«Зелоты» есть всегда, но особенно они оживляются во время экуменических мероприятий Московского патриархата. Фото РИА Новости
Как сообщил 24 февраля с.г. на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» зампредседателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата архимандрит Филарет (Булеков), в Русской православной церкви «есть разные реакции» на встречу патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска, состоявшуюся 12 февраля в Гаване. Из слов выступавшего вслед за Булековым пресс-секретаря главы РПЦ священника Александра Волкова стало понятно, что есть и негативная реакция. «Обеспокоенность высказывают люди, которые, может быть, не вполне разобрались с тем, что происходило», – говорит Волков. Можно предположить, что недовольство среди церковного народа имеет заметный масштаб, так как, по словам Волкова, «патриарх в курсе этой обеспокоенности».
Первым из обращений «обеспокоенных» стало заявление, опубликованное 17 февраля в Интернете за подписью председателя Собора православной интеллигенции, духовника петербургского отделения «Народного собора» священника Алексея Мороза, где говорится: «Сегодня наша Русская православная церковь стоит на грани раскола. После известных церковных событий начала февраля 2016 года многие прихожане боятся ходить в свои храмы, исповедоваться и причащаться. Сотни тысяч людей обращаются к своим духовникам с вопросом, что делать, если предстоятель Церкви вопреки канонам и православной традиции вступил в открытое общение с латинянами и их главой – папой Римским и проповедует ересь экуменизма как неотъемлемую часть церковной жизни. Многие считают, что теперь молитва в храмах, где поминается патриарх Кирилл, есть соучастие в его еретических действиях». «То, что мы видим, – это операция Ватикана, иезуитов по разложению Русской православной церкви», – заявил Мороз на встрече со своими сторонниками 21 февраля. Он призвал их «ходить в те храмы, где священнослужители строго придерживаются догматов православия и не принимают ересь папизма и экуменизма, требовать от архиереев и иереев стояния в истине!»
Некоторые СМИ, цитируя эти сообщения, называют Мороза настоятелем храма Успения Божией Матери в селе Морево Новгородской области. Он действительно был им еще в конце нулевых годов, однако в настоящее время, как можно узнать на сайте этого храма, там давно другой настоятель. Сам Мороз в 2015 году в ходе посещения епархий с лекциями о вреде алкоголизма именовался просто «православным психологом». 30 ноября 2010 года в дискуссии о книгах Мороза, возникшей в блоге протодиакона Андрея Кураева, известный православный публицист протоиерей Андрей Ефанов, давно наблюдающий за деятельностью Мороза, написал в комментарии, что тот уже «официально за штатом», но при этом «за штатом как-то получил (сан. – «НГР») протоиерея». В некоторых публикациях последних лет Мороз назван протоиереем, но в анонсах его лекций на сайтах Удмуртской митрополии в 2015 года он указан как священник. Настоятель храма в молдавском селе Чишмикиой протоиерей Вячеслав Полизов в марте 2014 года удалил ссылки на лекции Мороза на форуме миссионерского сайта, модератором которого он является, сообщив, что Мороз находился в запрете на служение. «К сожалению, подробности мне не известны, – добавил Полизов. – Возможно, запрет уже снят».
Против «ереси папизма» высказался и еще один священнослужитель с похожим бэкграундом – священник Александр Тарасов, клирик Успенского кафедрального собора в Коломне. «Встреча патриарха с папой по церковным канонам равнозначна официальной встрече с Виссарионом из Минусинска… или с лидером ЛГБТ-сообщества», – заявил он 7 февраля в соцсети «ВКонтакте». 21 февраля Тарасов пишет в своем аккаунте о «заражении значительной части клира и епископата… ересью экуменизма», призвав своих сторонников «писать письма к тем архипастырям, кто нашего духа, посылать им тексты, изобличающие ересь в документах грядущего (Всеправославного. – «НГР») Собора». Приложена и заготовка такого письма: «Если патриарх Кирилл надумал соединяться с погаными латинянами, то кого нам поминать как своего предстоятеля…»
Писательница из Коломны Лилия Малахова в комментарии, оставленном 20 июня 2012 года в блоге протодиакона Кураева, где обсуждалась проповедь Тарасова против глобализации, утверждала: «Отца Игоря несколько лет назад сняли с настоятельства за подобные проповеди». Как настоятеля собора, начиная с его освящения в 1997 году, упоминает Тарасова и вышедшая в 2008 году в Коломне книга «Церковь апостола Иоанна Богослова», а ныне он лишь рядовой клирик. Более того, 20 июня 2012 года в той же теме обсуждения отметился руководитель петербургского корпункта православного телеканала «Союз» (на этом канале регулярно выступал Тарасов) Антон Пепеляев, сообщивший, что «правящим архиереем Московской епархии принято решение о запрете протоиерея Игоря Тарасова в священнослужении. По устной просьбе священноначалия видеозапись с о. Игорем о глобализации удалена с нашего сайта». Позже, судя по всему, запрет был снят, но свою деятельность Тарасов продолжил, привлекая к себе симпатии алармистски настроенных верующих.
С рядом видеообращений, критикующих контакты РПЦ с Ватиканом как «угрозу национальной безопасности», выступил в 20-х числах февраля священник Дмитрий Ненароков, с 2010 года пребывающий за штатом и неформально окормляющий казачьи организации Москвы, деятельность которого ранее уже вызывала нарекания со стороны Патриархии (см. «НГР» от 17.04.13).
