В очередном всероссийском объединении Альбира Крганова (второй справа) видят и духовный, и политический проект. Фото с сайта www.rosmuslim.ru
В российской столице объявлено об образовании очередного межтерриториального муфтията – Духовного собрания мусульман России (ДСМР) во главе с муфтием Москвы, Центрального региона и Чувашии Альбиром Кргановым. Фактической презентацией ДСМР стала международная конференция «Роль религии в укреплении единства общества и развитии межцивилизационного диалога в XXI веке», прошедшая 30 ноября с.г. в «Президент-отеле». В работе конференции приняли участие представители мусульманской общественности России, Узбекистана, Кыргызстана, Сирии, Марокко, ОАЭ, Ливана. Сирию представлял шейх Мухаммад Тауфик Рамазан аль Бути – декан шариатского факультета Университета Дамаска, сын убитого террористами в марте 2013 года суфийского богослова Саида Рамазана аль Бути. Сын всемирно известного шейха на конференции произнес проповедь о том, что сегодня мусульманам всего мира необходимо объединяться, чтобы защитить мир от террористической угрозы, а религию – от псевдоисламских проповедников вроде главаря «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация) Абу Бакра аль Багдади. Рассказывая об ИГ, аль Бути процитировал хадис пророка Мухаммеда: «Когда увидите черные флаги, приникните к земле и не шевелите ни руками, ни ногами» (то есть избегайте людей под этими флагами).
«Нурсултан Назарбаев как-то сказал, что после того, как террористов из ИГ выдворят из Сирии, они придут в Казахстан и Среднюю Азию, – сказал глава ДСМР Альбир Крганов корреспонденту «НГР». – Я продолжу: оттуда эти террористы пойдут в Россию. Мы с подобным сталкивались в свое время на Северном Кавказе и в Поволжье». В руководстве ДСМР подчеркивают: в России и бывшем СССР сегодня остро назрела потребность в актуализации мусульманского наследия России и создании современной богословской школы. Муфтият Альбира Крганова в этом плане возлагает большие надежды на Узбекистан. «В советское время в Узбекистане, а именно в бухарском медресе «Мир Араб» и Ташкентском исламском университете, успешно работала многоуровневая и эффективная система исламского образования. При жизни Ислама Каримова в Самарканде решили создавать Международный исследовательский центр имени Имама Бухари – богослова, чье наследие стало основой ханафитского и шафиитского мазхабов ислама. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев продолжает дело Каримова, ему способствует Организация исламского сотрудничества. Мы целиком поддерживаем это», – сказали корреспонденту «НГР» в руководстве ДСМР.
В муфтияте не считают, что общность мусульманского наследия регионов бывшего СССР должна пострадать из-за последствий Беловежских соглашений. С исторической точки зрения это резонно. Ханафитский и шафиитский мазхабы, суфийская традиция пришли в нынешнюю Россию через Среднюю Азию. В Бухаре и Самарканде российские мусульмане всех национальностей постигали вершины исламских наук. В советский период государственного атеизма Средняя Азия была единственным регионом СССР, где можно было получить высшее мусульманское образование. Через стены бухарского медресе «Мир Араб» и Ташкентского исламского института прошли в свое время верховный муфтий России Талгат Таджутдин, глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, глава Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, лидер мусульман Азербайджана Аллахшукюр Пашазаде, первый президент Чечни Ахмат Кадыров и другие известные мусульмане. Также в регионе существовали подпольные мактабы (начальные мусульманские школы) и целые медресе. С того времени между мусульманами разных регионов бывшего СССР образовались сложные линии обратной связи. Например, узбеки, казахи и киргизы помнят, что до 1919 года много уроженцев Средней Азии учились и постигали суфизм в медресе «Расулия» (город Троицк, нынешняя Челябинская область), основанном в 1883 году суфийским татарским шейхом из Уфимской губернии Зайнуллой Расулевым (1833–1917). Мюрид и земляк Расулева шейх Баязит Хайруллин (1871–1950) обучал исламу жителей Владикавказа и Махачкалы. В ДСМР хотят, чтобы подобное международное сотрудничество продолжалось по линии двух создаваемых ныне духовно-образовательных центров: Центра имени Имама Бухари в Самарканде и Исламской академии в татарстанском городе Булгар.
