0
10488
Газета Интернет-версия

19.10.2016 00:01:00

Распятая в нью-йоркском соборе

Тэги: богохульство, англикане, нью йорк, сша, черчилль, распятие, христос


богохульство, англикане, нью йорк, сша, черчилль, распятие, христос Женщина должна быть включена в самый главный для человечества образ, говорит автор «Христы».

В то время как Соединенные Штаты готовятся возвести женщину на вершину власти, британская художница Эдвина Сэндис поместила «феминистическое распятие» в алтарь собора в Нью-Йорке. Эта композиция представляет собой изображение обнаженной женской фигуры на кресте, увенчанной терновым венцом, в позе, характерной для изображений распятого Иисуса. Работа выполнена из бронзы. Произведение называется «Христа». Позади «пришелицы»  высится гигантский витраж, с которого на распятую женщину снисходит вполне традиционный Спаситель, раскрывая объятия.

Собор Иоанна Богослова – крупнейший епископальный и, соответственно, англиканский храм в мире. И вообще один из крупнейших христианских храмов. Это главный дом молитвы епархии Нью-Йорка и притягательная для туристов достопримечательность. Епископальную церковь в Северной Америке одни упрекают за стремление соответствовать веяниям времени, таким как рукоположение женщин-епископов и разрешение гей-браков, другие за то же самое ее поощряют.

Не следует все же думать, что американские епископалы настолько далеко продвинулись в своем модернизме, что полностью заменили Христу пол и предлагают верующим поклоняться обнаженному женскому телу. Произведение Сэндис будет находиться в соборе до марта 2017 года как центральный экспонат выставки «Проект «Христа»: проявления божественного тела». В рамках экспозиции представлены работы 21 современного художника, «изучающего язык, символику, искусство и ритуал, связанные с исторической концепцией образа Христа и божественного, которое проявляется в каждом человеке, независимо от пола, расы, этнической принадлежности, сексуальной ориентации и способностей», говорится на сайте собора Иоанна Богослова. Там также сказано, что изобразительные работы сопровождаются хореографическими номерами и исполнением джазовых музыкальных композиций. Это нормальная практика для собора, где регулярно проходят концерты и выставки.

«Христа», созданная Эдвиной Сэндис в 1975 году, когда художница еще проживала в Великобритании, однажды уже находилась в стенах собора. Происходило это во время Страстной недели 1984 года, также в рамках феминистической выставки, и тогда вызвало шквал обвинений в адрес скульптора и клириков храма. Сэндис вспоминает, что тогда с трудом уговорила священнослужителей решиться выставить свою работу, о чем они вскоре пожалели. На них и Сэндис обрушилась лавина гневных писем, которую она характеризовала как «разверзшиеся врата ада», где художницу обвиняли в богохульстве. Распятие авторства Сэндис вызвало ярость не только из-за «глумления» над святыней канонического изображения Христа, но и своей вызывающей сексуальностью. Об этом сообщается в аннотации на нынешнюю выставку, размещенную на сайте собора Иоанна Богослова. Два десятилетия назад подобная попытка завершилась вынужденным закрытием выставки и изгнанием грешного бронзового тела из стен храма. Священники тогда назвали скульптуру «богословски и исторически неоправданной».

Сегодня уже сами церковники выступают в защиту работы Сэндис. Программными выступлениями отметились настоятель собора Иоанна Богослова протопресвитер Джеймс Ковальски и даже глава епархии Нью-Йорка Епископальной церкви США Эндрю Дойч. «Эволюционирующая, растущая, обучающаяся Церковь готова видеть в «Христе» не только произведение искусства, но и объект почитания, размещенный в алтаре, при всех проблемах восприятия, которые могут возникнуть у многих прихожан, да и вообще, может быть, у всех нас», – приводит газета New York Times слова епископа.

Несколько лет назад американский интернет-ресурс New York social diary опубликовал обширное интервью с художницей, в котором был и вопрос про «Христу». Сэндис спросили, религиозна ли она. Ее интерес к христианской образности не исчерпывается упомянутой распятой фигурой. Сэндис в своем творчестве активно разрабатывает библейские мотивы, один из излюбленных ею и часто повторяющийся в разных вариациях – рука с наманикюренными ногтями, держащая надкушенное яблоко. Надо полагать, этот образ связан отнюдь не с «яблочным» производителем электроники, а c темой запретного плода и женской сексуальности. Религиозные символы у нее всегда сочетаются с акцентированной темой тех частей женского тела, которые христианство по традиции стыдливо прикрывает фиговым листком.

Эдвина Сэндис отсекает все лишнее – то, что не имеет отношения к женской сексуальности. 	Фото с сайта www.edwinasandys.com
Эдвина Сэндис отсекает все лишнее – то, что не имеет отношения к женской сексуальности. Фото с сайта www.edwinasandys.com

Итак, на вопрос журналистов о ее религиозности Сэндис ответила отрицательно, но уточнила, что воспитана в лоне Церкви Англии (к слову, в Америке англикане – это Епископальная церковь), в уважении к христианским традициям. Замечательно, когда человека воспитывают в соответствии с традициями, говорит художница, хотя позже у него могут возникнуть сомнения, но в начале жизненного пути традиции очень важны. Она рассказала, что идея композиции «Христа» пришла ей в голову, когда она пыталась выразить тему женского страдания, и наилучшим воплощением оказался образ распятого Богочеловека. «Женщины должны быть включены в самый важный для человечества символ», – говорит Сэндис, имея в виду образ Христа, страдающего на кресте.

Здесь следует открыть еще одну деталь личности Эдвины Сэндис. Дело в том, что она правнучка выдающегося премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. Вот уж кого можно считать воплощением консерватизма и традиционализма! Но только не в арт-пространстве Эдвины Сэндис. На столе в ее кабинете бюст знаменитого предка и его чопорные фотопортреты соседствуют с одной из ее работ, изображающих обнаженную женскую натуру.

В интервью Сэндис рассказывает о художественных увлечениях Черчилля. Якобы пример деда дал ей старт для занятий изобразительным искусством. «Днем он заседал в парламенте, а вечерами дома писал картины», – говорит Сэндис. И добавляет: «Когда он декламировал стихи, в его глазах стояли слезы. Он был очень эмоциональным. Он был разносторонний человек. Где бы он ни находился, вокруг него возникал особый мир».

Тем не менее Сэндис построила более удобный для себя мир не в Европе, а в Новом Свете. Однако она сама уверяет, что покинула родину не потому, что для ее творчества там были какие-то ограничения. В Нью-Йорке ее привлекает размах, который в разы больше, чем в старой доброй Англии. «В Англии все мельче», – признается Сэндис. Судя по ее словам, художница не считает себя революционером в общественной морали. Она подчеркивает свою приверженность домашним делам, любовь к кулинарии, свое материнство и замужество. В общем, «киндер, кюхе, кирхе»…

Пока Эдвина Сэндис воплощает себя как образцовую домохозяйку, ее «кощунственное» распятие красуется в алтаре церкви и грозит заварить такую кашу на церковно-политической кухне, что мало не покажется даже Большому яблоку с его либеральными взглядами на проблему познания добра и зла.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
502
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
512
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
667
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
493

Другие новости