22 февраля с.г. сетевое православное издание «Дух христианина» опубликовало обращение настоятеля Свято-Троицкого храма Байкальска (Иркутская область) протоиерея Владислава Емельянова о том, что «встреча патриарха Кирилла с папой вызывает ощущение предательства». Наличие такого рода обращения подтвердил двумя днями позже информагентству «БайкалПост» секретарь Иркутского епархиального управления священник Стефан Башков: «Это личное мнение отца Владислава. Конечно, каждый имеет право на личную точку зрения, но такая позиция неправильна, неразумна». «Этот священник (Емельянов. – «НГР») на протяжении многих лет в своем храме говорит об экуменизме, против глобализации и цифровой идентификации», – отметили вскоре комментаторы на ультраправославных сайтах.
К этому списку можно добавить открытое письмо, якобы направленное благочинным Свято-Зосимо-Савватиевского монастыря в деревне Великая Кракотка (Беларусь, Гродненская область) «игуменом Амвросием» архиепископу Новогрудскому и Слонимскому Гурию (Апалько). «Декларацию, подписанную сегодня патриархом Кириллом совместно с папой Римским на Кубе, считаю всенародной проповедью ереси экуменизма в духе Баламандской унии, – говорится в письме. – Поэтому вынужден выразить протест с целью скорейшего соборного рассмотрения этого вопроса. Формой протеста будет отказ в поминовении имени патриарха на богослужениях». Гурия в этом письме «призвали возвысить архипастырский голос в защиту единства Церкви от пагубной ереси экуменизма». Однако вызывает сомнение подлинность данного обращения, так как появилось оно лишь 24 февраля в группе «Духовные чада игумена Амвросия (Тарасюка)» в соцсети «ВКонтакте», созданной двумя днями ранее с анонимного аккаунта. К тому же на «официальном письме» почему-то отсутствуют личная подпись и печать.
Стоит добавить, что 19 февраля о прекращении поминовения правящего архиерея из-за его нежелания выступить против ереси экуменизма, группа из девяти молдавских клириков во главе с печально известным протоиереем Анатолием Чибриком.
В целом бунт «зелотов» (как назвал нынешних возмутителей спокойствия один из фронтменов православных ультрас 1990-х – начала 2000-х годов Константин Душенов) локализован в узком кругу уже проявлявших склонность к алармизму и подвергавшихся за это порицанию клириков. Для новой волны ревнителей веры оказались «предателями» даже вдохновители прежних радикалов – и Душенов, и протоиерей Димитрий Смирнов.
«Сейчас такие тяжелые времена, что может не случиться так, чтобы все встали», – на встрече со сторонниками пожаловался Мороз. Об этом же 18 февраля на круглом столе «О проблемах РПЦ МП» в Москве заявил зампредседателя организации E.N.O.T. Corp. Владимир Морозов: «Реакция на впадение в ересь различных лиц – и патриарха, и его окружения – очень слабая».
О E.N.O.T. Corp. «НГР» писала в номере от 21.10.15. Речь идет об объединении, созданном на основе военно-патриотического клуба «Резерв», действовавшего в Московском регионе при «Народном соборе». Сборы E.N.O.T. Corp. проходят в Подмосковье при поддержке ряда православных храмов и монастырей, чьи настоятели благословляют их участников. Сопредседатель «Народного собора» Владимир Хомяков тоже критикует главу РПЦ. «Высказываются претензии к патриарху – совместная молитва, она была уже буквально на следующий день после встречи в Гаване, где присутствовал целый ряд инославных представителей, – заявил он 18 февраля на круглом столе. – Если глава Церкви нарушает апостольские правила (о запрете совместных богослужений с еретиками. – «НГР»), то Церковь фактически не апостольская».
К критике патриарха присоединился 24 февраля координатор Всероссийского комитета «За вынос Ленина» Михаил Налимов, в 2012–2013 годах входивший в оргкомитеты Русских маршей в Москве. «Это я к папе Римскому за унией помчал? Это я в Церкви ликвидировал практически всю соборность? – заявил он 24 февраля в соцсети. – Это у меня еретики и раскольники братьями «во Христе» стали? Нет, не у меня, а у патриарха Кирилла. Он посеял ветер… Мы, русские православные люди, Церковь свою не сдадим католикам и прочим еретикам». Вывод, сделанный Налимовым: «Из сложившейся ситуации есть только один выход – нашей Церкви нужен новый патриарх, и такие одиозные персоны, как Иларион (Алфеев, глава ОВЦС. – «НГР») и Тихон Шевкунов, должны покинуть (ее. – «НГР»)». Поддержку критикам патриарха выразил через Интернет и создатель Русского национального единства (РНЕ) Александр Баркашов.
Пока что критики священноначалия РПЦ из числа духовенства и национал-патриотов призывают своих сторонников оставаться в рядах Церкви, посещать храмы, но ориентируясь на «правильные», с их точки зрения, взгляды настоятелей. «Перспектив (у протеста. – «НГР») нет, потому что он обращен к консервативной, а потому инертной среде, которой трудно найти формы мобилизации людей, налаживания коммуникаций и институализации протеста, к тому же многие из них, все еще находясь в парадигме послушания, становятся уязвимыми, критикуя начальство, – считает доцент Высшей школы экономики Борис Кнорре. – Но увеличение числа сверхконсервативных православных групп идет в последнее время, и встреча в Гаване могла стать для этого толчком». Можно вспомнить, что тот же Баркашов относится не к РПЦ, а к одной из «катакомбных» Церквей, и даже принял в одной из них в 2006 году монашеский постриг. Другие организации, проповедующие «параллельное христианство», духовно окормляют некоторых видных националистов столицы (см. «НГР» от 03.04.13).