0
12255
Газета Интернет-версия

21.09.2016 00:01:00

В сердце Запада застучал «пепел Андижана»

Тэги: ислам каримов, стабильность, репрессии, исламисты, шавкат мирзеев, акрам юлдашев, барак обама, иг, иду, андижан, цветные революции


ислам каримов, стабильность, репрессии, исламисты, шавкат мирзеев, акрам юлдашев, барак обама, иг, иду, андижан, цветные революции Мусульманская жизнь в Узбекистане находится под контролем государства. Фото AP/ТАСС

После кончины президента Узбекистана Ислама Каримова президент США Барак Обама выразил соболезнования народу Узбекистана и заверил, что США остаются привержены политическому и экономическому партнерству с этой среднеазиатской республикой. Обама произнес загадочную фразу: «Узбекистан начинает новую главу своей истории». Власти соседней с Узбекистаном Киргизии выразили опасение, что после смерти Каримова узбекские исламисты начнут дестабилизировать всю Среднюю Азию. Как считают в Бишкеке, Запад скорее всего будет заставлять преемника Каримова проводить политику либерализации, вследствие чего прежняя архитектура власти, строившаяся на подавлении исламистских ячеек, будет подвергнута полному или частичному демонтажу.

Опасения насчет Узбекистана высказал бывший вице-премьер Киргизии Токтокучук Мамытов. По словам Мамытова, официальный Ташкент при Исламе Каримове придерживался жесткой политики в области религии, удерживая ситуацию в этой сфере под полным контролем государства. Киргизский политик сказал: «Даже теологи и религиоведы признают, что Ташкент своей жесткой религиозной политикой защищал регион от экстремизма и терроризма. Существует опасность, связанная со стремлением нового руководства Узбекистана ввести реформы и продемонстрировать перед мировым сообществом демократические шаги. Тем самым существует вероятность ослабления работы по решению религиозных проблем».

О том, что Ташкенту после смерти Каримова придется перестраиваться, прямо говорят ведущие западные СМИ. После официального подтверждения кончины Каримова британская Guardian опубликовала статью с подзаголовком «Сомнительно, что преемник Ислама Каримова будет более пригоден для демократического правления». Автор статьи, заместитель главного редактора Guardian Саймон Тисдолл, перечислил все «преступления» Ислама Каримова: детский труд на хлопковых плантациях, коррупция, клановость, репрессии против инакомыслящих – и отдельно остановился на подавлении Каримовым мятежа исламистов в Андижане в мае 2005 года: «Сотни протестующих против режима были расстреляны армией Узбекистана в Андижане. Каримов отказался от независимого расследования этих событий. Жертвы Андижана остаются неотмщенными по сей день. Тем не менее Каримову это сошло с рук, как и другие последующие пытки, незаконные задержания, фальсификация выборов, преследования на религиозной почве, подавление прессы и детский принудительный труд». Британская газета особо подчеркнула, что, хотя Госдепартамент США в своем докладе от 2015 года резко осудил религиозную политику Ташкента, это не помешало госсекретарю США Джону Керри в ноябре того же года встречаться с Каримовым в Самарканде, а властям США – поставить Узбекистану крупную партию американской бронетехники и включить республику в список партнеров США по борьбе с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) в Центральной Азии. Такую тактику западных партнеров режима Каримова Тисдолл называет «заигрывающей» и «лицемерно – циничной». Но Тисдолл в своей статье также сказал, что Великобритания, США и ЕС вряд ли будут закрывать глаза на происходящее в Узбекистане после смерти Каримова.

В том же духе об узбекском лидере в конце августа писала французская Liberation. Подчеркивая, что в Узбекистане подавляют религиозные свободы и права человека, а за массовые выступления против коррупции расстреливают, как это случилось в Андижане, ведущее французское СМИ отмечало: Ташкенту из-за его важного геополитического положения при Каримове удавалось избежать «заслуженного гнева Запада».

