0
14320
Газета Интернет-версия

02.03.2016 00:01:00

Встреча патриарха с папой распалила «зелотов»

Тэги: патриарх кирилл, папа римский франциск, ватикан, иезуиты, католики, православие, консерваторы, народный собор, александр баркашов, рне, борис кнорре


патриарх кирилл, папа римский франциск, ватикан, иезуиты, католики, православие, консерваторы, народный собор, александр баркашов, рне, борис кнорре «Зелоты» есть всегда, но особенно они оживляются во время экуменических мероприятий Московского патриархата. Фото РИА Новости

Как сообщил 24 февраля с.г. на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» зампредседателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата архимандрит Филарет (Булеков), в Русской православной церкви «есть разные реакции» на встречу патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска, состоявшуюся 12 февраля в Гаване. Из слов выступавшего вслед за Булековым пресс-секретаря главы РПЦ священника Александра Волкова стало понятно, что есть и негативная реакция. «Обеспокоенность высказывают люди, которые, может быть, не вполне разобрались с тем, что происходило», – говорит Волков. Можно предположить, что недовольство среди церковного народа имеет заметный масштаб, так как, по словам Волкова, «патриарх в курсе этой обеспокоенности».

Первым из обращений «обеспокоенных» стало заявление, опубликованное 17 февраля в Интернете за подписью председателя Собора православной интеллигенции, духовника петербургского отделения «Народного собора» священника Алексея Мороза, где говорится: «Сегодня наша Русская православная церковь стоит на грани раскола. После известных церковных событий начала февраля 2016 года многие прихожане боятся ходить в свои храмы, исповедоваться и причащаться. Сотни тысяч людей обращаются к своим духовникам с вопросом, что делать, если предстоятель Церкви вопреки канонам и православной традиции вступил в открытое общение с латинянами и их главой – папой Римским и проповедует ересь экуменизма как неотъемлемую часть церковной жизни. Многие считают, что теперь молитва в храмах, где поминается патриарх Кирилл, есть соучастие в его еретических действиях». «То, что мы видим, – это операция Ватикана, иезуитов по разложению Русской православной церкви», – заявил Мороз на встрече со своими сторонниками 21 февраля. Он призвал их «ходить в те храмы, где священнослужители строго придерживаются догматов православия и не принимают ересь папизма и экуменизма, требовать от архиереев и иереев стояния в истине!»

Некоторые СМИ, цитируя эти сообщения, называют Мороза настоятелем храма Успения Божией Матери в селе Морево Новгородской области. Он действительно был им еще в конце нулевых годов, однако в настоящее время, как можно узнать на сайте этого храма, там давно другой настоятель. Сам Мороз в 2015 году в ходе посещения епархий с лекциями о вреде алкоголизма именовался просто «православным психологом». 30 ноября 2010 года в дискуссии о книгах Мороза, возникшей в блоге протодиакона Андрея Кураева, известный православный публицист протоиерей Андрей Ефанов, давно наблюдающий за деятельностью Мороза, написал в комментарии, что тот уже «официально за штатом», но при этом «за штатом как-то получил (сан. – «НГР») протоиерея». В некоторых публикациях последних лет Мороз назван протоиереем, но в анонсах его лекций на сайтах Удмуртской митрополии в 2015 года он указан как священник. Настоятель храма в молдавском селе Чишмикиой протоиерей Вячеслав Полизов в марте 2014 года удалил ссылки на лекции Мороза на форуме миссионерского сайта, модератором которого он является, сообщив, что Мороз находился в запрете на служение. «К сожалению, подробности мне не известны, – добавил Полизов. – Возможно, запрет уже снят».

