Президент Родриго Дутерте не терпит вмешательства извне во внутренние дела Филиппин. Фото Reuters
На Филиппинах священнослужители и верующие преобладающей в стране Католической церкви, а также студенчество и правозащитники 21 сентября с.г. вышли на демонстрации протеста, чтобы отметить 44-летнюю годовщину введения в стране военного положения при президенте Фердинанде Маркосе. Но настоящей мишенью демонстрации стал новый президент страны Родриго Дутерте, прославившийся своими грубыми высказываниями в адрес Барака Обамы и Евросоюза. Основной претензией демонстрантов к новому главе государства стали расправы над предполагаемыми наркодилерами и наркоманами, число жертв которых, по информации Филиппинского центра журналистских расследований, со дня инаугурации президента Дутерте 1 июля с.г. уже превысило 3 тыс. человек. Припомнили президенту и его методы наведения порядка во время пребывания на посту мэра города Давао (остров Минданао), где он задействовал отряды добровольцев для внесудебных расправ над преступниками.
Демонстранты, в том числе монахи, несли в руках плакаты с надписями «Преследуйте и наказывайте наркобаронов, но остановите убийства!». Монах-францисканец Анхелито Кортез, участвовавший в подготовке мероприятия, заявил представителям прессы: «С того дня, как Дутерте стал президентом и объявил о начале кампании против наркотиков, убийства стали повсеместными. Мы поддерживаем его в проведении антинаркотической кампании, но если убийства неизбежны, то в системе существуют какие-то сбои». По словам монаха, за три месяца президентства Дутерте убито уже больше людей, чем за 14 лет действия военного положения при Фердинанде Маркосе. Пресс-секретарь архиепархии Манилы Атилано Фахардо назвал войну против наркотиков «войной против сограждан».
Ранее, в середине августа, заявление со сходным содержанием сделала созданная по инициативе ватиканской Конгрегации по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни Ассоциация глав религиозных общин Филиппин. Через месяц ту же позицию заняла Конференция католических епископов этой страны. До этого сразу после избрания Дутерте президентом филиппинское католическое духовенство выступило против его инициативы по возрождению смертной казни.
Кроме того, президента обвиняют во введении в стране негласного режима чрезвычайного положения после очередной атаки террористической группировки «Абу Сайяф» в начале сентября с.г. в туристическом городе Давао, мэром которого ранее был Дутерте, который находился в этом городе в момент атаки. Тогда президент Филиппин заявил, что не будет вводить в стране чрезвычайное положение, но предусмотрит дополнительные меры безопасности. «Я прошу вооруженные силы Филиппин, военных и полицию действовать по моим распоряжениям», – цитирует Дутерте Financial Times. По уточнениям сил правопорядка Филиппин, речь идет о введении в стране положения вне закона, которое предусмотрено действующей Конституцией. Согласно части VII статьи 18 Основного закона Филиппин от 1987 года, президент является главнокомандующим страны и уполномочен в случае «незаконного применения силы» призвать вооруженные силы страны к его предотвращению. Прецедент использования этой статьи Конституции уже случался: после теракта в том же городе Давао в 2003 году положение вне закона было введено тогдашним президентом страны Глорией Арройро. По информации Филиппинского центра журналистских расследований, президент Дутерте ввел не негласное, а законодательно оформленное Манифестом № 55 чрезвычайное положение. Более того, то же издание приводит слова президента о том, что он не позволит ни одному полицейскому отправиться в тюрьму. Так или иначе, представители общественности, в том числе католические епископы и верующие, выступили против повышения мер безопасности за счет нарушения прав человека.
Присутствовавший на демонстрации епископ епархии Сан-Карлос Джерардо Альминаза заявил, что «многие молодые люди уже не помнят, что происходило в годы военного положения». Архиепископ соседней епархии Баколода и президент Конференции католических епископов Филиппин Сократес Вильегас отметил, что военное положение научило людей «вставать на защиту правого дела». Епархии Баколода и Сан-Карлос входят в митрополию Хара, находящуюся на территории провинции Западный Негрос (Висайские острова).
Кроме того, католическое духовенство во время демонстрации высказало свои возражения против захоронения бывшего президента Фердинанда Маркоса на государственном кладбище для героев, дискуссия о чем сейчас идет в филиппинском обществе. Ассоциация глав религиозных общин Филиппин выступила с заявлением о «моральной несостоятельности» этого плана. «Из-за жестокостей, совершенных за время действия чрезвычайного положения, – гласит заявление ассоциации, – он не может служить примером для подражания ни одному поколению».
