Рустам Минниханов заложил камень в основание духовного комплекса во Владивостоке. Фото с сайта www.prav.tatarstan.ru
Президент Татарстана Рустам Минниханов 14 марта с.г. провел в Казани встречи с губернаторами Калининградской области Николаем Цукановым и Волгоградской области Андреем Бочаровым. В ходе этих встреч Минниханов, сообщив о возможностях областей значительно увеличить объем экономического сотрудничества с Татарстаном, также обратил к губернаторам настойчивые пожелания строительства мечетей на доверенных им территориях.
«Рустам Минниханов поблагодарил губернатора за внимание к татарам, проживающим в Волгоградской области, – сообщается на сайте правительства и президента Татарстана. – Мы были бы признательны вам за поддержку строительства соборной мечети в городе Волжске Волгоградской области», – добавил он. Город-спутник Волгограда называется Волжский, авторы сайта Минниханова перепутали его с городом Волжск в Республике Марий Эл. Возможно, оговорка не случайна – мечеть в Волжске входит в юрисдикцию Казанского муфтията, 10 лет назад в ней служил имамом нынешний муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.
Первые сообщения о строительстве новой мечети в Волжском появились в начале 2010 года. В городе тогда уже действовала одна мечеть, имам-хатыб которой Абдулла Бата заявил журналистам городского сайта, что новое культовое здание должно вмещать не менее тысячи человек, так как оно «будет мечетью областного назначения». Проект, опубликованный на сайте «Ансар», – двухэтажное здание, формой и размерами походившее на футбольный стадион, по краям которого высились четыре минарета, а окружавшую внутренний двор анфиладу с колоннами венчали 26 куполов, еще 3 купола расположены над крытой частью. Под строительство, сообщалось на официальном сайте администрации Волгограда, городская комиссия по градостроительству и земельным отношениям выделила участок в 2 га.
Проект строительства в городе с населением 326 тыс. человек религиозного комплекса, своими размерами сравнимого с самыми крупными мечетями республик Северного Кавказа, вызвал протесты местных жителей, начавших собирать в Интернете подписи против этих планов. Тем более что объект строился с явной ориентацией на приезжих. В уже существующей в городе мечети, как признал Бата в интервью местной газете «Домино-Экстра» (2010, № 12), даже при максимальном наплыве прихожан «по пятницам молятся практически в коридоре», иначе говоря, уже существующее здание вмещает местных мусульман. Да и в самом Волгограде есть крупные мечети. Однако от проекта «мечети-стадиона» в исламской общине Волжского не отказались – так, ее визуализация 19 и 26 февраля с.г. размещалась в начале пятничных проповедей имама Баты, размещаемых на YouTube-канале общины.
На встрече Минниханова с активистами региональной национально-культурной автономии татар Волгоградской области, прошедшей в ходе посещения им города-героя 26 августа 2013 года, сообщала газета «Волгоградская правда», президент Татарстана «пообещал оказать поддержку в ее создании», однако «подчеркнул, что вопрос это деликатный». Время поднять его почему-то пришло лишь сейчас.
Официальный сайт органов верховной власти Татарстана привел 14 марта с.г. и обращение Минниханова к глава западного эксклава России: «Мы с вами уже обсуждали ситуацию со строительством соборной мечети в Калининграде. Был бы признателен за оказание поддержки с вашей стороны по доведению этого дела до успешного завершения». Казанское интернет-издание «Реальное время» пишет, что в ответной реплике «Цуканов сообщил, что она (соборная мечеть. – «НГР») таки будет построена, сейчас для нее выбирается место», после чего «Минниханов… заметил, что Татарстан готов поддержать проект строительства мечети».
Мечеть, которую начали возводить в 2010 году в парке рядом с Фридландскими воротами, вызвала тогда протесты жителей окрестных улиц, недовольных тем, что под пилу пошли десятки вековых деревьев. С декабря 2010-го по январь 2011 года у стройки прошли четыре массовые акции протеста, собиравшие по несколько сот человек. В июне 2011 года Центральный районный суд Калининграда признал стройку незаконной. Однако точку в проекте поставило в 2013 году правительство области.
11 мая 2014 года в ходе посещения Калининграда Минниханов встретился с представителями татарской диаспоры региона, которые, как сообщает сайт правительства и президента Татарстана, «обратились… с просьбой оказать содействие в возобновлении строительства соборной мечети в области». Днем позже занимавший тогда пост пресс-секретаря президента Татарстана Андрей Кузьмин сообщил ТАСС, что Минниханов «пообещал найти возможность оказания помощи» в строительстве мечети. Однако вопрос об этом в диалоге с властями региона публично не ставился.
Стоит отметить, что ранее такого лоббизма со стороны Татарстана не наблюдалось. Конечно, в ходе визитов в другие регионы Минниханов посещал мечети, в некоторых случаях – как 30 июня 2012 года – даже участвовал в их торжественной закладке. 22 декабря 2010 года на встрече с татарскими журналистами в Москве он заявил: «Построить мечеть в Москве не смогу, но содействовать готов всячески. В ходе предстоящего визита мэра Москвы Сергея Собянина в Татарстан обязательно поставлю эти вопросы». Однако об обсуждении главами Татарстана и Москвы вопроса о строительстве мусульманского культового здания в столице России ничего не известно.
Ранее Казанский кремль выделял средства на реставрацию мечетей в других регионах. 23 ноября 2014 года пресс-служба губернатора Забайкальского края Константина Ильковского сообщила о посещении им накануне Соборной мечети Читы и встрече с ее имам-хатыбом Ришадом Сайдашевым, который «рассказал губернатору о том, что в ближайшее время из Казани в Читу приедут реставраторы, которые детально оценят фронт работ», так как «помощь в проведении реставрации по обращению Ришада Сайдашева оказывает президент Татарстана Рустам Минниханов: по его решению 50% стоимости реставрационных работ оплатит Республика (Татарстан. – «НГР»)». «Работы по реставрации ведутся под патронажем Татарстана и лично президента РТ (Республики Татарстан. – «НГР») Рустама Минниханова», – годом позже сообщал сайт Духовного управления мусульман РФ. По официальной информации, общая стоимость реставрации читинской мечети составила 30 млн руб., впрочем, точных данных о доле участия Татарстана не публиковалось.
Финансовую помощь в реставрации мечетей в иных регионах России практикует и глава Чечни Рамзан Кадыров, благодаря помощи которого, например, в 2007–2008 годах провели капитальный ремонт Соборной мечети Ярославля. Упоминалось и об участии Кадырова в строительстве мечетей за пределами Чечни (см. «НГР» от 01.10.14). Возможно, Татарстан намерен вступить с Чечней в соперничество на данной ниве. Более того, возведение исламских культовых зданий в поволжской республике рассматривается как некий национальный проект. «По словам президента Татарстана, – излагает его выступление 26 августа 2013 года в Волгограде «Волгоградская правда», – Всемирный конгресс татар, а также мечети призваны объединить татар. Как отметил Рустам Минниханов, мечети сегодня – не только религиозные организации, но и образовательные, духовно-культурные центры». Однако если Чечня практически мононациональный регион (по данным переписи населения 2010 года, чеченцы составили 95,1% ее населения), то в Татарстане татар лишь чуть более половины населения. При этом руководство региона позиционирует себя как представителей татарских национальных интересов.