Построенный в 2011 году в Киеве собор УГКЦ назвали патриаршим. Фото с сайта www.ugcc.ua
В Украине активно обсуждается проект «Единой поместной Украинской церкви». Инициаторами проекта предлагаются разные модели объединения Церквей, в том числе с участием греко-католиков.
Ряд украинских политиков еще со времен Леонида Кравчука выступали за создание украинской национальной Церкви. Однако если в 1990-х годах это было стремление к созданию автокефальной Православной церкви, то в нулевых оно эволюционировало в проекты объединения всех существующих православных Церквей и униатов.
Первая концепция объединения греко-католиков с православными была представлена Украинской православной церковью в США (УПЦ в США), которая находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Главным идеологом стал архиепископ Всеволод Майданский. Он считал, что «медленный экуменизм» является ошибкой, когда речь идет о единстве Церкви в Украине. «Медленным экуменизмом» Майданский называл постепенное объединение между католиками и православными путем продолжительных диалогов и совместных конференций.
Майданский в начале 90-х годов выступил соучредителем «Студийной группы Киевской церкви», целью которой было включение в официальный экуменический диалог Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Диалог УГКЦ с Константинопольским патриархатом в рамках работы данной группы поднимал спорные вопросы о возможности одновременного евхаристического общения с Константинопольским патриархатом и Римско-католической церковью («двойного единства»), оценку роли УГКЦ и признания ее статуса. Работа группы, хотя и не была частью официального экуменического диалога, способствовала продвижению концепции «Киевской церкви». Эта концепция подразумевает воссоединение религиозных организаций, которые имеют историческое отношение к Православной церкви Руси, берущей начало во времена князя Владимира. К «Киевской церкви» в Украине обычно относят Украинские православные церкви Московского (УПЦ МП) и Киевского патриархатов (УПЦ КП), Украинскую автокефальную церковь (УАПЦ) и УГКЦ, но отказываются причислять РПЦ.
Майданский в докладе «Брестская уния и последствия» утверждал: «Церковь Киева была первой поместной Церковью, которая потерпела внутреннее разделение из-за раскола между Римом и Константинополем. Исцеление ран Киевской церкви видится как предыдущая часть настоящего диалога между католиками и православными». Для придания идее национального колорита униаты ссылаются на митрополита Петра Могилу как на одного из идеологов концепции «двойного единства». Отечественный богослов Георгий Флоровский в своей работе «Пути русского богословия» также упоминает об этом «желании» Могилы: «Не раз выдвигался план соединить униатов и «дизунитов» (не принявших унию. – «НГР») под властью особого и единого западно-русского патриарха, который был бы сразу в общении и с Константинополем, и с Римом. И в патриархи латино-униатская партия всегда выдвигала именно Могилу, вряд ли без его ведома. Рутский (Иосиф Рутский (1574 – 5 февраля 1637) – третий греко-католический митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси. – «НГР») считал, что он вполне «расположен» к унии». Поэтому греко-католики выступают за скорейшее объединение всех православных Церквей в Украине, после чего планируют сами подключиться к завершающему акту объединения.
Свой подход греко-католики выразили в «Экуменической концепции УГКЦ» и в послании «Единый Божий народ на Киевских горах», изданном по случаю перенесения в Киев кафедры главы УГКЦ в 2004 году. В 2008 году кардинал Любомир Гузар, являясь главой УГКЦ, написал открытое письмо предстоятелю УПЦ МП митрополиту Владимиру (Сабодану) с предложением объединиться. Согласно его плану, взаимопризнание таинств между Церквами киевской традиции должно было открыть путь к евхаристическому общению и совместному служению литургии. Совместная евхаристия – видимое проявление единства поместной Украинской церкви – станет основанием избрания единого патриарха «Киевской Церкви».
Украинские политики, в том числе экс-президент Виктор Ющенко, активно выступавшие за создание в Украине единой поместной Церкви, пытаются осуществить этот проект, также опираясь на УГКЦ. Несмотря на то что Ющенко уже не находится у власти, он все равно участвует в этом процессе.