На учредительном собрании ДМСР делегаты из разных регионов бывшего СССР одобрили появление в конце августа с.г. «Грозненской фетвы». В итоговой резолюции ДСМР фетву назвали «правовой позицией по наболевшим вопросам», сформулированной «впервые за многие годы внутренних противоречий в исламском сообществе». Эти противоречия привели к тому, что в мусульманском поле России сегодня – это классическая «феодальная раздробленность».
«Нынешнее состояние российской уммы, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Этим пользуются враги нашей страны», – сказал Альбир Крганов корреспонденту «НГР». Появление ДСМР обусловлено тем, что существующим сейчас исламским центрам (Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман) не удалось объединить мусульман России. «А единство сейчас нужно как никогда. Поэтому было принято решение о создании ДСМР – коллегиальном органе управления независимыми муфтиятами». «НГР» напоминает, что на стадии образования в ДСМР вошли десять духовных управлений мусульман (ДУМ). Среди наиболее крупных – ДУМ Томской области (муфтий Нурулла Калыкуханов), ДУМ Мордовии (муфтий Фагим Шафиев). Ожидается, что в будущем к ДСМР присоединятся ДУМ Петербурга и Северо-Запада (муфтий Равиль Пончеев) и ДУМ Югры (муфтий Тагир Саматов), ранее входившие в состав ЦДУМ (подробнее в «НГР» от 16.11.16).
В связи с этим складывается мнение, что появление ДМСР – это начало конца ЦДУМ. Со стороны Крганова это не первая попытка «отколоть» российскую умму от Талгата Таджутдина. В первый раз он попытался это сделать в апреле 2003 года, подписав вместе с муфтием Ямала Фаридом Салманом и муфтием Пермского края Мухамедгали Хузиным записку о необходимости отставки Таджутдина с должности главы ЦДУМ. Впрочем, как говорят эксперты, у трех муфтиев-подписантов, при всем их уважении к Таджутдину, были свои личные мотивации к смещению главы ЦДУМ и его замены сыном Таджутдина Мухаммадом.
В Совете муфтиев России к появлению ДСМР отнеслись скептически, напомнив, что у муфтия Москвы Крганова в самой Москве нет ни одной мечети. «От подобных комментариев в оценке перспектив ДСМР и стоит исходить, – сказал «НГР» эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Где будут последователи нового российского муфтия совершать намаз в Москве? Вряд ли московские власти дадут добро на появление в столице очередной мечети. Какую-то старую мечеть Крганову тоже вряд ли отдадут: светские власти не склонны идти на конфликт с действующими признанными муфтиятами». В появлении на свет ДСМР эксперт видит одновременно и попытку создать новый мусульманский полюс, и сложную политическую игру. «Крганов – человек амбициозный. Не исключаю, что у него в Москве есть поддержка, возможно, что со стороны РПЦ. Но поддержка у Таджутдина куда значительнее: там и Патриархия, и Кремль. И конкурировать Крганову скорее всего придется не с ЦДУМ, а с Советом муфтиев России».
Профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен видит в ДСМР не конкурента действующим муфтиятам, а площадку для их диалога. «В предыдущие годы были попытки подобного рода, – сказал эксперт «НГР». – Скорее всего сейчас сделан очередной шаг к тесному взаимодействию Духовных управлений мусульман. Мусульманское сообщество России нуждается в преодолении расхождений и противостояний, разобщения по ряду вопросов. Если эти шаги не декоративные, то они должны приветствоваться. Но насколько структура Альбира Крганова отвечает этим критериям, сказать пока трудно».
«Нынешняя конфигурация российского ислама – ЦДУМ, Совет муфтиев России, ДУМ Татарстана и кавказские муфтияты – до недавнего времени казалась устойчивой, – сказал «НГР» эксперт по политическому исламу Георгий Энгельгардт. – Участники этой системы находятся в сложных отношениях между собой, но при этом оберегают свою долю влияния и не пускают на поле новых игроков. Неизвестно еще, что получится у Альбира Крганова. Он, конечно, человек с аппаратными и дипломатическими талантами. Но его прошлые попытки переиграть стариков большим успехом не увенчались».