Патриарх Кирилл на встрече с архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби (справа) призвал христиан Англии вместе развивать отношения между Россией и Западом. Фото с сайта www.patriarchia.ru
Сегодня в Париже начинает работу российский духовно-культурный центр, торжественное открытие которого потеряло свой размах после того, как стало известно, что в церемонии не примет участие президент России Владимир Путин. Отмена визита российского лидера во Францию, как известно, связана с отказом его французского коллеги Франсуа Олланда от общения на любую тему, кроме ситуации в Сирии. «Президент (Владимир Путин) принял решение отменить этот визит. Дело в том, что планировались некоторые мероприятия, связанные с открытием российского культурно-духовного центра, проведением одной из выставок. К сожалению, эти мероприятия выпали из программы, и поэтому президент принял решение свой визит во Французскую Республику отменить», – сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
«Мы были готовы говорить с Владимиром Путиным о ситуации в Сирии – такое предложение ему было сделано, но он должен был открывать еще выставку, православную церковь, что было бы совершенно сюрреалистично. Владимир Путин отказался приехать говорить о Сирии – именно это нужно запомнить, и об этом я сожалею, поскольку мы хотим говорить о Сирии с Россией», – приводит ТАСС слова министра иностранных дел Франции Жан-Марка Эйро, сказанные им в эфире радиостанции Europe1.
Тем не менее православный храм и сопутствующие культурные учреждения, выстроенные с видом на Эйфелеву башню, начнут действовать, не дожидаясь посещения российским лидером. Возглавлять российскую делегацию на церемонии открытия будет министр культуры России Владимир Мединский. Возможно, почетным гостем также станет патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Весной с.г. посол РФ во Франции Александр Орлов говорил в интервью «Российской газете» про «официальное открытие центра в присутствии… святейшего патриарха Кирилла».
Глава РПЦ с 15 по 18 октября с.г. совершал пастырский визит в Лондон, и, возможно, для делегации Московского патриархата не составит труда пересечь Ла-Манш, чтобы поддержать своим присутствием торжественность момента открытия православного храма в Париже. Не исключено, сроки поездки в Великобританию рассчитаны таким образом, чтобы по завершении миссии в Лондон прибыть в Париж именно в тот день, когда там должен был быть, по первоначальному плану, Владимир Путин – для совместного участия в церемонии. Теперь же церковный лидер как бы берет на себя функции посла доброй воли в тех странах Европы, с которыми в настоящее время у нашей страны складываются не самые лучшие отношения.
В Лондоне патриарх Кирилл встретился с примасом Церкви Англии архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби, несмотря на то что в РПЦ ранее выступали за ограничение контактов с этой Церковью из-за ее либерального отношения к однополым бракам и священникам нетрадиционной ориентации. «Уверен, что взаимодействие Русской православной церкви и христианских сообществ Англии призвано внести существенный вклад в том числе и в развитие отношений между нашими странами и народами», – сказал патриарх Кирилл на этой встрече. Главу РПЦ вчера приняла королева Елизавета II. Формально монархиня возглавляет Церковь Англии. По словам пресс-секретаря патриарха, священника Александра Волкова, глава РПЦ рассказал королеве «о духовном подъеме, который существует сейчас в России».
Все это происходит в ситуации крайнего охлаждения отношений с Великобританией. Ситуация относительного замещения российской дипломатии посланцами РПЦ начала складываться еще на начальных этапах ухудшения отношений России и Запада, связанного с украинским кризисом и вхождением Крыма в состав нашей страны. Напомним, что когда российскую делегацию лишили права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы и Россия покинула ПАСЕ, в Страсбурге осталось представительство Московского патриархата (подробнее в «НГР» от 21.05.14). Сейчас в «парламентской столице Европы» полным ходом идет строительство православного храма. По сообщениям представителя Московского патриархата при европейских организациях игумена Филиппа (Рябых), до завершения строительства ждать остается недолго. 15 сентября с.г. в строящемся храме побывала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко во время своей поездки в Страсбург.
Создается впечатление, что строительство русских духовных центров в значимых политических центрах Европы представляет собой продуманную дипломатическую стратегию, которую на Западе уже называют «мягкой силой» Кремля. Вот что говорил в цитировавшемся выше интервью посол во Франции Александр Орлов о культурно-духовном центре близ Эйфелевой башни: «Этот проект рассматривается в качестве пилотного, и в случае его успеха аналогичные в будущем могут быть реализованы и в других странах. Учитывая уникальный характер центра, он будет работать под руководством российского посла и с юридической точки зрения являться отделением посольства РФ во Франции».
