0
4519
Газета Интернет-версия

15.03.2017 00:01:00

Дыра в мягком подбрюшье России

Владислав Кондратьев

Об авторе: Владислав Владимирович Кондратьев – журналист.

Тэги: казахстан, сирия, исламское государство, терроризм, игил, иг


казахстан, сирия, исламское государство, терроризм, игил, иг Нурсултан Назарбаев на встрече министром по делам религий Нурланом Ермекбаевым (слева) рекомендовал бороться с экстремизмом сочинением законов. Фото с сайта www.president.kz

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе встречи с министром по делам религий и гражданского общества Нурланом Ермекбаевым 6 марта с.г. призвал усилить борьбу с религиозным экстремизмом, в том числе при помощи соответствующих законодательных актов. «У нас в стране созданы все условия для работы всех религиозных объединений, гарантирована свобода вероисповедания. Нам необходимо сохранить спокойствие в этой сфере. В то же время следует разобраться с вопросом религиозного экстремизма, пересмотреть законодательство», – сказал Назарбаев. Заявление президента Казахстана представляет интерес и для российских властей.

Республика Казахстан, будучи южным соседом России с самой протяженной линией государственной границы, выступает в роли своеобразного буфера, отделяющего ее от стран Центральной Азии и Афганистана. Участие страны в Евразийском экономическом союзе также подразумевает свободный обмен трудовыми ресурсами, что позволяет гражданам Казахстана беспрепятственно находиться на российской территории.

Первые факты участия казахстанцев в сирийских событиях стали известны в 2013 году. Именно в этот период в Интернете были обнародованы несколько видеообращений выходцев из Казахстана, призвавших своих соотечественников присоединиться к «джихаду» террористической и запрещенной в России организации «Исламское государство Ирака и Леванта» на Ближнем Востоке.

В дальнейшем подобные пропагандистские видеоролики о казахстанских исламистах в Сирии появлялись довольно регулярно. К примеру, в июле 2014 года на странице сообщества «Исламское государство» «ВКонтакте» вооруженный мужчина, представившийся как Абу Анис, вместе со своими единоверцами, на казахском языке, применяя иногда русские выражения, призвал «братьев в Казахстане» к «джихаду» против «Башара (Асада. – «НГР»), шиитов и демократов». В ноябре того же года в Сети начал распространяться видеоролик «Состязайтесь в благих делах», в котором показывались казахстанские граждане, находящиеся на территории Сирии и участвующие в боевых действиях на стороне террористических организаций. Широкую известность приобрел и некий Артем из казахстанского города Атырау, который неоднократно выкладывал в Сеть видеоролики о своем участии в сирийском конфликте, членах своей семьи, а на одном из видео даже сжег свой казахстанский паспорт.

Однако исход последователей салафитского исламского течения из Казахстана в регионы с повышенной активностью террористических группировок начался значительно раньше. Регионом притяжения для казахстанцев традиционно являлось афгано-пакистанское приграничье, о чем свидетельствуют не только результаты масштабных религиоведческих исследований казахстанских экспертов, но и данные о работе спецслужб республики. В частности, по данным руководителя ТРК «Казахстан» Ерлана Карина, который в прошлом возглавлял антитеррористический центр страны, информация об участии казахстанских граждан в деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Афганистана и ряда других стран начала появляться с начала 2000-х годов.

К 2013 году численность казахстанцев в лагерях боевиков в афгано-пакистанской зоне составила более 100 человек, что в одном из своих интервью подтвердил глава Комитета национальной безопасности Казахстана Нуртай Абыкаев. Находящиеся на территории Афганистана и Пакистана казахстанские исламисты не только участвовали в вооруженном противостоянии с международным воинским контингентом, но и активно способствовали террористической деятельности на родине. По официальным данным, известная своей причастностью к террористическим актам на территории Казахстана в 2011–2012 годах группировка «Джунд аль-Халифат» («Воинство халифата») была создана девятью представителями салафитской общины Атырауской области Казахстана, уехавшими в афгано-пакистанскую зону в период с 2008 по 2011 год.

После объявления американской администрацией планов о постепенном выводе своего воинского контингента из Афганистана вектор интереса казахстанских исламистов сместился в сторону участия в конфликте на территории Сирийской Арабской Республики. В Сирию решили отправиться не только основатели «Джунд аль-Халифат» Дамир Зналиев и Ринат Хабидолла, но и сотни других казахстанских граждан. В ноябре 2014 года их численность в Сирии составила более 300 человек, а через год казахстанских боевиков насчитывалось уже около 400.

