0
5562
Газета Интернет-версия

05.07.2017 00:01:00

Язычники по праву прописки

Тэги: россия, культурное наследие, янао, коми, хмао, нумто, рпц, якутия, родноверие, неоязычество


россия, культурное наследие, янао, коми, хмао, нумто, рпц, якутия, родноверие, неоязычество Калужские родноверы добились установки указателя у деревни Красотынка – одного из центров неоязычества. Фото со страницы Славянского центра «Красотынка» в «ВКонтакте»

В единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России включены 11 сакральных территорий, находящихся в Ямало-Ненецком автономном округе. Четыре из этих священных для коренных жителей объектов – «Хада пэ» («Старушка камень») в Приуральском, «Хорлор» (Быка-оленя озеро) в Шурышкарском, «Сэр-нго Ирико» (Старик Ледяного острова, Хозяин Белого острова) и «Ямал хэхэ» (Края Земли богиня) в Ямальском районе – станут памятниками культуры регионального значения. В конце 2016 года в Республике Коми появилась 38-метровая статуя Корт Айки, кузнеца из коми-зырянских мифов (подробнее в «НГР» от 07.12.16).

В граничащем с Ямало-Ненецким АО Ханты-Мансийском округе властям уже приходилось выступать не только арбитром, но и стороной в конфликте нефтяников и местных жителей. 28 октября 2016 года было изменено зонирование природного парка «Нумто», что позволило одной из углеводородных компаний добывать нефть на территории священных для хантов земель. В зоне промышленного освоения оказалось немалое число святилищ и кладбищ, которых в парке насчитывается более 60 (см. в «НГ» от 16.11.16). После обращений экологов из Greenpeace и обитателей поселения Нумто, чьи сакральные объекты могли пострадать, проект был доработан: ограничение на хозяйственную деятельность в природном парке было введено как для нефтяников, так и для местных жителей. 20–21 мая с.г. в Москве состоялся форум «Национальные парки и коренные народы Севера: риски и возможности», посвященный вопросам взаимодействия с коренными народами и различным аспектам хозяйственного использования охраняемых природных территорий. Таким образом, общественные организации могут успешно заставить государственные структуры прислушиваться к ним, говоря с властями на языке межэтнических проблем, опасность возникновения которых кроется в каждом непродуманном решении затрагивающих сакральное пространство проблем.

При этом со стороны Русской православной церкви уровень терпимости по отношению к традиционным верованиям народов России не столь высок. По мнению представителей РПЦ, народам Севера лучше развивать свою культуру в рамках православия. Так, архиепископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) считает, что развитию национальной культуры якутов способствовал переход из статуса «варвара» в статус «ромея» в лоне православия: Церкви свойственно «особенно бережное, деликатное отношение к культурам опекаемых ею народов, а Якутия особенно счастлива в этом отношении», и русский народ сложился из разрозненных племен через крещение, гласит его приветствие делегатам V съезда Ассамблеи народов Республики Саха. «Развитие национальной религиозной традиции продолжилось: переводом богослужений на местные языки, наличием духовенства из числа представителей местного населения. Развитие национальной религиозной традиции позволяет полноценно развиваться и всей национальной культуре», – говорит Лукин.

Итак, государство готово покровительствовать верованиям, которые принято относить к языческим, лишь в определенных рамках. Однако эта тема проявляется не только во взаимодействии госорганов с коренными народами российского Севера. Одним из наиболее проблемных течений такого рода является родноверие – русское неоязычество. Отношения с государством сообществ языческой тематики, позиционирующих себя не как реконструкторы традиций того или иного малого народа, а в качестве религиозных групп, не задались с самого начала – и не в последнюю очередь в силу их значительной политизированности. Позиция Русской православной церкви имеет для чиновников особенно большое значение именно в отношении русского язычества. Так, к «Старушке-камень» на Ямале относятся с почтением, а указатели к «Синь-камню» под Переславлем Залесским регулярно демонтируют по просьбам РПЦ.

