0
9289
Газета Интернет-версия

05.04.2017 00:01:00

Координационному центру Северного Кавказа некого координировать

Тэги: координационный центр мусульман северного кавказа, кцмск, дум дагестана, исмаил бердиев, ахмад абдуллаев, ислам, суфии


координационный центр мусульман северного кавказа, кцмск, дум дагестана, исмаил бердиев, ахмад абдуллаев, ислам, суфии Муфтий Ахмад Абдуллаев, возможно, заявит претензии на членство в Совете при президенте России по религиозным объединениям. Фото с сайта www.muftiyatrd.ru

Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) – объединение муфтиятов, куда еще недавно входили Духовные управления мусульман всех регионов Северо-Кавказского федерального округа, а также Калмыкии, Краснодарского края и Адыгеи. С момента образования в 1998 году КЦМСК возглавляет муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев. В конце марта с.г. структура Бердиева лишилась контроля над самым крупным регионом Северного Кавказа – Дагестаном. Духовное управление мусульман этой республики (ДУМД) официально заявило, что с 18 марта с.г. больше не входит в религиозное объединение. Выход ДУМД из КЦМСК чреват для структуры Бердиева выпадением из зоны ее влияния нескольких тысяч общин. Возникшее в результате выхода Дагестана уменьшение числа приходов в составе КЦМСК заметно понижает статус этой организации в иерархии централизованных исламских объединений России. А в целом выход Дагестана из КЦМСК констатирует, что структура во главе с Бердиевым реально существует только на бумаге.

Причины своего разрыва с КЦМСК ДУМ Дагестана пояснило в специальном заявлении. В тексте сообщалось, что 17 марта с.г. дагестанский муфтий Ахмад Абдуллаев по приглашению КЦМСК и Международной исламской миссии побывал на собрании мусульманских лидеров Северного Кавказа. До официальной части мероприятия муфтии высказали Абдуллаеву свое несогласие с тем, что ДУМ Дагестана распространяет «у них дома» свою газету «Ас-Салам». Выслушав эти претензии, муфтий Абдуллаев дал распоряжение о созыве экстренного совещания. На этом совещании руководство дагестанского муфтията приняло решение о выходе из состава КЦМСК. Выход был официально оформлен приказом муфтия и заявлением руководства ДУМ Дагестана для СМИ. «Хотим подчеркнуть, что единственной целью широкого распространения этой газеты («Ас-Салам». – «НГР») является просвещение россиян, особенно ее мусульманской части, в вопросах традиционного ислама по двум мазхабам, которым следуют мусульмане России: по правовой школе имама Абу Ханифы и по правовой школе имама Шафии, – говорилось в заявлении. – Также газета на протяжении многих лет эффективно проводит на территории Российской Федерации серьезную работу антиэкстремистской направленности. Но газета почему-то стала семенем непонимания и камнем преткновения. Хотя на вопрос, есть ли к чему придраться по содержательной части газеты, ответ был отрицательным». Согласно заявлению ДУМ, в любом регионе России есть «небольшая часть тех, кто отрицает традиционный ислам и недолюбливает его представителей и, в частности, орган просвещения традиционного ислама (то есть газету «Ас-Салам». – «НГР»). И раздор вполне может случиться из-за этого».

Как сказал «НГР» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин, недовольство соседей Дагестана газетой «Ас-Салам», конечно, вызвано авторитетом ДУМД и дефицитом в сопредельных регионах печатных изданий аналогичного формата и тиража. «Газета «Ас-Салам» выпускается в Дагестане в больших количествах и, сколько существует, распространяется представителями муфтията в разных местах, особенно в районах компактного проживания уроженцев Дагестана. Например, в Ставропольском крае, где проживает много дагестанцев. Не во всех регионах духовным властям нравится этот порядок. Есть основание думать, что это распространение может восприниматься как вторжение ДУМ Дагестана в чужие «суверенные» права. Я и мои коллеги недавно видели в Крыму аварцев, которые как раз распространяли газету «Ас-Салам» в самом центре Симферополя. Заместитель главы Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК) Айдер Исмаилов в беседе с нами потом высказал на этот счет определенное недовольство. Такое отношение понять можно. Любой муфтият стремится подчеркнуть свою значимость. Но при этом нужно отметить: никто не запрещает муфтиятам издавать и распространять свои газеты и журналы и тем самым создавать здоровую конкуренцию на поле мусульманских СМИ». Но, как говорит эксперт, при высказанном Исмаиловым недовольстве тем, что в Крыму расходится большими тиражами мусульманская газета из «чужого» региона, до открытых недовольств распространением «Ас-Салама» в Крыму не доходит: «Дагестанцы много делают для мусульман Крыма, например, строят мечети». В Крыму работает большое количество дагестанцев. ДУМ Дагестана старается обеспечивать их духовные запросы, в том числе способствуя распространению в Крыму газеты «Ас-Салам». Поскольку газета выходит на русском языке, ее читают не только дагестанцы.

