Муфтий Ахмад Абдуллаев, возможно, заявит претензии на членство в Совете при президенте России по религиозным объединениям. Фото с сайта www.muftiyatrd.ru
Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) – объединение муфтиятов, куда еще недавно входили Духовные управления мусульман всех регионов Северо-Кавказского федерального округа, а также Калмыкии, Краснодарского края и Адыгеи. С момента образования в 1998 году КЦМСК возглавляет муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев. В конце марта с.г. структура Бердиева лишилась контроля над самым крупным регионом Северного Кавказа – Дагестаном. Духовное управление мусульман этой республики (ДУМД) официально заявило, что с 18 марта с.г. больше не входит в религиозное объединение. Выход ДУМД из КЦМСК чреват для структуры Бердиева выпадением из зоны ее влияния нескольких тысяч общин. Возникшее в результате выхода Дагестана уменьшение числа приходов в составе КЦМСК заметно понижает статус этой организации в иерархии централизованных исламских объединений России. А в целом выход Дагестана из КЦМСК констатирует, что структура во главе с Бердиевым реально существует только на бумаге.
Причины своего разрыва с КЦМСК ДУМ Дагестана пояснило в специальном заявлении. В тексте сообщалось, что 17 марта с.г. дагестанский муфтий Ахмад Абдуллаев по приглашению КЦМСК и Международной исламской миссии побывал на собрании мусульманских лидеров Северного Кавказа. До официальной части мероприятия муфтии высказали Абдуллаеву свое несогласие с тем, что ДУМ Дагестана распространяет «у них дома» свою газету «Ас-Салам». Выслушав эти претензии, муфтий Абдуллаев дал распоряжение о созыве экстренного совещания. На этом совещании руководство дагестанского муфтията приняло решение о выходе из состава КЦМСК. Выход был официально оформлен приказом муфтия и заявлением руководства ДУМ Дагестана для СМИ. «Хотим подчеркнуть, что единственной целью широкого распространения этой газеты («Ас-Салам». – «НГР») является просвещение россиян, особенно ее мусульманской части, в вопросах традиционного ислама по двум мазхабам, которым следуют мусульмане России: по правовой школе имама Абу Ханифы и по правовой школе имама Шафии, – говорилось в заявлении. – Также газета на протяжении многих лет эффективно проводит на территории Российской Федерации серьезную работу антиэкстремистской направленности. Но газета почему-то стала семенем непонимания и камнем преткновения. Хотя на вопрос, есть ли к чему придраться по содержательной части газеты, ответ был отрицательным». Согласно заявлению ДУМ, в любом регионе России есть «небольшая часть тех, кто отрицает традиционный ислам и недолюбливает его представителей и, в частности, орган просвещения традиционного ислама (то есть газету «Ас-Салам». – «НГР»). И раздор вполне может случиться из-за этого».
Как сказал «НГР» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин, недовольство соседей Дагестана газетой «Ас-Салам», конечно, вызвано авторитетом ДУМД и дефицитом в сопредельных регионах печатных изданий аналогичного формата и тиража. «Газета «Ас-Салам» выпускается в Дагестане в больших количествах и, сколько существует, распространяется представителями муфтията в разных местах, особенно в районах компактного проживания уроженцев Дагестана. Например, в Ставропольском крае, где проживает много дагестанцев. Не во всех регионах духовным властям нравится этот порядок. Есть основание думать, что это распространение может восприниматься как вторжение ДУМ Дагестана в чужие «суверенные» права. Я и мои коллеги недавно видели в Крыму аварцев, которые как раз распространяли газету «Ас-Салам» в самом центре Симферополя. Заместитель главы Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК) Айдер Исмаилов в беседе с нами потом высказал на этот счет определенное недовольство. Такое отношение понять можно. Любой муфтият стремится подчеркнуть свою значимость. Но при этом нужно отметить: никто не запрещает муфтиятам издавать и распространять свои газеты и журналы и тем самым создавать здоровую конкуренцию на поле мусульманских СМИ». Но, как говорит эксперт, при высказанном Исмаиловым недовольстве тем, что в Крыму расходится большими тиражами мусульманская газета из «чужого» региона, до открытых недовольств распространением «Ас-Салама» в Крыму не доходит: «Дагестанцы много делают для мусульман Крыма, например, строят мечети». В Крыму работает большое количество дагестанцев. ДУМ Дагестана старается обеспечивать их духовные запросы, в том числе способствуя распространению в Крыму газеты «Ас-Салам». Поскольку газета выходит на русском языке, ее читают не только дагестанцы.
