0
4271
Газета Интернет-версия

06.04.2016 00:01:00

От Львова до Гаваны

Анатолий Хливный

Об авторе: Анатолий Витальевич Хливный – украинский журналист.

Тэги: украина, уния, грекокатолики, шевчук, ватикан, папа франциск, украинская церковь


украина, уния, греко-католики, шевчук, ватикан, папа франциск, украинская церковь Советская власть добилась от греко-католиков «единодушия» в деле ликвидации их Церкви. Фото 1946 года

В столице уже ставшей к тому времени советской Галиции Львове 70 лет назад состоялось собрание клириков и мирян Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). В истории это собрание известно как Львовский собор (в версии католиков – псевдособор) 1946 года. Тогда не без участия новых властей была провозглашена ликвидация Брестской унии 1596 года, вхождение УГКЦ в лоно Русской православной церкви и, как следствие, растворение греко-католиков в православии.

Повторение чего-то подобного через 70 лет в Украине кажется немыслимым. Возрожденная УГКЦ ныне активно развивается, ее позиции довольно крепки, и не только в Западной Украине, и предпосылок к повторной ликвидации унии нет. Однако не так давно начали ходить слухи о намерении Русской православной церкви «опять присоединить» к себе украинских греко-католиков. Участились такие разговоры после подписания 12 февраля с.г. папой Римским Франциском и патриархом Московским и всея Руси Кириллом Гаванской декларации, которую в Украине воспринимают неоднозначно. К слову, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) уже успел опровергнуть слухи о намерении РПЦ присоединить греко-католиков.

В Украине недавний юбилей «объединительного собора» отмечают довольно активно, в первую очередь сама УГКЦ, которая проводит всевозможные выставки, круглые столы, семинары, международные конференции, принимает участие в съемке и показах документальных фильмов и т.д. А поскольку все мероприятия, посвященные событиям во Львове 70-летней давности, по времени совпали с подписанием Гаванской декларации, то и комментировали их зачастую вместе, проводя некие исторические параллели. Так, 5 марта группа епископов УГКЦ во главе с верховным архиепископом Киево-Галицким Святославом Шевчуком встретилась с папой Римским Франциском в Ватикане. Эта встреча была приурочена к 70-летию Львовского собора, и на ней греко-католики пытались объяснить понтифику неоднозначность восприятия в Украине Гаванской декларации. В одном из своих интервью Святослав Шевчук заявил, что текст совместной декларации в целом положительный, хотя пункты, касающиеся Украины в целом и УГКЦ в частности, у него «вызвали больше вопросов, чем ответов».

А вот события 8–10 марта 1946 года в УГКЦ оценивают однозначно. Во время круглого стола «Насильственная ликвидация УГКЦ и ее последствия: уроки и задания для настоящего» Шевчук сказал, в частности: «Нас осудили, как Христа, 70 лет назад, и вместе с Ним мы и воскресли», отметив, что и ныне стремятся осудить и унизить УГКЦ за то же, за что 70 лет назад, только на этот раз пытаясь высмеять УГКЦ перед миром в современных текстах. Архиепископ намекает, похоже, на спорные пункты Гаванской декларации. В понимании УГКЦ никакого воссоединения 70 лет назад с РПЦ не было по определению, поскольку нельзя с кем-то воссоединиться, если никогда в лоне той Церкви не находился. Украинская греко-католическая церковь считает себя наследницей Киевской митрополии, а своей матерью-Церковью – Константинопольский патриархат.

Аналогичное видение Львовского «собора» и у Украинской православной церкви Киевского патриархата. На сайте УПЦ КП опубликовано заявление, где среди прочего сказано: «Киевский патриархат считает так называемый Львовский собор не проявлением соборной церковной свободы, а плодом подавление свободы вероисповедания. <... > Так называемый Львовский собор мы сравниваем с так называемым Харьковским собором (1992 года, на котором начался процесс отстранения от дел митрополита Киевского Филарета (Денисенко), позже ушедшего в раскол и провозгласившего себя Киевским патриархом. – «НГР»). На первом не было первоиерарха УГКЦ и епископов, а присутствующие священники находились под давлением советской власти. На втором не было предстоятеля УПЦ, а епископы действовали тайно от духовенства и церковного народа, вопреки церковным правилам и находясь под светским влиянием».

Заслуживающим внимания является и заявление группы религиозных и общественных деятелей из Франции, Украины, Соединенных Штатов, России и Нидерландов, обнародованном 7 марта с.г. В нем современное церковное руководство в России и Украине призывают «признать недействительными трагические решения Львовского собора». В документе отмечено, что православные христиане «чувствуют себя ответственными за преступное молчание, окружающее уничтожение этой Церкви советским режимом при участии Московского патриархата». «Нам известно, что миллионы православных христиан всего мира искренне осуждают антирелигиозные преследования, проводимые советским правительством и Иосифом Джугашвили в частности. <…> Мы смиренно просим прощения за все несправедливости, жертвами которых они стали под прикрытием авторитета Православной церкви, и склоняем наши головы перед мучениками Украинской греко-католической церкви», – говорится в заявлении. Сообщается, что инициатором обращения выступил богослов Антуан Аржаковский (Франция, Константинопольский патриархат). Среди православных украинцев, которые подписали обращение, бывший председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата протоиерей Георгий Коваленко и нынешний директор Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Андрей Юраш.

26 марта последовал ответ на это обращение от группы украинских греко-католиков (среди подписантов – глава УГКЦ Святослав Шевчук, епископы Богдан Дзюрах и Василий Тучапец, известные священники и ученые), где они выразили благодарность его авторам, отметив не только тех, чьи подписи есть под нынешним совместным заявлением, но и всех православных верующих, которые на протяжении последних десятилетий признавали правду о трагических событиях 1946 года. Со своей стороны, греко-католики предлагают православным верующим отбросить полемичную модель взаимоотношений и начать диалог относительно событий прошлого, который должен «проходить в спокойной доброжелательной атмосфере взаимного поиска объективной истины, на основе научной методологии и академической честности и ответственности».

Интересно, что, по мнению одного из подписантов письма греко-католикам, Андрея Юраша, такой диалог между разными конфессиями Украины (и не только греко-католиками и православными) может ускориться именно после Гаванской декларации. В комментарии автору статьи Юраш сказал: «Для всего религиозного пространства Украины патриарх Кирилл не мог принести большего подарка, чем подписать Гаванскую декларацию, ведь ее не восприняли не только греко-католики и известные ультраконсерваторы в среде Украинской православной церкви Московского патриархата (имеется в виду недавнее высказывание епископа Банченского УПЦ МП Лонгина (Жара), где он дал категоричную оценку Гаванской декларации, назвав ее предательством православия и обвинив патриарха Кирилла в совершении «канонического преступления». – «НГР»). Все остальные религиозные движения имеют подобную точку зрения, которую они из дипломатических соображений не высказывали. То же касается и государства. Совместная декларация РКЦ и РПЦ не будет иметь для Украины никаких последствий, кроме углубления внутренних коммуникаций между церковными структурами и консолидации украинской религиозной среды», – считает чиновник. 

Киев



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1122
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
791
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
388
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
540

Другие новости