0
8832
Газета Интернет-версия

20.01.2016 00:01:00

Латиноамериканцы в США проводят политическую реформацию

Тэги: латинос, латиноамериканцы, сша, выборы, джордж бушмладший, протестанты, республиканцы, демократы, политика, религия, консерватизм


латинос, латиноамериканцы, сша, выборы, джордж буш-младший, протестанты, республиканцы, демократы, политика, религия, консерватизм

Переход латинос в протестантизм принял такие масштабы, что в 2013 году журнал Time выбрал это темой одного из номеров.	Обложка номера журнала Time от 15 апреля 2013 года
Переход латинос в протестантизм принял такие масштабы, что в 2013 году журнал Time выбрал это темой одного из номеров. Обложка номера журнала Time от 15 апреля 2013 года 

Кокусами (первичными собраниями партийцев для выдвижения кандидатов в президенты) республиканцев и демократов в Айове начинается 1 февраля с.г. долгий процесс, который завершится 8 ноября голосованием граждан страны на выборах президента США.

Как ни странно, но решающую роль на этих выборах, как и в 2004 году, когда республиканцы впервые за много лет уверенно разгромили демократов, может сыграть такая непривычная группа, как латиноамериканцы-протестанты. О них широкая публика мало слышала, между тем, как отмечается в исследовании «Религия и гражданская активность латинос в США», выпущенном в 2005 году Оксфордским университетом, «протестантов латиноамериканского происхождения в Соединенных Штатах уже больше, чем иудеев или мусульман». По данным этого исследования, подтверждаемого проекцией на результаты опросов различных социологических центров, мы имеем дело с такими цифрами: «В 2004 году 70% (28 млн) всех латинос (в США. – «НГР») были католиками и 23% (9,1 млн) протестантами или приверженцами других Церквей. Из числа последних 8 млн составляли протестанты, а среди них 88% (7 млн) – евангелические деноминации или относящие себя к так называемым born-again («рожденным заново», то есть движению пришедших к христианству по наитию Святого Духа. – «НГР»). Более того, 64% (5,1 млн) протестантов-латинос являлись пятидесятниками или харизматами». Как отмечают известные американские политтехнологи Марк Пенн и Кинни Залесни в книге «Микротенденции: маленькие изменения, приводящие к большим переменам» (2009), именно «пятидесятники-латинос, неизвестные большинству жителей Америки, были решающей силой, которая перевесила чашу весов в пользу Буша на выборах 2004 года». С этим согласен профессор религиозных исследований в Колледже Клермонт Мак-Кенна (Калифорния) Гастон Эспиноса: «Латиноамериканцы-пятидесятники стали решающим голосом на выборах».

По данным исследования Pew Center за 2007 год, реформаты-латинос на практике гораздо серьезнее относятся к вере, чем их земляки-католики: внутри латиноамериканской общины каждую неделю посещали храм 42% католиков, 70% евангеликов и 71% членов других протестантских Церквей. Членство в активной церковной общине служит средством выживания для латиноамериканцев, большинство которых бедны. «Для малообеспеченных латиноамериканцев сообщество пятидесятников является настоящей семьей», – пишут Пенн и Залесни. А подчас «семьей» и в том контексте, в котором это слово используется по отношению к мафиозным сообществам. «Членство в протестантской Церкви… это альтернатива членству в уличной банде, – утверждает Гастон Эспиноса. – Членство в банде является одним из способов выживания в городе. Если вы не в банде, вас избивают. Итак, что же делать, если вы не хотите быть в банде и вы не хотите быть избиваемым? Вы присоединяетесь к Церкви (и получаете поддержку ее членов. – «НГР»)».

«Как считает один из экспертов по латиноамериканской культуре в Америке, проповедники пятидесятников в латиноамериканских кварталах напоминают участковых партийных боссов в городах северо-востока США, – пишут Пенн и Залесни. – Они обеспечивают людей работой, лечением, заемными средствами и социальной поддержкой». В свою очередь, пасторы могут эффективно мобилизовать свою паству на выборы. Это же, кстати, отмечается и по поводу пятидесятнических украинских общин из числа выходцев с Западной Украины, под руководством своих лидеров также дружно голосовавших в 2004 году за Буша-младшего.