«Газета только повод, – считает профессор МГЛУ Роман Силантьев. – ДУМ Дагестана в КЦМСК традиционно недооценивали, что муфтият, понятное дело, задевало, но дагестанцы своего недовольства не демонстрировали. А сейчас терпение дагестанцев кончилось». В целом, говорит Силантьев, выход ДУМ Дагестана из Координационного центра мусульман Северного Кавказа обозначил давний кризис внутри этой структуры. «Первой ласточкой стал выход в марте 2012 из состава КЦМСК ДУМ Чечни. Тогдашний муфтий Чечни Султан Мирзаев, бывший в структуре КЦМСК первым зампредом, объяснил это тем, что КЦМСК проводит инертную политику, а инициативы членов КЦМСК разбиваются о полное равнодушие руководства». Потом отношения формально восстановились, но реально Чечня с 2012 года не имеет отношения к КЦМСК. Соседний с Чечней муфтият Ингушетии, еще один член КЦМСК, по словам Силантьева, более двух лет пребывает в кризисе из-за конфликта муфтия Исы Хамхоева с главой республики Юнус-Беком Евкуровым (подробнее в «НГР» от 15.06.16 и 29.06.16). «Итак, налицо потеря Координационным центром трех муфтиятов. Первый – Чечня, это свыше 300 мечетей. Второй – Дагестан, более 3 тыс. мечетей. В Ингушетии более 100 мечетей. Без этих регионов в составе КЦМСК останется 300 приходов в лучшем случае. В рейтинге мусульманских организаций России, где влияние определяется числом мечетей, КЦМСК из лидера станет аутсайдером».
О ликвидации КЦМСК Силантьев не говорит, но подтверждает, что работать, как прежде, централизованной организации будет трудно: «Тем более что сейчас коренным образом меняется конъюнктура в мусульманском поле России. ДУМ Дагестана вот-вот заявит претензии на членство в Совете при президенте России по религиозным объединениям и будет вести независимую политику в Межрелигиозном совете России». Также интересно, по словам эксперта, что ДУМ Дагестана связано договором о сотрудничестве с образованным в конце прошлого года Духовным собранием мусульман России (ДСМР). «В целом ситуация с КЦМСК показывает, что устоявшаяся система муфтиятов в России демонтируется. Сначала было три центра – КЦМСК, Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) и Совет муфтиев России. Сейчас этих центров станет еще больше», – заключил Силантьев.
«Реальную работу КЦМСК проводил только в плане хаджа, – говорит Михаил Рощин. – Пока в составе Центра был Дагестан, они за счет республики получали очень много квот. А в целом структура Исмаила Бердиева аморфна. Кроме организационных трений там есть взаимные противоречия религиозной направленности. У Дагестана, где лидируют накшбандийский и шазилийский тарикаты (духовные школы. – «НГР»), свои представления о базовых понятиях суфизма. Чечня – это сильно отличающийся от дагестанских суфиев кадирийский тарикат. Ингушетия – это кадирийский и накшбандийский тарикаты, чьи мюриды разделены, в свою очередь, на тейпы. Плюс салафиты, с которыми пытается войти в альянс Евкуров». «Мусульмане Ставрополья и Калмыкии по большей части дагестанцы. Они или мюриды дагестанских шейхов, или же последователи других толков ислама, в частности салафизма, – говорит Михаил Рощин. – Дагестан исторически себя считает главным центром ислама на Северном Кавказе. ДУМ Дагестана руководят аварцы – соплеменники имама Шамиля и мюриды шейха Саида Чиркейского. Поэтому если аварцу из ДУМ Дагестана кто-то, скажем, карачаевец Исмаил Бердиев, дает директивные указания, как этому аварцу себя нужно вести, то такое поведение будет воспринято очень негативно». От себя добавим, что входящие в состав КЦМСК Кабардино-Балкария, Краснодарский край и Адыгея заселены черкесами-адыгами, у которых ислам традиционно стоит на вторых ролях после черкесского морального кодекса – адыгехабзэ. Черкесы также – половина населения Карачаево-Черкесии.
Исмаил Бердиев в прошлом году стал цитируемой фигурой и в далеких от ислама СМИ. В августе, комментируя наделавший шума доклад правозащитников о якобы массовом женском обрезании в Дагестане (см. «НГР» от 18.08.16), Бердиев заявил, что это «дагестанский обычай» и что нужно провести эту ритуальную процедуру над всеми россиянками, поскольку таким образом станет меньше разврата. Потом Бердиев оправдывал свой призыв к средневековому варварству тем, что «просто пошутил». Есть мнение, что неосторожные высказывания главы КЦМСК ускорили решение ДУМ Дагестана распрощаться с КЦМСК.