0
5862
Газета Интернет-версия

17.02.2016 00:01:00

Москва и Рим сдали унию в архив

Тэги: патриарх кирилл, папа франциск, католики, ватикан, встреча в гаване, рпц, униаты, украина


патриарх кирилл, папа франциск, католики, ватикан, встреча в гаване, рпц, униаты, украина Фото патриарха рядом с понтификом – одновременно заявка на лидерство в мировом православии и декларация России о невозможности ее изолировать. Фото с сайта www.patriarchia.ru

Встречу патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска, думается, назвали «встречей тысячелетия» не только из невежества. Конечно, исторической правды в этом определении нет. Папы за последние 50 лет неоднократно встречались с патриархами Константинопольскими, а взаимные анафемы были сняты еще в 1964 году. Сама дата раскола Церкви – 1054 год – условна. Еще в конце XI века византийский император просил у латинского Запада помощи в борьбе с турками, а подлинный раскол произошел в 1204 году, когда крестоносцы захватили Константинополь. Да и как бы то ни было, а Русь тысячу лет назад находилась на периферии христианского мира, едва приняв крещение.

Однако в отношении встречи в аэропорту Гаваны историческая конкретика кажется не вполне удобной, наводящей на лишние вопросы. Если Константинопольские патриархи уже давно встречаются с папами, то почему медлит Русская церковь? Или же, напротив, все эти годы другие православные иерархи, особенно греки, слишком спешили в римские объятия, а Москва оставалась обоснованно скептичной? В таком случае что же произошло теперь? Скепсис перестал быть обоснованным? Что-то изменилось в поведении Ватикана и католиков?

Претензии Русской православной церкви к Римско-католической хорошо известны. РПЦ с начала 1990-х годов хотела, чтобы Ватикан осудил и приструнил украинских греко-католиков, захватывавших православные храмы. Московский патриархат также обвинял Рим в прозелитизме, то есть обращении православных в католицизм на территории России и стран СНГ. В РПЦ утверждали, что в российских католических приютах русских (читай – православных) детей не пускают в православные храмы, к православным священникам. Учреждение четырех католических епархий на территории России было воспринято как подготовка к широкомасштабной миссии. Нынешний патриарх, а тогда глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Кирилл (Гундяев) напоминал в письме митрополиту Тадеушу Кондрусевичу, что Католическая церковь в России ведет свою миссию «не среди диких племен, никогда не слышавших о Христе, а в стране с тысячелетней христианской культурой и крупнейшей Православной церковью».

Все признаки «католического прозелитизма» в России можно обнаружить и сегодня – при большом желании. Учрежденные в 2002 году епархии также по-прежнему функционируют. Что касается украинских греко-католиков, или униатов, то на общеполитическом фоне обострился и конфликт между ними и православными. Однако в 90-е годы и в первое десятилетие нового века все это служило препятствием для встречи патриарха и папы, а сейчас перестало мешать.

Что произошло? Совпадение сразу нескольких факторов. Умер папа Иоанн Павел II, вызывавший у РПЦ подозрения польским происхождением и миссионерским драйвом. Характерное для России 90-х массовое движение навстречу Западу и западной культуре, включающей в себя и религиозные традиции, стало сходить на нет, сменяться патриотизмом, понимаемым как антизападничество. Обострилось противостояние Москвы и Константинополя, на фоне которого вялотекущий конфликт с Римом перестал казаться столь значимым. Католическая церковь погрузилась в пучину внутренних проблем – от скандалов со священниками-педофилами до финансовых махинаций. Интерес Ватикана к России стал угасать.

Стало ясно, что возможности Святого престола контролировать украинских униатов, мягко говоря, ограничены. Одергивания и увещевания из Рима едва ли могли дать эффект. Сейчас, после встречи в Гаване, лидер греко-католиков верховный архиепископ Святослав Шевчук открыто раскритиковал текст подписанной папой и патриархом Кириллом декларации. Многие верующие, по словам Шевчука, чувствуют себя «преданными Ватиканом, разочарованными половинчатостью правды… и даже косвенной поддержкой со стороны апостольской столицы агрессии России против Украины». Униаты недовольны тем, что Рим уже не первый раз трактует конфликт в Украине как внутреннее противостояние, не делая акцент на роли в нем Москвы.

Люди, близкие к переговорам РПЦ и Ватикана в 90-е, рассказывают, что со стороны московского патриарха желания встречаться с папой не было, даже когда атмосфера казалась более или менее спокойной. С тех пор РПЦ стала активнее высказываться по поводу христианских корней и консервативных ценностей Европы, за которые православные верующие должны бороться вместе с католиками. Этот дискурс во время третьего президентского срока Владимира Путина подхватила и российская власть, во-первых, заявившая о себе как о потенциальном лидере «консервативного интернационала», а во-вторых, на фоне «новой холодной войны» занявшаяся поиском союзников на Западе. Этими союзниками становились все внутренние критики западной системы. Греческие леваки, недовольные капитализмом и засильем Берлина. Националисты всех мастей, выступающие против мигрантов. Религиозные консерваторы, не принимающие однополые браки. Среди последних выделяются католики и их энергичный папа-аргентинец.

Другими словами, сложилась подходящая для встречи конъюнктура. Фото патриарха рядом с папой – заявка на лидерство в мировом православии накануне Всеправославного собора. Одновременно это и декларация России о невозможности ее изолировать. Общий интерес государства и Церкви позволил спрятать прозелитов и униатов под сукно.

В принятом в Гаване общем документе заявляется, что «униатизм», так беспокоивший РПЦ, не является путем к восстановлению единства Церкви. «В то же время, – говорится в декларации, – церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями».

Есть мнение, что эти пункты – прорывные. Однако данные формулировки можно обнаружить уже в Баламандском соглашении 1993 года, рабочем документе, принятом Смешанной международной комиссией по богословскому диалогу между Римско-католической и православными церквами. Прорыв в том, что теперь документ, содержащий эти формулировки, подписан папой и патриархом Московским. Подписан внешне легко, непринужденно, без скандалов, демонстративного ухода с совместных встреч. Есть время хлопать дверьми, а есть время вежливо их друг другу придерживать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
956
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1184
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1080
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1078

Другие новости