Интересные данные в отношении находящихся в Сирии казахстанцев можно почерпнуть из доклада Ерлана Карина и Сагыныш Ахантаевой от 2014 года под названием «Наши люди на чужой войне: центрально-азиатские бойцы в сирийском конфликте». По данным авторов доклада, в Сирии в 2014 году находилось около 250 граждан Казахстана, большинство из которых являлись выходцами из южного Казахстана, Караганды (центр страны), Актобе (северо-запад) и западных областей страны. Казахстанцы были замечены в трех радикальных (и запрещенных в России) группировках: «Джебхат ан-Нусра», «Исламское государство Ирака и Леванта» (позже «Исламское государство», ИГ) и «Джейш аль-Мухаджирин валь-Ансар».

Вербовка граждан Казахстана в Сирию эмиссарами ИГ осуществлялась, как правило, на территории республики, в отдельных европейских странах, а также в Египте, где казахстанцы обучались в религиозных учебных заведениях. В ряды террористов граждан Казахстана привлекали и с помощью Интернета. Согласно исследованию Карина и Ахантаевой, возраст казахстанских джихадистов, находящихся в Сирии, составляет в среднем около 30 лет. У большинства имеется высшее образование и относительно стабильная работа. Многие имеют семьи и маленьких детей, которых они стараются перевезти с собой на Ближний Восток.

Властями и силовыми структурами Казахстана был реализован обширный комплекс антитеррористических мер. В заявлении казахстанского Комитета национальной безопасности от августа 2015 года было отмечено, что с начала 2014 года власти Казахстана предотвратили пять терактов под влиянием ИГ. Два из этих случаев были спланированы казахстанцами, получившими боевой опыт в Сирии. Также в заявлении отмечалось, что местные радикалы, симпатизирующие ИГ, готовили три плана нападения на правоохранительные органы республики.

Однако, как показали события 2016 года, казахстанским властям не удалось полностью нейтрализовать угрозы, исходящие от представителей исламистской общины страны, подверженных влиянию ИГ. Как известно, 5 июня нападению нескольких групп экстремистов подвергся казахстанский город Актобе, в результате погибли 7 и пострадали 38 человек, а 18 июля в результате вооруженного нападения на здание Алмалинского РОВД и Департамента Комитета национальной безопасности (КНБ) в Алматы погибли четыре человека, в том числе трое полицейских.

После событий в Актобе Нурсултан Назарбаев объявил, что совершенные теракты были организованы из-за рубежа. А ранее отмеченный нами Ерлан Карин в одном из своих интервью сообщил, что в связи с Казахстаном было выпущено пять «официальных» видеообращений ИГ, одно из которых было опубликовано за неделю до трагических событий в Актобе.

В последнее время все чаще появляются сведения о том, что казахстанцы отправляются на Ближний Восток транзитом через территорию России. Так, в апреле 2016 года прокуратура Ростовской области направила в суд уголовное дело в отношении гражданина Казахстана Вазгена Заргарьяна за намерение присоединиться в Сирии к ИГ. В 2015 году он пытался попасть в арабскую республику через территорию России и Грузии, но был задержан. Осужденный 19 октября 2016 года Атырауским городским судом Казахстана за причастность к террористической деятельности и приготовление к участию в иностранных вооруженных конфликтах, 23-летний местный житель также отправился в Турцию через Россию авиарейсом «Астрахань–Стамбул». Данные факты являются далеко не единичными случаями. Согласно заявлению руководителя управления по противодействию экстремизму Управления внутренних дел Атырауской области Казахстана Ербола Онгарова от декабря прошлого года, все 73 члена нетрадиционных религиозных течений из Атырауской области, находящиеся в Сирии и Ираке, выехали на Ближний Восток через Россию и Турцию, воспользовавшись действующим между странами безвизовым режимом.

Таким образом, если казахстанским рекрутам ИГ удается довольно часто использовать территорию нашей страны для транзита на Ближний Восток, то нельзя исключать и попыток с их стороны организовать по заданию ИГ террористические акции на территории России. О том, что такие намерения зреют среди исламистов Казахстана, свидетельствуют последние новости из казахстанского города Актобе, где 6 января с.г. вынесли приговор семерым экстремистам, которые планировали теракты в ночных клубах и крупных торговых центрах на территории России.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
471
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
519
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
745
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
615

Другие новости