0
4290
Газета Интернет-версия

05.04.2017 00:01:00

Belle epoque глазами фюрера

Тэги: бригитта хаманн, гитлер, рецензия, австровенгрия, германия, вена, история, belle epoque


6-15-3.jpg

Бригитта Хаманн. Гитлер в Вене. Портрет диктатора в юности. 

– М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – 568 с.

Четыре десятилетия от окончания Франко-прусской войны в 1871 году до начала Первой мировой в 1914-м заслужили в современной Европе прозвище Belle epoque – Прекрасная эпоха. Из XX века она действительно выглядела – и выглядит – прекрасной: это был период относительного мира в Европе, расцвета естественных и гуманитарных наук, промышленности и искусства. Именно этому периоду жизни Европы посвящена книга австрийской исследовательницы Бригитты Хаманн «Гитлер в Вене. Портрет диктатора в юности», предлагающая взглянуть на Прекрасную эпоху глазами оказавшегося не столь простым венского художника. Ее перевод недавно вышел в издательстве «Ад Маргинем Пресс».

Отгремели революции 1848–1849 годов, усилия Бисмарка увенчались объединением Германии и провозглашением империи Гогенцоллернов в побежденном Версале, поражение второй империи открыло во Франции страницу третьей республики, а Австро-Венгрия, многонациональная конституционная монархия в центре Европы, укрепилась под властью Габсбургов. Вена, ее столица на Дунае, по праву считается одной из столиц Прекрасной эпохи. В городе художников, поэтов и композиторов, знаменитом своими кофейнями, оседали славяне, немцы, итальянцы, венгры – словом, он был срезом всей двуединой монархии, да и всей Европы. Именно там в 1907 году появился молодой человек из маленького австрийского Линца, горевший желанием поступить в Академию искусств и восхищавшийся операми Вагнера. После проваленных экзаменов, шести лет скитаний по съемным комнатам и рабочим общежитиям, случайных заработков и жизни в атмосфере диких политических идей начала XX столетия он оставил Вену и перебрался в Мюнхен, в «подлинно немецкое» государство Гогенцоллернов, которое боготворил.

Впрочем, эта впервые опубликованная в 1999 году биографическая работа Бригитты Хаманн посвящена не столько самому Адольфу Гитлеру, сколько тому, какой перед ним предстала столица двуединой монархии. Будущий фюрер застал начало ХХ века в городе на Дунае далеко не таким, каким оно стало в глазах европейцев после двух мировых войн и череды диктаторских режимов, среди которых гитлеровский стал именем нарицательным. Ужасающее социальное расслоение накладывалось в Вене на этническое многообразие столицы «лоскутной империи», части которой распределены сегодня между 12 – от Италии до Украины – европейскими государствами. Гитлер и его венский друг Август Кубичек не раз были свидетелями демонстраций голодающих рабочих. Нужда толкала их ложиться на трамвайные пути перед Рейхсратом (парламентом), из-за устаревшего регламента потерявшим работоспособность и ставшим трибуной радикалов-пангерманцев, требовавших развала государства и присоединения Австрии к Германской империи. На этом фоне процветала расистская пропаганда, еще не растерявшая на рубеже XIX и XX столетий научный флер.

Хаманн в книге обращается к источникам мировоззрения Гитлера, которое сформировалось именно в венский период его жизни. Он посещал заседания Рейхсрата – и Хаманн описывает творившийся на них хаос. Своим учителем в политике Гитлер считал бургомистра Карла Люэгера – и Хаманн скрупулезно описывает его новаторский политический стиль народного трибуна и агрессивную риторику Христианско-социальной партии, совмещавшую популизм и антисемитизм, которая сделала ее одной из самых внушительных политических сил. Немало внимания уделено и квазирелигиозным построениям кумиров молодого Гитлера, предлагавших эволюционистские теории развития мироздания, вращающиеся вокруг «высшей» арийской расы. Многонациональность и полирелигиозность империи, в принципах которой сейчас многие видят прообраз принципов Европейского союза, были для нее в последние десятилетия жизни настоящим проклятием – межэтнические конфликты немцев, чехов, венгров, русинов, итальянцев разрывали двуединую монархию на части. «В этой книге я хочу показать общество и культуру Вены накануне Первой мировой войны такими, какими они представлялись одинокому провинциалу, перебивающемуся случайными заработками, – Адольфу Гитлеру, – пишет автор книги. – Вена Гитлера разительно отличается от привычного, уже давно превратившегося в клише образа «Вены fin de siecle», города художников и интеллектуалов… Вена Гитлера – полная противоположность этой великолепной столице искусств. Это город «маленьких людей», которые взирали на культуру венского модерна с абсолютным непониманием, считая ее «вырожденческой», далекой от народа, слишком интернациональной, слишком «еврейской», слишком вольнодумной. Это Вена приехавших в столицу провинциалов, оказавшихся на обочине жизни, ютящихся в мужских общежитиях, зачастую мучимых различными страхами, восприимчивых ко всякого рода сомнительным теориям, и прежде всего к тем, которые позволяли им чувствовать себя «элитой», «избранными», несмотря на всю их ничтожность».

Ничтожностью Хаманн изображает в целом и будущего диктатора, застрявшего на социальном дне. Постоянно работать его не могла заставить даже сильнейшая нужда, а знакомые и родня наперебой называли «бездельником, который и не собирается искать нормальную работу», которого нужно было постоянно понукать. Зато почти каждый из очевидцев отмечает рано появившуюся – видимо, под влиянием созерцания речей часами блокировавших трибуну Рейхсрата парламентских демагогов – страсть Гитлера к длинным монологам о политике без начала и конца. Серый и мало чем выделявшийся из общей среды несостоявшийся студент в изложении Бригитты Хаманн болезненно напоминает Сталина, каким его описывал Троцкий в неоконченной двухтомной биографии: плывущую по течению посредственность, не терпящую, однако, возражений – а еще никакого ограничения собственной власти и никого над собой.

Belle epoque в Европе закончилась одновременно с венскими годами Гитлера. В 1913 году будущий фюрер перебрался в Мюнхен, оставив за спиной дунайскую столицу. С собой в Германию он увез настроение низов немецкой Вены.

Жанр документальной прозы, в котором выполнена книга Хаманн, получил признание на самом высоком литературном уровне вместе с присуждением Нобелевской премии Светлане Алексиевич. Его, пожалуй, самая сильная сторона – это фиксация устной истории, обычно теряющейся на фоне глобальных исторических событий, и представление в ней исторического контекста описываемой эпохи с точки зрения не профессиональных историков, а самых обыкновенных современников. Однако даже в этом жанре сложно избавиться от влияния собственного взгляда автора, и из оптимистического для Европы 1999 года (именно тогда скончавшаяся в 2016 году Бригитта Хаманн написала свою книгу) проблемы, погубившие Австро-Венгрию, выглядели перевернутой страницей истории. В 2017 году национальные, властные и религиозные противоречия только что аннексировавшей Боснию и Герцеговину умирающей империи выглядят куда более актуальными и для Европы, и для России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1186
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
733
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1433
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1394

Другие новости