Как писали «НГР» в номере от 05.10.16, в России рассматривают духовные общины и связанный с ними правозащитный дискурс в качестве канала влияния на Запад. Российская ассоциация религиозной свободы (РАРС) 21 сентября с.г. представила доклад «Свобода совести и религиозная нетерпимость в современном мире», где в числе прочего говорится о том, что «проблема свободы совести и развития государственно-конфессиональных отношений должна стать той площадкой, на которой Россия будет играть для продвижения своих национальных интересов», а «вопросы свободы совести должны в итоге превратиться в один из действенных инструментов российской «мягкой силы» на международной арене».
В качестве мягкой духовной силы выступает не только Русская православная церковь. В Стамбуле с 11 по 14 октября с.г. проходил Евроазитский исламский совет, куда отправились российские муфтии. Собрание исламских деятелей работало параллельно со Всемирным энергетическим форумом (Анкара), в котором принимал участие Владимир Путин. (Об этом можно прочитать на с. 3). Таким образом, у «духовной дипломатии» России есть также восточные спецпредставители. Напомним также, что в апреле 2015 года на прием к папе Римскому Франциску попала делегация еврейской общины России во главе с главным раввином Москвы Пинхасом Гольдшмидтом. Позже состоялась историческая встреча патриарха Кирилла и папы Франциска в Гаване. Эти контакты российского духовенства со значимыми фигурами за рубежом, по мнению наблюдателей, имеют, может быть, символический, но выразительный смысл преодоления барьеров, опускающихся перед российской дипломатией начиная с 2014 года.
Символической выразительности нынешнему посещению патриархом Кириллом Англии придает тот факт, что по церковной традиции местные епархии носят названия древних кафедр, некогда бывших на территории Крыма. В Великобритании располагается Сурожская епархия, а во Франции – Корсунская. Сурож находился на месте нынешнего Судака, а Корсунь – Херсонес, что рядом с Севастополем. Так сказать, «Крым наш» в самом сердце Европы… Не менее символично, что визит патриарха Кирилла в Лондон связан с 300-летием присутствия здесь русского православия, отсчет которого ведется со строительства посольской церкви Петром I. Нет нужды объяснять, какой круг ассоциаций во взаимоотношениях России и Европы связан с петровскими временами.
Кроме того, патриарх Кирилл почтит память Сурожского митрополита Антония (Блума), который в 1962 году создал здесь епархию под юрисдикцией РПЦ. Одновременно митрополит Антоний, чрезвычайно популярный у «западнического» крыла интеллектуалов Московского патриархата, в 2001 году невольно создал предпосылки для так называемой «Сурожской смуты». Он просил патриарха Алексия II одновременно назначить своим преемником епископа Василия (Осборна) и прислать из Москвы в качестве викарного архиерея епископа Илариона (Алфеева), который ныне в сане митрополита возглавляет Отдел внешних церковных связей РПЦ. Спустя пять лет Осборн перешел в Константинопольский патриархат, а Алфееву удалось удержать епархию под омофором Московского патриарха. Конфликт двух епископов тогда многие расценивали как показатель раскола между русскоязычными и англоязычными прихожанами. В соответствии с этим видением десять лет назад, в 2006 году, в итоге победила «рука Москвы».
Одновременно с расширением представительских функций духовенства на внешнеполитической арене социологи фиксируют снижение роли религиозных объединений внутри страны. Согласно опросу, проведенному Левада-Центром и опубликованному 13 октября с.г., за последние пять лет на 10% меньше россиян стали верить представителям религий. Сейчас только 43% опрошенных выразили полное доверие религиозным организациям, которые уступают в доверии, к примеру, органам госбезопасности. По опросу ВЦИОМа, обнародованному 12 октября с.г., только 13% участников исследования считают, что Церковь в России сегодня способствует формированию традиционных ценностей. Даже СМИ на один пункт выше в этом рейтинге общественных институтов, которые «играют ключевую роль в воспроизводстве традиционных ценностей, способствуют формированию патриотизма». Эти результаты работы социологов заставляют задуматься о соответствии религиозных организаций «присвоенному» им статусу «духовной скрепы».
Более зримые успехи духовенства на международной арене, вполне возможно, определяются тем, что эта роль поддерживается государством, в то время как во внутриполитической жизни влияние Церкви ограничивается. Впрочем, нет оснований предполагать, что и дипломатическая миссия РПЦ не ограничится церемониальными мероприятиями по созданию более благоприятного имиджа России в глазах «западников». Даже чаепитие с самой королевой – это еще не дверь в Страну чудес большой политики.