Переход в реформатство можно расценивать и как способ адаптации к американскому образу жизни. По данным вышеупомянутого опроса Pew Center, 49% латинос в США говорят преимущественно на испанском, 30% – одинаково на английском и испанском языках (билингвы), 21% – в основном на английском. В то же время среди членов евангелических и различных мелких протестантских Церквей англоязычных соответственно по 38 и 39%, билингв – по 32 и 38%, испаноязычных – по 31 и 23%, тогда как среди католиков англоязычны 16% и испаноязычны 55%. По сути, латиноамериканские члены евангелических Церквей оформляются в Штатах в особую группу.

Но выбор в пользу Буша-младшего в 2004 году не был лишь следствием позиции пасторов. Как показывают соцопросы, политические симпатии протестантов и католиков в латиноамериканской общине и так сильно различаются. По данным Pew Center на 2007 год, в целом 20% латинос назвались сторонниками республиканцев, 43% – демократов. Среди католиков 17% республиканцев и 48% демократов, среди евангеликов – 37% республиканцев и 32% демократов. У приверженцев так называемого протестантского мэйнстрима (противопоставляемых евангеликам) промежуточные позиции – 22% за республиканцев и 42% за демократов.

Если взять зарегистрировавшихся в качестве избирателей латиноамериканцев, то партийные предпочтения католиков из этой среды сходны с настроением в целом данной религиозной группы по стране (16% за республиканцев, 49% за демократов и 18% независимых), а вот среди протестантов доминируют уже характерные для всех евангеликов США настроения (36% за республиканцев, 36% за демократов и 19% за независимых). Здесь играет свою роль сплоченность и общественная активность членов евангелических Церквей.

Эта сплоченность сработала в 2004 году, когда случилась единственная за последнюю четверть века уверенная победа республиканцев над демократами. Те выборы были уникальны и небывало высоким количеством голосов латинос, поданных за кандидата-республиканца, – 44%. Даже Рональду Рейгану в 1984 году удалось набрать лишь 37% голосов латинос, в среднем за последние десятилетия поддержка кандидатов от Великой старой партии среди выходцев из Латинской Америки и их потомков не поднималась выше 30–35%.

Опрос латиноамериканцев, зарегистрировавшихся в качестве избирателей, проведенный газетой Washington Post и Институтом Томаса Риверы 15 октября 2004 года, всего за пару недель до выборов, показал диаметральное разделение голосов в симпатиях к кандидатам в президенты. Среди латинос-католиков лидировал Керри с 68% против 24% у Буша-младшего, среди латинос-евангеликов картина была обратной – кандидат-республиканец набирал 58% против 33% у кандидата-демократа.

Поддержка Буша была обеспечена его позиционированием как религиозного консерватора, что близко не только белым, но и латиноамериканским протестантам. Опрос, проведенный в Штатах в августе-сентябре 2013 года Общественным институтом изучения религии, показал, что 62% католиков и 80% религиозно неопределившихся латинос поддерживают легализацию однополых браков, в то время как среди протестантов против этого выступают 50%, причем среди евангеликов – 79%. То же и по поводу права женщин на аборт: за него 69% религиозно неопределившихся латиноамериканцев, против – 74% евангеликов. «Мы видим растущую поляризацию среди выходцев из Латинской Америки», – отметил, представляя исследование, исполнительный директор Института Роберт Джонс.

А вот в отношении к иммиграции латиноамериканцы-протестанты, будучи ее непосредственным порождением, расходятся с республиканским мейнстримом. Ряд исследователей, тот же Гастон Эспиноса, именно с этим связывают поражение республиканцев в 2008 и 2012 году. От привлечения на свою сторону евангеликов-латинос во многом будет зависеть и перспектива на финальных выборах нынешних фаворитов от республиканцев. Напомним, что один из них, миллиардер Дональд Трамп, ранее заявлял, что Мексика экспортирует в Штаты своих уголовников, и пообещал построить стену на границе с южным соседом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1068
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
752
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
370
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
515

Другие новости