С самого начала украинской «незалежности» желание создать национальный религиозный проект, отвечающий претензиям на национальную самостоятельность, обусловил повышенное внимание к УГКЦ украинских националистических кругов и правящей элиты. Будучи частью Римско-католической церкви (РКЦ) и независимой от Московского патриархата, УГКЦ рассматривалась как религиозная структура, наиболее отвечающая политическим и националистическим амбициям украинской элиты. Именно поэтому униаты в Украине строили свой патриархат и просили признать его папу Римского. Папа Франциск отказал им в 2013 году. Несмотря на то что Шевчук является лишь архиепископом, в украинских СМИ и в самой УГКЦ его называли патриархом, а построенный в Киеве собор в 2011 году назвали патриаршим.
После победы «еврореволюции» очередным шагом принуждения к объединению Церквей стало подписание «Ровенского меморандума» 14 ноября 2014 года. Меморандум подписали управляющий Сарненской епархией УПЦ МП митрополит Анатолий (Гладкий), управляющий Ровенской епархией УПЦ МП митрополит Варфоломей (Ващук), управляющий Ровенской епархией УПЦ КП архиепископ Иларион (Процик), управляющий Ровенско-Волынской и Таврической епархиями УАПЦ митрополит Львовский Макарий (Малетич) и за управляющего епископа Луцкого экзархата УГКЦ Иоасафата Говера священник Евгений Остапенко. В меморандуме, в частности, говорится о том, что подписанты «выступают за создание единой Украинской поместной православной церкви, осуждают действия России как агрессора и других государств по захвату территории Украины, осуждают разжигание межрелигиозной вражды и захвата православных храмов одной конфессии другой».
Украинские политики в этом документе видели будущую модель объединения украинских Церквей. Но лишь спустя неделю униаты заявили о недействительности подписи своего иерарха, подчеркнув, что это была инициатива Ровенской облгосадминистрации. Данное заявление они сделали после того, как иерархи УПЦ МП отозвали свои подписи.
Почувствовав поддержку властей, униаты начали предпринимать более решительные шаги по реализации своей экуменической концепции, что нашло воплощение в диалоге с Украинской автокефальной православной церковью (обновленной) (УАПЦ (о), которую возглавляет архиепископ Игорь (Исиченко). Решением XXV епархиального «собора» УАПЦ (о) было предложено «обратиться к главе УГКЦ Святославу Шевчуку и синоду епископов УГКЦ с просьбой о братских советах относительно достижения евхаристического общения и административного единства Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ с УГКЦ как с преемницей киевской духовной традиции».
Помимо работы с УАПЦ (о), УГКЦ ведет переговоры и непосредственно с УАПЦ. 29 сентября 2015 года глава УГКЦ Шевчук встретился с главой УАПЦ митрополитом Макарием (Мелетичем), с которым обсудил перспективы взаимодействия и представил экуменическую концепцию униатов. Следует подчеркнуть, что это была первая встреча глав УГКЦ и УАПЦ за все время независимости Украины.
Таким образом, объединение униатов с УАПЦ (о) может стать прецедентом присоединения к УГКЦ не только отдельных клириков или приходов, а целой церковной структуры. Такой сценарий позволит поднять вопросы о пересмотре участия униатов в экуменическом диалоге и даст им возможность приблизиться к получению статуса патриархата.
Им подыгрывают иерархи Константинопольского патриархата. Помимо иерархов УПЦ в США с заявлением о том, что «униаты – это мост между Восточной и Западной церковью для достижения полного единства» выступил 29 октября 2015 года митрополит Прусский Элпидофорос Ламбриниадис, экс-генеральный секретарь Синода Константинопольского патриархата в 2005–2011 годах.
Однако совместная декларация патриарха Кирилла и папы Римского Франциска практически перечеркнула всю развитую униатами риторику объединения Церквей. Украинские политики выступили с заявлением, что им не нужен духовный центр за пределами Украины, даже если он в Риме. Стремление объединить все религиозные организации в Украине в одну структуру и потом получить признание Константинопольского патриархата после публикации вышеуказанной декларации выглядит крайне сомнительным предприятием. В то же время националистический дискурс внутри страны обусловливает потребность в проектах, которые предлагают национальную Церковь или воссоздание «Киевской церкви».