеет никакого отношения к представительству его святейшества далай-ламы в России».

Одним из крупнейших в России объединений буддистов является Буддийская традиционная сангха России (БТСР) с центром в Иволгинском дацане в Бурятии. В Бурятии же существует региональная централизованная религиозная организация «Майдар». В 1993 году была зарегистрирована Российская ассоциация буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью, в которую объединились более 80 российских и украинских общин, исповедующих буддизм «алмазного пути». С 1991 года как централизованная религиозная организация действует Объединение буддистов Калмыкии, главой которого и является Тэло Тулку Ринпоче. Под его духовным руководством работают также Центр тибетской культуры и информации и фонд «Сохраним Тибет» в Москве.

Большинство буддийских организаций в России, таким образом, представляют собой этнические или региональные объединения верующих. Однако с «Дже Цонкапа» дела обстоят несколько иначе. Сам Джампа Тинлей – сторонник так называемого «несектарного» подхода к буддизму, отказывающегося от деления его на школы и концентрирующего учение на «Трех основах пути ламы Цонкапы». Такой «внешкольный» подход делает его эффективной миссионерской стратегией.    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
498
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
347
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
198
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
285

Другие новости