Против «ереси папизма» высказался и еще один священнослужитель с похожим бэкграундом – священник Александр Тарасов, клирик Успенского кафедрального собора в Коломне. «Встреча патриарха с папой по церковным канонам равнозначна официальной встрече с Виссарионом из Минусинска… или с лидером ЛГБТ-сообщества», – заявил он 7 февраля в соцсети «ВКонтакте». 21 февраля Тарасов пишет в своем аккаунте о «заражении значительной части клира и епископата… ересью экуменизма», призвав своих сторонников «писать письма к тем архипастырям, кто нашего духа, посылать им тексты, изобличающие ересь в документах грядущего (Всеправославного. – «НГР») Собора». Приложена и заготовка такого письма: «Если патриарх Кирилл надумал соединяться с погаными латинянами, то кого нам поминать как своего предстоятеля…»

Писательница из Коломны Лилия Малахова в комментарии, оставленном 20 июня 2012 года в блоге протодиакона Кураева, где обсуждалась проповедь Тарасова против глобализации, утверждала: «Отца Игоря несколько лет назад сняли с настоятельства за подобные проповеди». Как настоятеля собора, начиная с его освящения в 1997 году, упоминает Тарасова и вышедшая в 2008 году в Коломне книга «Церковь апостола Иоанна Богослова», а ныне он лишь рядовой клирик. Более того, 20 июня 2012 года в той же теме обсуждения отметился руководитель петербургского корпункта православного телеканала «Союз» (на этом канале регулярно выступал Тарасов) Антон Пепеляев, сообщивший, что «правящим архиереем Московской епархии принято решение о запрете протоиерея Игоря Тарасова в священнослужении. По устной просьбе священноначалия видеозапись с о. Игорем о глобализации удалена с нашего сайта».  Позже, судя по всему, запрет был снят, но свою деятельность Тарасов продолжил, привлекая к себе симпатии алармистски настроенных верующих.

С рядом видеообращений, критикующих контакты РПЦ с Ватиканом как «угрозу национальной безопасности», выступил в 20-х числах февраля священник Дмитрий Ненароков, с 2010 года пребывающий за штатом и неформально окормляющий казачьи организации Москвы, деятельность которого ранее уже вызывала нарекания со стороны Патриархии (см. «НГР» от 17.04.13).

22 февраля с.г. сетевое православное издание «Дух христианина» опубликовало обращение настоятеля Свято-Троицкого храма Байкальска (Иркутская область) протоиерея Владислава Емельянова о том, что «встреча патриарха Кирилла с папой вызывает ощущение предательства». Наличие такого рода обращения подтвердил двумя днями позже информагентству «БайкалПост» секретарь Иркутского епархиального управления священник Стефан Башков: «Это личное мнение отца Владислава. Конечно, каждый имеет право на личную точку зрения, но такая позиция неправильна, неразумна». «Этот священник (Емельянов. – «НГР») на протяжении многих лет в своем храме говорит об экуменизме, против глобализации и цифровой идентификации», – отметили вскоре комментаторы на ультраправославных сайтах.

К этому списку можно добавить открытое письмо, якобы направленное благочинным Свято-Зосимо-Савватиевского монастыря в деревне Великая Кракотка (Беларусь, Гродненская область) «игуменом Амвросием» архиепископу Новогрудскому и Слонимскому Гурию (Апалько). «Декларацию, подписанную сегодня патриархом Кириллом совместно с папой Римским на Кубе, считаю всенародной проповедью ереси экуменизма в духе Баламандской унии, – говорится в письме. – Поэтому вынужден выразить протест с целью скорейшего соборного рассмотрения этого вопроса. Формой протеста будет отказ в поминовении имени патриарха на богослужениях». Гурия в этом письме «призвали возвысить архипастырский голос в защиту единства Церкви от пагубной ереси экуменизма». Однако вызывает сомнение подлинность данного обращения, так как появилось оно лишь 24 февраля в группе «Духовные чада игумена Амвросия (Тарасюка)» в соцсети «ВКонтакте», созданной двумя днями ранее с анонимного аккаунта. К тому же на «официальном письме» почему-то отсутствуют личная подпись и печать.