«Газета только повод, – считает профессор МГЛУ Роман Силантьев. – ДУМ Дагестана в КЦМСК традиционно недооценивали, что муфтият, понятное дело, задевало, но дагестанцы своего недовольства не демонстрировали. А сейчас терпение дагестанцев кончилось». В целом, говорит Силантьев, выход ДУМ Дагестана из Координационного центра мусульман Северного Кавказа обозначил давний кризис внутри этой структуры. «Первой ласточкой стал выход в марте 2012 из состава КЦМСК ДУМ Чечни. Тогдашний муфтий Чечни Султан Мирзаев, бывший в структуре КЦМСК первым зампредом, объяснил это тем, что КЦМСК проводит инертную политику, а инициативы членов КЦМСК разбиваются о полное равнодушие руководства». Потом отношения формально восстановились, но реально Чечня с 2012 года не имеет отношения к КЦМСК. Соседний с Чечней муфтият Ингушетии, еще один член КЦМСК, по словам Силантьева, более двух лет пребывает в кризисе из-за конфликта муфтия Исы Хамхоева с главой республики Юнус-Беком Евкуровым (подробнее в «НГР» от 15.06.16 и 29.06.16). «Итак, налицо потеря Координационным центром трех муфтиятов. Первый – Чечня, это свыше 300 мечетей. Второй – Дагестан, более 3 тыс. мечетей. В Ингушетии более 100 мечетей. Без этих регионов в составе КЦМСК останется 300 приходов в лучшем случае. В рейтинге мусульманских организаций России, где влияние определяется числом мечетей, КЦМСК из лидера станет аутсайдером».

О ликвидации КЦМСК Силантьев не говорит, но подтверждает, что работать, как прежде, централизованной организации будет трудно: «Тем более что сейчас коренным образом меняется конъюнктура в мусульманском поле России. ДУМ Дагестана вот-вот заявит претензии на членство в Совете при президенте России по религиозным объединениям и будет вести независимую политику в Межрелигиозном совете России». Также интересно, по словам эксперта, что ДУМ Дагестана связано договором о сотрудничестве с образованным в конце прошлого года Духовным собранием мусульман России (ДСМР). «В целом ситуация с КЦМСК показывает, что устоявшаяся система муфтиятов в России демонтируется. Сначала было три центра – КЦМСК, Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) и Совет муфтиев России. Сейчас этих центров станет еще больше», – заключил Силантьев.

«Реальную работу КЦМСК проводил только в плане хаджа, – говорит Михаил Рощин. – Пока в составе Центра был Дагестан, они за счет республики получали очень много квот. А в целом структура Исмаила Бердиева аморфна. Кроме организационных трений там есть взаимные противоречия религиозной направленности. У Дагестана, где лидируют накшбандийский и шазилийский тарикаты (духовные школы. – «НГР»), свои представления о базовых понятиях суфизма. Чечня – это сильно отличающийся от дагестанских суфиев кадирийский тарикат. Ингушетия – это кадирийский и накшбандийский тарикаты, чьи мюриды разделены, в свою очередь, на тейпы. Плюс салафиты, с которыми пытается войти в альянс Евкуров». «Мусульмане Ставрополья и Калмыкии по большей части дагестанцы. Они или мюриды дагестанских шейхов, или же последователи других толков ислама, в частности салафизма, – говорит Михаил Рощин. – Дагестан исторически себя считает главным центром ислама на Северном Кавказе. ДУМ Дагестана руководят аварцы – соплеменники имама Шамиля и мюриды шейха Саида Чиркейского. Поэтому если аварцу из ДУМ Дагестана кто-то, скажем, карачаевец Исмаил Бердиев, дает директивные указания, как этому аварцу себя нужно вести, то такое поведение будет воспринято очень негативно». От себя добавим, что входящие в состав КЦМСК Кабардино-Балкария, Краснодарский край и Адыгея заселены черкесами-адыгами, у которых ислам традиционно стоит на вторых ролях после черкесского морального кодекса – адыгехабзэ. Черкесы также – половина населения Карачаево-Черкесии.

Исмаил Бердиев в прошлом году стал цитируемой фигурой и в далеких от ислама СМИ. В августе, комментируя наделавший шума доклад правозащитников о якобы массовом женском обрезании в Дагестане (см. «НГР» от 18.08.16), Бердиев заявил, что это «дагестанский обычай» и что нужно провести эту ритуальную процедуру над всеми россиянками, поскольку таким образом станет меньше разврата. Потом Бердиев оправдывал свой призыв к средневековому варварству тем, что «просто пошутил». Есть мнение, что неосторожные высказывания главы КЦМСК ускорили решение ДУМ Дагестана распрощаться с КЦМСК.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
897
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1561
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1396
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2620

Другие новости