Сентябрьская демонстрация проявила позицию Католической церкви на Филиппинах относительно политических методов президента-популиста. Представители Церкви выступили против незаконных методов насаждения порядка в обществе и против равнения на «славное прошлое» диктатуры Маркоса, дискуссия о политическом наследии которого идет сейчас на Филиппинских островах. Возможно, на мнение представителей Католической церкви повлиял тот факт, что во время избирательной кампании в апреле с.г. Дутерте оскорбил папу Римского Франциска. Тогда при упоминании о дорожных заторах, которые образовались во время визита понтифика в Манилу в 2015 году, Дутерте заметил, что хотел сказать понтифику: «Сукин сын, не приезжай больше сюда». По сообщению Time, после этого будущий филиппинский лидер направил Святому престолу письмо с извинениями в адрес папы. Затем то же издание написало, что президент отменил, видимо, уже запланированную поездку в Ватикан, чтобы извиниться перед понтификом, объяснив, что такая поездка стала бы «упражнением в двуличии».
Вскоре Дутерте вновь оскорбил представителей Католической церкви. «Вам не стыдно, сукины дети? Вы же постоянно просите о каких-то одолжениях даже от меня», – вопрошал президент. «Вы знаете, кто самый большой лицемер? Католическая церковь», – цитирует Дутерте Guardian. Далее он обвинил католических епископов страны в том, что они постоянно просят деньги у правительства. Президент отметил, что считает это еще одной формой взяток. Он припомнил, что церковные иерархи выступали против его избрания в качестве лидера государства, но не преуспели. «Не получилось у вас меня остановить», – позлорадствовал глава государства. Действительно, несмотря на то что католики составляют 80% населения Филиппин, нельзя забывать, что многие в филиппинском обществе поддерживают жесткие действия Дутерте по борьбе с криминалом. Кроме того, у главы государства есть козырь – борьба с террористической группировкой «Абу Сайяф». Вскоре после демонстраций католиков и правозащитников на Филиппинах и начала кампании на англоязычных ресурсах по демонизации действий добровольческих отрядов по борьбе с наркотрафиком появился ряд статей, в которых упоминается, что исламисты «Абу Сайяф» угрожают не только жителям филиппинского архипелага, но и соседним Индонезии, Малайзии и Австралии. «Задача Дутерте по искоренению «Абу Сайяф» не проста», – пишет Asia Times. Другими словами, жесткие действия президента оправдываются.
С осуждением антинаркотической кампании Дутерте помимо Католической церкви, местных правозащитников и студентов выступили Human Rights Watch, Совет ООН по правам человека, представители Европейского парламента и Госдепартамента США. Здесь Святой престол оказался солидарен с Западом, для которого действия Дутерте – одно из препятствий для завершения ратификации Транстихоокеанского партнерства (ТТП) – преференциального торгового соглашения о снижении пошлин в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Например, новости о переговорах Манилы с Пекином, по сообщению индийского дипломата Бхадракумара, опубликованного в издании Asia Times, стали дополнительным фактором откладывания Вьетнамом ратификации ТТП. Вопрос ТТП – один из ключевых для внешней политики США, поэтому можно прогнозировать развитие конфликта Дутерте с США. Например, 17 сентября с.г. МИД Филиппин Перфекто Ясай с трибуны ООН заявил, что у филиппинского президента «беспрецедентный мандат», поэтому мировое сообщество не должно вмешиваться в его действия по искоренению преступности на Филиппинах: «Мы призываем позволить нам самим решать наши внутренние проблемы для достижения целей внутригосударственного развития без ненужного вмешательства». Возможно, как ответ на это обращение следует расценивать слова бывшего председателя Конференции католических епископов Филиппин архиепископа Оскара Круза, который заявил, что «защита тех, чья жизнь оказалась в опасности, особенно тех, кто стал свидетелем волны убийств, связанных с антинаркотической кампанией, – моральный долг Католической церкви». С другой стороны, Филиппины – важный союзник США в АТР, например, в январе с.г. одобрение Верховного суда Филиппин получило Соглашение о расширении сотрудничества в оборонной сфере, которое позволяет американцам разворачивать на Филиппинских островах неограниченный контингент.
Учитывая курс Дутерте, популистские высказывания которого направлены на отстаивание самобытного филиппинского пути развития, Католическая церковь может сыграть важную роль в формировании взглядов населения, более 80% которого в островной стране составляют католики. Правда, президента это вроде бы не беспокоит. В конце сентября на пресс-конференции в Маниле он признался, что сомневается в существовании Бога. Поводом к откровению послужила защита президентом своей инициативы по возвращению на Филиппинах к практике смертной казни.