Стоит добавить, что 19 февраля о прекращении поминовения правящего архиерея из-за его нежелания выступить против ереси экуменизма, группа из девяти молдавских клириков во главе с печально известным протоиереем Анатолием Чибриком.

В целом бунт «зелотов» (как назвал нынешних возмутителей спокойствия один из фронтменов православных ультрас 1990-х – начала 2000-х годов Константин Душенов) локализован в узком кругу уже проявлявших склонность к алармизму и подвергавшихся за это порицанию клириков. Для новой волны ревнителей веры оказались «предателями» даже вдохновители прежних радикалов – и Душенов, и протоиерей Димитрий Смирнов.

«Сейчас такие тяжелые времена, что может не случиться так, чтобы все встали», – на встрече со сторонниками пожаловался Мороз. Об этом же 18 февраля на круглом столе «О проблемах РПЦ МП» в Москве заявил зампредседателя организации E.N.O.T. Corp. Владимир Морозов: «Реакция на впадение в ересь различных лиц – и патриарха, и его окружения – очень слабая».

О E.N.O.T. Corp. «НГР» писала в номере от 21.10.15. Речь идет об объединении, созданном на основе военно-патриотического клуба «Резерв», действовавшего в Московском регионе при «Народном соборе». Сборы E.N.O.T. Corp. проходят в Подмосковье при поддержке ряда православных храмов и монастырей, чьи настоятели благословляют их участников. Сопредседатель «Народного собора» Владимир Хомяков тоже критикует главу РПЦ. «Высказываются претензии к патриарху – совместная молитва, она была уже буквально на следующий день после встречи в Гаване, где присутствовал целый ряд инославных представителей, – заявил он 18 февраля на круглом столе. – Если глава Церкви нарушает апостольские правила (о запрете совместных богослужений с еретиками. – «НГР»), то Церковь фактически не апостольская».

К критике патриарха присоединился 24 февраля координатор Всероссийского комитета «За вынос Ленина» Михаил Налимов, в 2012–2013 годах входивший в оргкомитеты Русских маршей в Москве. «Это я к папе Римскому за унией помчал? Это я в Церкви ликвидировал практически всю соборность? – заявил он 24 февраля в соцсети. – Это у меня еретики и раскольники братьями «во Христе» стали? Нет, не у меня, а у патриарха Кирилла. Он посеял ветер… Мы, русские православные люди, Церковь свою не сдадим католикам и прочим еретикам». Вывод, сделанный Налимовым: «Из сложившейся ситуации есть только один выход – нашей Церкви нужен новый патриарх, и такие одиозные персоны, как Иларион (Алфеев, глава ОВЦС. – «НГР») и Тихон Шевкунов, должны покинуть (ее. – «НГР»)». Поддержку критикам патриарха выразил через Интернет и создатель Русского национального единства (РНЕ) Александр Баркашов.

Пока что критики священноначалия РПЦ из числа духовенства и национал-патриотов призывают своих сторонников оставаться в рядах Церкви, посещать храмы, но ориентируясь на «правильные», с их точки зрения, взгляды настоятелей. «Перспектив (у протеста. – «НГР») нет, потому что он обращен к консервативной, а потому инертной среде, которой трудно найти формы мобилизации людей, налаживания коммуникаций и институализации протеста, к тому же многие из них, все еще находясь в парадигме послушания, становятся уязвимыми, критикуя начальство, – считает доцент Высшей школы экономики Борис Кнорре. – Но увеличение числа сверхконсервативных православных групп идет в последнее время, и встреча в Гаване могла стать для этого толчком». Можно вспомнить, что тот же Баркашов относится не к РПЦ, а к одной из «катакомбных» Церквей, и даже принял в одной из них в 2006 году монашеский постриг. Другие организации, проповедующие «параллельное христианство», духовно окормляют некоторых видных националистов столицы (см. «НГР» от 03.04.13).  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
874
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
553
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
375
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
536

Другие новости