Язычникам с приставкой «нео» и без нее нет места в государственно-конфессиональных отношениях за пределами тех регионов, где верования коренных народов составляют основу этнической культуры, считает доцент кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена Алексей Гайдуков: «Как система государство взаимодействует со значимыми группами, выражающими общественное мнение. Для чиновников язычники, тем более неоязычники – маргиналы или «дремучие дикари». Их мнение либо субкультурно и поэтому замкнуто на микрогруппы, либо контркультурно – тогда ими занимаются правоохранители. Нет смысла удовлетворять желания всех по отдельности. Для выражения воли есть партии и организации, то есть институциированные объединения. А с одиночками взаимодействие непродуктивно. Аналогичным образом, если некие самодеятельные православные без благословения архиерея решатся на какие-то демарши, то будут обозваны «отступниками» или «экстремистами». Тем более, считает эксперт, нет перспектив признания в качестве религиозного сообщества – а значит, и включения в общественный процесс в качестве полноправной стороны – и у родноверов.

Один из основателей и первый глава Союза славянских общин Славянской родной веры (ССО СРВ) Вадим Казаков считает причины, по которым родноверие не получает в России официального статуса, политическими, однако проводит грань между реконструкторами аутентичной религии древних славян и вновь созданными движениями, пользующимися схожей терминологией. «Стеклянный потолок» для родноверов – это признание их наследниками традиционного славянского язычества. Я здесь имею в виду именно родноверов, а не почитателей «Славяно-арийских вед» и прочей ахинеи, которых люди малограмотные привыкли отождествлять с родноверами. Хотя это мое личное мнение, и оно может не совпадать с мнением руководителей родноверческих организаций, – сказал он «НГР». – С точки зрения государства, такая политика вполне оправдана. Если вас не признают в качестве религиозной организации, то, соответственно, официально к вам отношение как к ролевикам, чудакам, маргиналам, сектантам и прочему. Случай в Ямало-Ненецком округе – тоже яркий показатель. Там государство имеет дело с представителями национального меньшинства, которое по совместительству еще и языческое. Поскольку у РФ к пожеланиям нацменьшинств отношение чуткое, я бы даже сказал, трепетное, то данный случай не является каким-то из ряда вон выходящим. В нашем же случае РФ имеет дело с представителями национального большинства. А именно, с русскими, о которых даже в Конституции ни слова не сказано».

В Европе неоязычники остаются сравнительно небольшим, но довольно быстро растущим сообществом. Так, Национальное бюро статистики Исландии опубликовало в марте информацию о том, что с 2014 года количество почитателей Одина, Тора и Фрейи в стране увеличилось более чем на 50%, что сделало их самой быстрорастущей религиозной группой страны. Ожидается, что в этом году будет завершено строительство храма в Рейкьявике, 130 млн исландских крон на который собрали верующие; участок земли был предоставлен городскими властями. Интерес к дохристианской и этнической религии при этом включает в себя и внимание европейцев к славянской традиции: 24 июня с.г., например, празднование Купалы в третий раз прошло в ирландском Лимерике.

На протяжении нулевых годов в Армии США предпринимались шаги навстречу неоязычникам. В 2000 году были разрешены для ношения викканские (от англ. wicca – популярное на западе неоязыческое течение, появившееся в Англии в середине 1950-х годов. – «НГР») религиозные атрибуты – пентаграммы. В 2006-м пентаграмма появилась на надгробии убитого в Афганистане сержанта Патрика Стюарта, исповедовавшего викку, а руководство капелланов Армии США от 1990 года содержит нейтральное описание этой религии. Наконец, в Военно-воздушной академии в Колорадо в 2011 году был оборудован мини-Стоунхендж для викканских и друидических обрядов.

Присутствуют язычники и в российских силовых структурах. В 2016 году на Рождественских чтениях проблеме их присутствия в армии и полиции было посвящено сразу два доклада: протоиерея Андрея Хвыли-Олинтера и епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония (Азизова). Это обстоятельство говорит о том, что в РПЦ к распространению родноверия проявляют пристальное и недоброжелательное внимание.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Участников СВО будут учить цифровым выборам

Участников СВО будут учить цифровым выборам

Иван Родин

Востребованным кандидатам открыт путь на праймериз "Единой России"

0
957
Судейское усмотрение остается выше протоколов

Судейское усмотрение остается выше протоколов

Екатерина Трифонова

Аудиозапись процесса предлагают лишь приравнять к бумажной версии

0
1005
Абхазия ждет от Бадры Гунба скорых реформ

Абхазия ждет от Бадры Гунба скорых реформ

Игорь Селезнёв

Оппозиция пока не оспаривает поражение своего кандидаты на выборах президента

0
1210
Госпропаганда минимизирует боевые действия

Госпропаганда минимизирует боевые действия

Иван Родин

Соцопросы показывают, что общественное внимание переключается на переговоры РФ-США

0
1248

Другие новости