0
57802
Газета Интернет-версия

21.09.2016 00:01:00

Саудиты возмущены отлучением от Грозного

Тэги: мухаммед урейфи, рамзан кадыров, такфир, убийство, ваххабизм, саудовская аравия, чечня, джихад, юсуф кардауи, оппозиция, грозненская фетва


мухаммед урейфи, рамзан кадыров, такфир, убийство, ваххабизм, саудовская аравия, чечня, джихад, юсуф кардауи, оппозиция, грозненская фетва Улемы вроде Аль Урейфи выступают в двойственной роли: поддерживающих власти саудовского королевства и одновременно оппозиционеров. Фото с сайта www.arefe.ws

За несколько дней до 15-летней годовщины терактов в Нью-Йорке в российских СМИ появилась новость: саудовский салафитский богослов Мухаммед бин Абдельрахман аль Урейфи объявил главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову такфир – назвал Кадырова отлученным от ислама человеком, чье убийство не является грехом по исламским канонам. Как сообщали распространившие эту новость СМИ, поводом для данного заявления стала принятая в конце августа в Грозном фетва, объявившая салафитов и «Братьев-мусульман» (запрещенная в РФ террористическая организация) находящимися вне ислама террористическими сектами.

Опубликовавшие эту сенсацию СМИ ссылались на арабский сайт катарского телеканала «Аль-Джазира». Оригинала заметки на сайте «Джазиры» нет, как нет и каких-либо заметок в соцсетевых аккаунтах проповедника (Урейфи – активный пользователь Twitter и Facebook). Доказательством служит только скриншот на арабском языке, похожий по своим визуальным признакам на копию с сайта «Джазиры». Информация о совершенном Урейфи такфире в адрес Кадырова на данный момент официально опровергнута властями Чечни. Пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов заявил, что в Грозном специально связывались с Урейфи. «Шейх, совершающий в эти дни священный хадж, был опечален клеветой и потрясен лицемерием тех, кто приписывает ему высказывания, которых он никогда не допускал. Более того, шейх в своем аккаунте публично заявил, что никогда не делал подобных высказываний в адрес Рамзана Кадырова, – написал Альви Каримов в своем Instagram. – Нет никаких сомнений, что за всей этой возней стоят ярые враги ислама, которые озабочены тем, что сотни видных религиозных деятелей мира провели в Грозном Международную исламскую конференцию, осудили терроризм, экстремизм, приняли резолюцию и фетву».

Опрошенные «НГР» эксперты говорят: нет никаких доказательств призывов Урейфи к убийству Кадырова. Но если исходить из личности этого проповедника, то он вполне мог объявить такфир главе Чечни.

Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов пояснил «НГР», что Мухаммед Урейфи известен в Саудовской Аравии как радикальный проповедник «чистого ислама». «Он доктор богословия, член Всемирной мусульманской лиги. Он себя называет защитником суннитских догматов, но на самом деле типичный салафит, причем крайних взглядов. Он объявлял немусульманами алавитов и шиитов, благословлял мусульман всего мира на джихад в Сирии. Проповеди Урейфи настолько радикальны, что в Британии, Швейцарии и Египте его объявили персоной нон грата, а власти Королевства Саудовская Аравия в 2014 году заключили его в тюрьму. Урейфи имеет определенную популярность: у его аккаунта в Facebook 15 млн подписчиков со всего мира. Но по степени влияния его нельзя сравнивать с тем же Юсуфом Кардауи, идеологом «Братьев-мусульман». Урейфи больше известен на локальном саудовском уровне».

«Объявлял ли на самом деле Урейфи такфир Рамзану Кадырову, точно сказать не могу. Ни в арабских СМИ, ни на его личных сайтах такой информации я не нашел, – сказал Долгов. – Но то, что разные ваххабитские лидеры объявляют России и отдельным россиянам джихад – не новость. Эта тенденция обозначилась с начала событий в Сирии в 2011 году, когда Россия выступила в защиту режима Башара Асада. Юсуф Кардауи вообще назвал Россию «врагом ислама номер один» и пытался объявить нашей стране джихад. Объявлять джихад России пытались и некоторые религиозные лидеры Саудовской Аравии».

Профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач в беседе с «НГР» разъяснил истинное отношение саудовских кругов к принятой в Грозном фетве, которую упомянул в своем комментарии пресс-секретарь Рамзана Кадырова. «В ответ на эту фетву, получившую наименование «Грозненской фетвы», Высший совет улемов (мусульманских ученых. – «НГР») Саудовской Аравии выпустил свою фетву. Суть саудовской фетвы: в условиях, когда мусульманская умма находится в периоде тяжелых испытаний, перед лицом угрозы со стороны «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация) и других групп, а в мире идет экспансия исламофобии, принятие «Грозненской фетвы» не отвечает интересам уммы. Например, исключение «Грозненской фетвой» салафитов из числа обладающих правильным иманом (верой. – «НГР») и ихсаном (обрядом поклонения. – «НГР») ведет к расколу уммы. В Высшем совете улемов сочли, что «Грозненская фетва» причисляет Саудовскую Аравию к источникам террористической угрозы, поскольку в королевстве преобладает салафитское понимание ислама. В итоге саудовские улемы выразили резкий протест тому, что было высказано и сделано в конце августа на конференции в Грозном».

По словам эксперта, в Королевстве Саудовская Аравия (КСА) обсуждают такое решение «Грозненской фетвы», что настоящие знания по исламу мусульманин из России может получить в ограниченном списке исламских зарубежных вузов, куда вузы КСА не были включены. «Саудовские улемы сказали, что нельзя считать каирский университет Аль-Азхар авторитетом для мусульман всего мира, потому что этот вуз сам не без греха. Улемы напомнили, что в Аль-Азхаре ранее принимались весьма странные фетвы, например, фетвы о разрешении кормления грудью взрослых людей. Рассуждая о том, какие фетвы ранее принимались в разных местах, в КСА обратили внимание, что по исламским нормам нельзя отлучать салафитов от уммы, как это сделали в Грозном. Большинство признанных в мусульманском мире фетв не позволяют принуждать кого-то к той вере или отлучать мусульманина от уммы лишь потому, что он ханбалит, а не, скажем, шафиит». В последнем случае эксперт упоминает две богословско-правовые школы в исламе, ханбалитская является ведущей в Саудовской Аравии, а шафиитская – на Северном Кавказе.

По словам Косача, дискуссия об отношении к «Грозненской фетве» выплеснулась на страницы ведущих саудовских газет. «В прессе затронули такой момент: саудовская оппозиция, которая сидит в Лондоне, может заявить, что «наконец-то в Грозном принято верное решение», и мусульманский мир наконец увидит, что «власть в КСА в руках ваххабитов». Поэтому, по мысли оппозиционеров, саудовское руководство и все королевство обязано меняться. Светские круги КСА в связи с этим требуют обратить особое внимание на «Грозненскую фетву» и принять соответствующие меры. Идет речь о том, что КСА должна рассматриваться в современном мире и как центр политического притяжения, и как духовный центр всех мусульман мира. В КСА принято немало законов общемусульманского значения, КСА ведет антитеррористическую борьбу на Ближнем Востоке и т.д. Светский аспект этой дискуссии еще разделяется на проправительственный и оппозиционный, но последний не имеет большого значения, поскольку оппозиция КСА немногочисленная, находится в эмиграции и не имеет решающего влияния на процессы в КСА».

Что касается такфира, который Урейфи якобы выносил Рамзану Кадырову, то, по словам Косача, никаких подтверждений этому нет ни в арабских СМИ, ни в аккаунтах богослова, ни вообще в сети Интернет. «Меня смутило еще одно обстоятельство: за призывы к молодым людям отправляться «на джихад» в Сирию и Ирак Урейфи был арестован властями КСА и, судя по всему, до сих пор находится под этим арестом. Но если же он в самом деле от своего имени выносил это решение по главе Чечни, то стоит обратить внимание, что его сайты и аккаунты читают миллионы людей. Урейфи вполне может быть связан c  «Братьями-мусульманами», которые в нынешней КСА персоны нон грата. Но в КСА неясна грань между теми улемами, которые поддерживают политическое руководство королевства, и оппозиционными. К примеру, Джухайман аль Утайби, вдохновитель захвата в ноябре 1979 года Запретной мечети в Мекке и казненный в январе 1980 года, был протеже и учеником Абд аль Азиза ибн База, ставшего 13 лет спустя после казни Утайби верховным муфтием КСА. А Урейфи в течение долгого времени был профессором Университета короля Сауда в Эр-Рияде. Урейфи – духовный наставник многих саудовских военных и разведчиков, он сотрудничал с Генеральным штабом армии КСА и Общей разведкой королевства».

«При этом многие его фетвы близки по духу к тем направлениям, которые в КСА называют «заблудшими сектами», – местным антиправительственным исламистским движениям, которые там развивались в конце 1980 – начале 1990-х годов под лозунгами религиозного противостояния королевской власти, – отмечает Косач. – Скорее всего Урейфи больше связан с этой внутрисаудовской оппозицией, которая выросла из «моджахедов» Афганистана и Чечни. И это обстоятельство куда более веское, чем его предполагаемая связь с «Братьями-мусульманами».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3130
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3513
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2565
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4531

Другие новости