Первенство чести глав Церквей – старинный и до конца не разрешимый вопрос подобных собраний. Фото с сайта www.patriarchia.ru
Небольшой пригород Женевы, уютное местечко Шамбези, где патриархом Константинопольским Афинагором в 1966 году основан Православный центр Константинопольского патриархата, в третьей декаде января оказался в центре внимания всего православного мира. Здесь с 21 по 27 января с.г. прошло очередное Собрание предстоятелей поместных православных Церквей, по-гречески синаксис. Следующим шагом будет проведение Всеправославного собора в Критской православной академии с 16 по 27 июня с.г. (Греция). Решение об этом было принято на прошедшем синаксисе.
Официальная подготовка к Всеправославному собору длится уже чуть более полувека, со времен патриарха Афинагора. В процессе подготовки Собора весьма активная роль принадлежит и Русской православной церкви. Русское присутствие в мировом православии весьма заметно. Приходы РПЦ разбросаны по всем континентам. Неудивительно, что и официальным языком летнего Всеправославного собора установлен русский наряду с греческим, английским, французским и арабским. Поэтому принятая на рассмотрение Собора документация уже доступна на русском языке. С проектами документов можно ознакомиться на официальных сайтах РПЦ.
Заметим, что в отличие от предыдущих совещаний на данном собрании глав Церквей присутствовала делегация Православной церкви Чешских земель и Словакии. Таким образом, задействовано 14 поместных Церквей, за исключением Православной церкви в Америке (не признанной Константинопольским патриархатом). По cостоянию здоровья и по личным причинам отсутствовали патриарх Антиохийский Иоанн, митрополит Варшавский и всея Польши Савва и архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II. Все трое были представлены официальными делегациями.
Работу собрания осложняло то обстоятельство, что по причине юрисдикционного конфликта между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами в июне 2015 года было разорвано общение. Поэтому представители Антиохийской церкви отказались принимать участие в совместной воскресной литургии 24 января с.г.
Первый же день официальной работы синаксиса выявил нежелание делегации РПЦ проводить будущий Всеправославный собор в Стамбуле. Вечером 22 января появилась информация, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил провести Собор на Афоне. Кроме политической мотивации (из-за международных противоречий России и Турции) о переносе Собора с турецких территорий есть и еще одна: в этом году Россия и Греция отмечают 1000-летний юбилей русского присутствия на Афоне. В опубликованном 28 января Коммюнике местом проведения Собора указана Критская православная академия (крупнейший греческий остров входит в юрисдикцию Константинопольского патриархата в статусе полуавтономии).
В ходе работы синаксиса были приняты следующие документы для рассмотрения на Соборе: «Миссия Православной церкви в современном мире», «Православная диаспора», «Автономия и способ ее провозглашения», «Таинство брака и препятствия к нему», «Важность поста и соблюдение его сегодня», «Отношения Православной церкви с остальным христианским миром», а также «Регламент организации и работы святого и великого Собора Православной церкви», который не приняла делегация Антиохийского Патриархата.
Статья первая регламента напоминает, что Собор созывается с согласия всех общепризнанных поместных автокефальных православных Церквей. Членами Собора являются архиереи (ст. 3). За исключением начала и завершения работ Собора, все другие заседания проходят за закрытыми дверями (ст. 8). Учитывая неурегулированные конфликты между некоторыми Церквами, регламент (ст. 10) запрещает «неуместные словесные перепалки и личные ссоры между членами Собора».
Важными документами синаксиса с точки зрения юрисдикционного права являются «Православная диаспора» и «Автономия и способ ее провозглашения». Оставив без рассмотрения тему провозглашения автокефалии (полной церковной независимости от правящей Церкви), отцы собрания все-таки пришли к консенсусу для обсуждения других весьма острых вопросов, связанных с территориальными притязаниями в поместном православном мире. Синаксис выработал определение церковной автономии: «Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции автокефальной Церкви, к которой она канонически относится». Провозглашение автономии является исключительной компетенцией автокефальной Церкви, которая инициирует и завершает «процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, притом что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются».
Перечислим некоторые последствия, вытекающие из провозглашения автономии и касающиеся автономной Церкви и ее отношений с автокефальной Церковью, в соответствии с принятым документом: глава автономной Церкви поминает только имя предстоятеля автокефальной Церкви, имя главы автономной Церкви не включается в диптихи (списки духовных лидеров, поминаемых в порядке «чести»), епископы автономной Церкви избираются и поставляются ее компетентным церковным органом.
В документе «Таинства брака и препятствия к нему», как и следовало ожидать, не признается Церковью «возможным для своих членов заключение однополых союзов».
В документе «О важности поста» (не принят представителями Антиохийской и Грузинской церквей) допускается смягчение поста «по индивидуальным ли причинам (болезнь, служба в армии, условия труда и т.п.) или более общим (климатические условия, а также социально-экономические особенности некоторых стран, как, например, отсутствие постных продуктов)».
Всеправославный собор представляет собой крупное экуменическое событие, несмотря на то что само движение за сближение христианских конфессий переживает в наши дни глубокий кризис. Об этом кризисе свидетельствуют покинувшие в 1997–1998 годах состав Всемирного совета Церквей Грузинская и Болгарская православные церкви. Однако предстоятели поместных Церквей приняли документ сугубо экуменического содержания: «Отношения Православной церкви с остальным христианским миром».
В документе постулируется принцип, в соответствии с которым общим для Православной церкви является осознание необходимости ведения межхристианского богословского диалога, исключая всякую практику прозелитизма или иных вызывающих проявлений межконфессионального антагонизма. При этом отцы синаксиса предлагают методологию ведения межхристианского диалога. Эта методология должна быть «направлена на разрешение традиционных богословских различий или выявление возможных новых разногласий и на поиск общих моментов христианской веры». Обращает на себя особое внимание то место в документе, где провозглашается некий абстрактный «идеальный пример нового во Христе человека». Этот «новый во Христе человек», по мысли составителей данного документа, сможет «приблизить день, в который Господь исполнит надежду православных Церквей, и будет «одно стадо и один пастырь» (Ин. 10, 16).
Предсоборный синаксис в очередной раз продемонстрировал амбициозность предстоятелей православных поместных Церквей, готовых рассориться и поругаться из-за вопроса первенства чести и славы. Неслучайной стала нашумевшая публикация итальянского издания L'Espresso от 26 января, сообщившего, что уже в феврале возможна встреча папы Римского Франциска и патриарха Кирилла. Вероятно, пятое место в принятом общецерковном диптихе не дает покоя патриарху Московскому и всея Руси. Данная встреча, если бы она действительно состоялась, конечно же, подняла личный рейтинг Московского патриарха на Всеправославном соборе. Константинопольские патриархи ведь неоднократно встречались с Римскими папами. У православной ойкумены, в первую очередь у самого председателя Собора, Константинопольского патриарха Варфоломея может появится «долгожданная» личная зависть. Ведь именно к диалогу с Римским престолом призывают деятели всеправославного экуменического движения на протяжении последнего полувека.