Казахстанский политолог Асылбек Избаиров, профессор Евразийского национального университета имени Гумилева (Астана), считает, что Западу, конечно, хотелось бы устроить в Узбекистане «украинский сценарий» при помощи местных исламистов. «Это Западу было бы выгодно. Но отвечает ли это сейчас интересам тех же США? – сказал Избаиров в интервью «НГР». – Как раз наоборот. Штаты видят Узбекистан своим союзником в борьбе с ИГ в Центральной Азии. Создание Штатами в посткаримовском Узбекистане исламистской оппозиции нереально и потому, что внутри Узбекистана для этого нет ресурсов. «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ, запрещенная в России террористическая организация) не существует, бывшие главари ИДУ убиты, в тюрьме или в Сирии. Радикальные структуры, конечно, хотели бы использовать узбекистанское «междуцарствие» для реванша. Но у них вряд ли что получится». Как считает Избаиров, для Узбекистана нереален и вариант, когда исламисты пытаются прорваться во власть в альянсе с прозападными силами (примеры – «тюльпановая революция» в Киргизии, Сирия): «В Узбекистане нет классического светского прозападного электората. Тамошнее общество очень консервативное и религиозное. Оппозиция в стране сведена к нулю. Но это не значит, что ее вообще нет. То же ИДУ хоть и обезглавлено, но из Узбекистана не ушло. Оно сидит в глубоком подполье. Возможно, ждет своего часа». Избаиров уточнил: звездный час для исламистов наступил бы, если бы в Узбекистане возникли проблемы с передачей власти или же власть досталась слабому президенту. «Но не произошло ни того, ни другого. 8 сентября и.о президента Узбекистана стал премьер-министр страны Шавкат Мирзиёев – продолжатель курса Ислама Каримова и его наиболее вероятный преемник».

«Большинство узбекских верующих следуют ханафитскому праву, по которому любой легитимный режим благословен Аллахом, – сказал «НГР» ведущий научный сотрудник Института востоковедения Академии наук Узбекистана Бахтияр Бабаджанов. – Эта установка опирается на хадис пророка Мухаммеда, где говорится, что за один день войны уничтожается то, что создавалось за сорок дней мирной жизни. Я не очень верю, что бывшие арестованные, опальные имамы или еще кто-то сможет побудить граждан страны к насильственной смене власти».

«При Исламе Каримове исламистская оппозиция жестко преследовалась, – говорит Асылбек Избаиров. – Применяемые Каримовым методы западные политики и правозащитники квалифицируют как политические репрессии. Но еще неизвестно, к чему бы привели Узбекистан исламисты, приди они к власти». С Избаировым соглашается Бахтияр Бабаджанов: «Достанься исламистам власть, неизвестно, чем бы это кончилось. До 1999 года «Хизб ут-Тахрир» (запрещенная в России террористическая организация) в Узбекистане была легитимной. Хизбутовцы «отблагодарили» власть призывами к государственному перевороту. ИДУ начало с того, что объявило в  Наманганской области шариатское государство. Активисты ИДУ убили не один десяток человек в Узбекистане и за его пределами. А с чего начались андижанские события мая 2005 года, в которых Запад обвиняет нашего ныне покойного президента? Сторонники Акрама Юлдашева (лидер выступлений в Андижане, основатель группировки «Имонга йол» («Путь веры». – «НГР») расстреляли в упор четырех полицейских, совсем молодых ребят. Назовите мне хоть одно государство, которое бы жестко не реагировало на отстрел своих правоохранителей».

Однако проживающие в России узбекистанские политические мигранты (как считается, в основном исламисты) призывают своих сограждан к сопротивлению «диктатуре Шавката Мирзиёева». В частности, лидер «Общества политэмигрантов Центральной Азии» Бахром Хамроев предлагает исламистам объединиться с дочерью Ислама Каримова Гульнарой и министром финансов Узбекистана Рустамом Азимовым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
982
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1160
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1606
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1309

Другие новости