0
8433
Газета Интернет-версия

02.11.2016 00:01:00

Илия II везет в Москву грузинскую мечту

Тэги: католикос илия ii, патриарх кирилл, абхазия, южная осетия, самоопределение, дипломатия, политика, экономика, августовская война, россия, грузия, грузинская мечта


Патриархов Илию II и Кирилла сближает консервативная позиция по отношению к внешнему миру.	Фото Reuters
Патриархов Илию II и Кирилла сближает консервативная позиция по отношению к внешнему миру. Фото Reuters

Патриарх – католикос всея Грузии Илия II 18 ноября должен приехать в Москву. В Грузинской православной церкви (ГПЦ) заявляют, что основная цель этого визита – 70-летний юбилей патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Илия посетит подворье Грузинской церкви в Москве, встретится с представителями грузинской диаспоры. Одним словом, визит будет иметь частный характер, утверждают официальные источники информации. Встречи с российскими политиками в план визита не входят. В то же время пресс-служба католикоса всея Грузии не без загадочности добавляет: в России Илия II «может встретиться с любым лицом».

В Москве и Тбилиси давно привыкли к тому, что визиты первого духовного лица Грузии в Россию, запланированные изначально как частные, по факту являются встречами на высшем политическом уровне, где обсуждаются острые политические проблемы. Так, в ноябре 2011 года, приехав официально на 65-летие патриарха Кирилла, Илия II обсуждал в Москве с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым проблему грузинских беженцев из Абхазии и Южной Осетии. Ситуация с этими молодыми государствами для России и Грузии – и камень преткновения, и повод к неотложному диалогу. Русская православная церковь, существуя в условиях признания Российской Федерацией суверенитета этих республик, одновременно считает их каноническими территориями Грузинской церкви.

Политолог Агаси Арабян – уроженец Грузинской ССР, лидер общественной организации «Джавакхская диаспора России», сказал корреспонденту «НГР», что нынешний визит Илии II в Москву – свидетельство того, что в Грузии идет малозаметное с виду, но отчетливое потепление к России. «Свидетельство тому – итоги недавних выборов в парламент Грузии, где выиграла «Грузинская мечта – Демократическая Грузия», – говорит Агаси Арабян. – Декларации и действия этой партии сводятся к прозападной ориентации страны и возвращению Абхазии и Южной Осетии, то есть почти ничем не отличаются от «Единого национального движения» Михаила Саакашвили. Но при этом «Грузинская мечта», в отличие от «националов», заинтересована в связях с Россией и потому считается в Грузии пророссийской. В Тбилиси понимают, что без связей с Россией удержать корабль грузинского государства на плаву просто невозможно, поэтому лавируют между Россией и Западом. Илия II – не только духовный, но и политический лидер Грузии. Полагаю, что правящие в Грузии силы просят его быть посредником в восстановительном процессе с Россией, неформальным дипломатом. В Тбилиси не без основания полагают, что у дипломата от Церкви больше шансов на успех, чем у того же МИД Грузии. Протокольный дипломатический контакт между Москвой и Тбилиси невозможен еще и потому, что между ними с 2008 года нет дипломатических отношений. Обмена послами не произошло до сих пор, потому что нынешнее грузинское руководство этого не хочет. У «Грузинской мечты» на этот счет железное условие: пусть Россия выводит войска из Абхазии и Южной Осетии, платит компенсацию, и только после этого можно будет о чем-то говорить. Но в реальности такой подход завел Тбилиси в тупик, а иного власти предложить не могут; в таком случае население власть не поймет и просто ее скинет. Поэтому в Тбилиси прощупывают почву для альтернативных политических ходов. Лучшего альтернативного дипломата на российском поле, чем Илия II, Грузии не найти. Он непререкаемый авторитет для грузинской диаспоры России, пользуется уважением в Русской православной церкви, среди российских политиков и чиновников».

