Развивается конфликт нефтяников из «Сургутнефтегаза» и представителей коренных народов – лесных ненцев и казымских ханты – вокруг природного парка «Нумто». Генеральная прокуратура РФ проверит обращение организации «Гринпис» о допустимости бурения нефтяных скважин на его территории. Ранее руководство Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) приняло решение разрешить добычу нефти в природном парке и одобрило его новое зонирование, по которому территория «Нумто» будет разделена на шесть частей: заповедную, природоохранную, рекреационную, традиционного экстенсивного природопользования, хозяйственного назначения и охраны объектов культурного наследия. Однако государственная экологическая экспертиза при этом проведена не была, что и послужило основанием для обращения экологов в прокуратуру.
Конфликт осложняется тем, что природный парк обладает не только экологическим значением. Озеро Нумто – «небесное» или «божье» на языке ханты для местных жителей священно: считается, что это одно из мест, где верховный бог спускался на землю. В парке насчитывается более 60 памятников этнической культуры: священных мест и кладбищ. Некоторые из них окажутся в зоне промышленного освоения, что вызывает опасение коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа. «Если это произойдет и нефтяники приедут добывать нефть в зону заповедного и заказного режима, то земли наших предков, наши земли и наших детей будут утеряны. Где еще выпасать стада оленей? Где собирать ягоду? Среди нефтяных вышек и факелов?.. Ведь природный парк создан с целью охранять и беречь природу, коренных жителей, нашу культуру и уклад жизни», – задаются вопросом в поданном на имя губернатора ХМАО-Югры обращении обитатели деревни Нумто – поселения оленеводов.
Противостояние добывающих ископаемые ресурсы компаний и коренных народов в настоящее время обостряется и за рубежом. В США возобновился конфликт вокруг строительства нефтепровода Dakota Access – на 70% выполненного проекта компании Energy Transfer Partners, обошедшегося ей в 3,8 млрд долл. Против строительства выступают живущие в резервации Стэндинг Рок индейцы сиу, по священным землям которых он будет проложен. Коренные жители Северной Дакоты считают опасность загрязнения Миссисипи, важнейшего для резервации источника воды, слишком сильной, и настаивают на изменении маршрута. Протестующие, к которым присоединились активисты-экологи, перекрыли автомобильную магистраль 1806, а также заблокировали и повредили мост, что вызвало столкновение с полицией. По информации MintPress News, только 11 ноября с.г. было задержано 40 протестующих, а общее количество арестованных за время протестных акций составило 400 человек. Очередное обострение противостояния с полицией связывают с появившимися слухами, что одним из последних решений Барака Обамы на посту президента США может стать формальное одобрение нынешнего маршрута трубопровода. После арестов в Монтане, Мэриленде, Нью-Йорке и Калифорнии проходят демонстрации в поддержку индейцев сиу. «Защита воды и наших священных мест всегда была центром нашего дела. Лагерь индейцев на реке Кэннонболл растет с каждым днем, и сейчас в нем представлены почти 90 племен. Многие из нас бывали здесь раньше, видя уничтожение родных земель и вод, когда раз за разом наши племена, протестующие против таких проектов, как Dakota Access, были проигнорированы», – заявил Дэвид Арчамболт, председатель резервации Стэндинг-Рок. В протестах принимают участие представители разных конфессий: 3 ноября с.г. более 500 священнослужителей организовали в лагере молитвенное шествие для привлечения внимания к разворачивающимся в Северной Дакоте событиям. Поддержали американских индейцев и представители Европейского конгресса этнических религий, на сайте которого был опубликован текст, выражающий солидарность в борьбе за сохранение сакральных вод и земель предков.
И в Ханты-Мансийском автономном округе, и в Северной Дакоте при всей разнице масштабов, напряженности конфликта местных жителей и нефтяников становится очевидным, что традиционные верования по-прежнему занимают важное место в жизни сообществ. Они тесно связаны с укладом жизни, промыслами коренных народов, и пренебрежительное отношение к ним может не только усугубить чисто экономический спор, но и создать угрозу его перерастания в межрелигиозный и межэтнический конфликт.