Сейчас назрело много моментов, которые важны для России и Грузии, продолжает Агаси Арабян: «Во-первых, в 2015 году был ратифицирован договор о военном сотрудничестве между Россией и Абхазией. Готовится аналогичная ратификация по Южной Осетии. В Тбилиси понимают, что Россия с «оккупированных территорий», как их называют грузины, не уйдет. Текущий статус-кво по этим территориям дает Тбилиси только краткосрочные выгоды – в периоды избирательных кампаний. В общем плане эта ситуация – с Россией ни войны, ни мира – тупик для Грузии. Поскольку политические опции неэффективны, Тбилиси задействовал религиозную – через Илию II. У него в России будет расширенный график встреч. На Илию II в Тбилиси возлагают большие надежды и в Москве, думаю, тоже. В Москве хорошо помнят, как в апреле 1989 года, во время противостояний звиадистов (сторонников первого президента независимой Грузии. – «НГР») и советских войск на проспекте Руставели в Тбилиси, Илия II уговаривал звиадистов разойтись, и те его послушались».

«Частный визит – это часто прикрытие, а Илию II никак нельзя назвать частным лицом, – сказал «НГР» эксперт по Южному Кавказу Владимир Захаров. – Он по факту неофициальный президент Грузии, объединяющий всех граждан Грузии и всех грузин мира. В том, что на встречах Илии II с патриархом Кириллом будут люди из администрации президента России, нет сомнения. То, что визит подается как дружеский долг патриарху Кириллу, – знак того, что между Россией и Грузией есть больные вопросы, которые необходимо решать, а решать некому. Власти Грузии в плане России стоят в тупике, а без России им никуда хода нет.  Да, Грузия заявляет о своей европейской идентичности, намерении интегрироваться в НАТО и Евросоюз. Но какие выгоды приобретет Грузия от этого, что она может дать Европе, кроме своей территории? Грузинское вино или фрукты Европе не нужны. Эта продукция востребована только в России». Захаров считает, что Илия II будет зондировать почву для взаимовыгодного формата российско-грузинских отношений по самому широкому спектру: от экономики до гуманитарных проблем. «Конечно, будут обсуждать Абхазию и Южную Осетию, в частности вопрос, который стоит уже не одно десятилетие: вопросы с православием в этих республиках. Внешне они под омофором Грузинского патриархата, но по факту ему не подчиняются. Объявить духовенство этих республик раскольниками нельзя: весь клир был законно рукоположен в Тбилиси или в Москве. Абхазские и осетинские священнослужители свой выход из-под грузинского омофора опять же обосновали церковными канонами. Вопрос с православием в Абхазии и Южной Осетии не может быть вечным, его надо решать».

Экс-министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания сказал «НГР», что особого прорыва в российско-грузинских отношениях от визита Илии II ожидать все же не стоит. «Его святейшество в основном приезжает в Россию по своим духовным делам. Вряд ли на дне рождения патриарха Кирилла будут обсуждаться политические вопросы. Хотя, думаю, какие-то аспекты в российско-грузинских отношениях будут подняты. Ранее во время своих визитов в Россию Илия II обсуждал в формате личных встреч проблемы грузинских беженцев, российские визы для грузин и т.д. Но опять же католикос действовал как церковный человек, посланец мира, а не как политический деятель. Окончательные политические решения принимаются главами государств». В общем, как говорит Хабурдзания, «окончательная ясность по визиту Илии II в Россию наступит постфактум: когда он вернется в Грузию, и в России, и в Грузии прозвучат определенные политические комментарии».

Даже если Илия II ограничится в Москве общением с Московским патриархом и эта встреча никак не повлияет на межгосударственные отношения, все же ее стоит рассматривать в русле межцерковной политики, которая имеет свое измерение. В июне с.г. ГПЦ была среди православных Церквей, отказавшихся отправлять свою делегацию на Великий и Святой собор на Крите, созванный Константинопольским (Вселенским) патриархом Варфоломеем. Среди «отказников» был также Сербский патриархат, с предстоятелем которого патриархом Иринеем глава РПЦ провел переговоры во время своего октябрьского визита в Лондон. Сообщество Церквей, не признавших Критский собор, может превратиться в неформальный союз во главе с Московским патриархатом, раз уж РПЦ пока не удалось добиться доминирования на общеправославном уровне.

Кроме того, фактор Константинопольского патриархата служит угрозой как для Тбилиси, так и для Москвы. «Раскольники» в Украине так же, как и в Абхазии, обращаются к Варфоломею с просьбой распространить свое покровительство на эти территории, которые РПЦ и ГПЦ считают своими, согласно канонам.

Вместе с тем, контакты первоиерархов РПЦ и ГПЦ имеют односторонний характер. В отличие от Алексия II, бывавшего в Грузии весьма часто, Кирилл в сане патриарха пока не посещал эту страну.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1674
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1370
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1369
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1620

Другие новости