0
5147
Газета Интернет-версия

16.12.2015 00:01:00

На словах ДАИШ, на деле – ИГ

Тэги: иг, исламское государство, даиш, игил, левант, шам, иблисское государство, межрелигиозный совет россии, чечня, терроризм, гайнутдин, кадыров


иг, исламское государство, даиш, игил, левант, шам, иблисское государство, межрелигиозный совет россии, чечня, терроризм, гайнутдин, кадыров Слова можно замазать. Но изменится ли от этого суть? Фото Reuters

После терактов в Париже по миру прокатилась волна выступлений светских и религиозных деятелей, призывающих перестать употреблять название «Исламское государство» (ИГ, признанная террористической и запрещенная в России группировка). С первого взгляда может показаться, что мировые лидеры ориентируются на выступления Франсуа Олланда, президента недавно пострадавшей от рук террористов Франции. Однако учитывая, что проблемы с путаницей названий в действительности начались практически с самого образования организации, стоит рассматривать новую кампанию об определении терминов в ином ракурсе: как усилия по концептуальному разделению понятий «мусульмане» и «террористы» в общественном сознании.

Для начала разберемся с терминами. ДАИШ – это арабская аббревиатура одного из первых самоназваний организации, которое на русский язык можно перевести как ИГИЛ, «Исламское государство Ирака и Леванта». Шам – арабская версия слова «Левант», которое применяется по отношению к территориям так называемой Большой или Великой Сирии, а именно: Сирии, Ливана, Израиля, Палестины и части Турции. По сути, ИГИЛ, ДАИШ и английское ISIS идентичны.

Настоящие проблемы начались с переименованием организации в июне 2014 года в «Исламское государство» – без уточнения, на какие территории распространяется его власть. Примерно с того же времени сами джихадисты начали называть свое образование Даула (государство) или Халифат. Такая смена названия указывала на претензии на лидерство в мировом исламе – впервые после упразднения османского халифата Мустафой Кемалем Ататюрком в 1924 году.

Первыми отреагировали на такое покушение на верховную власть в исламском мире сами же мусульмане. Так как халифат в мире может быть только один, претензии ИГ подрывают власть любого государства, большинство населения в котором составляют мусульмане. В августе 2014 года верховный муфтий Египта Шауки Ибрагим Абдель-Карим Аллам в интервью руководителю Каирского бюро телеканала «Аль-Арабийя» заявил, что террористы ИГ «неверно понимают джихад». Египетское Управление по выдаче фетв «Дар аль-Ифта», которое возглавляет Шауки Аллам, развернуло кампанию за прекращение использования западными СМИ словосочетания «Исламское государство» применительно к террористам. «Мы опасаемся, что такие некорректные стереотипы укрепятся в сознании как немусульман, так и мусульман», – заявил Ибрагим Негм, один из советников Шауки Аллама, предложив перейти с акронима ИГИЛ на сокращение СКИС – Сепаратисты «Аль-Каиды» в Ираке и Сирии.

В сентябре того же года в Великобритании группа мусульманских лидеров, в которую вошли президент Исламского сообщества Великобритании Зухра Ахмед, президент Ассоциации мусульманских юристов Амджад Малик и представитель Ассоциации британских мусульман Мохаммед Аббасси, направила письмо премьер-министру Дэвиду Кэмерону. В письме исламские лидеры Британии предложили ввести в оборот понятие «Неисламское государство» (НИГ). «Мы считаем, что СМИ, гражданское общество и правительства должны прекратить, используя существующее название, легитимизировать смехотворные фантазии о халифате. Мы предлагаем использовать термин Неисламское государство (НИГ) в качестве подходящей альтернативы для описания группы и ее целей», – говорилось в послании.

Тогда же президент США Барак Обама в своем заявлении по вопросам, связанным с ИГИЛ, опубликованном на официальном сайте Белого дома, высказал сходную точку зрения. «Позвольте мне разъяснить два момента. Во-первых, ИГИЛ – не исламское движение», – написал Обама, уточнив, что ни одна религия не оправдывает убийство невинных. «Во-вторых, ИГИЛ – не государство», – продолжил президент США, сделав отсылку к истории ИГИЛ как бывшего подразделения «Аль-Каиды». Еще дальше в нежелании закреплять за ИГИЛ право на использование в названии слов, утверждающих верховенство организации в исламском мире, пошел генсек ООН Пан Ги Мун, на заседании Совбеза ООН призвавший мировых лидеров не использовать акроним ИГИЛ. «В соответствии с высказываниями исламских лидеров со всего мира такие группы, как ИГИЛ или ДАИШ, не имеют ничего общего с исламом, и уж совершенно точно не являются государством», – заявил генсек ООН. «Гораздо более приемлемым названием для них было бы «Неисламское негосударство», – предложил Пан Ги Мун. Тогда же, в сентябре 2014 года, правительство Франции выпустило заявление, в котором использовало для ИГ арабский акроним ДАИШ. Комментируя это, министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус в интервью французскому каналу France 24 заявил: «Я не рекомендую использовать термин «Исламское государство», так как это размывает границы между исламом, мусульманами и исламистами. Арабы называют их ДАИШ, а я буду назвать их головорезы ДАИШ».

Тогда же террористы, по свидетельствам очевидцев, стали карать за использование названия, которое намекает на региональный характер организации. «Если ты назовешь их ДАИШ, они вырежут тебе язык», – рассказала BBC мусульманка из Мосула осенью 2014 года. Считается, что акроним ДАИШ в арабском языке имеет негативные коннотации, например, термин созвучен с таким словосочетанием, как «попирать кого-то».

Таким образом, западный истеблишмент и военные довольно быстро определились с «правильными» терминами. Чего нельзя сказать о медиасфере. Например, в июле с.г. руководство телерадиовещательной организации BBC отказалось принять в качестве руководства к действию письмо группы членов парламента Великобритании к администрации медиахолдинга, призывающее прекратить использование термина «Исламское государство». 

Зато генеральный директор BBC Тони Холл взял на себя обязательство использовать в материалах компании термин «группировка Исламское государство», чтобы не вводить читателей в заблуждение относительно наличия у исламистов государственности.

В России кампания за отделение террористов от массы мусульман путем замены названия ИГ на ДАИШ началась весной с.г. Чеченский имам Адам Шахидов призвал расшифровывать акроним ИГ как «Иблисское государство» (иблис – дьявол), о чем сообщил в своем аккаунте в Instagram Рамзан Кадыров. «Имам Адам Шахидов в проповеди рассказал о кровавых зверствах террористов из Иблисского сирийско-иракского государства. Он сообщил, что видные исламские ученые вынесли решение, что действия ИГ не имеют ничего общего с исламом», – написал Кадыров. С тех пор глава Чеченской Республики никак иначе террористов ИГ не величает.

Тогда же Межрелигиозный совет России принял заявление об освещении событий на Ближнем Востоке, в котором выразил надежду на то, что представители СМИ откажутся от использования терминов ИГИЛ и ИГ, так как они дискредитируют «такие важнейшие понятия, как «государство», «государственность», «ислам» и «исламское», – гласит документ.

В ноябре с.г. на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации председатель Совета муфтиев России (СМР) и Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) Равиль Гайнутдин вновь повторил, что аббревиатура ИГ не должна использоваться. Тогда же к этому вновь призвал Межрелигиозный совет России. Первый заместитель председателя СМР и ДУМ РФ Рушан Аббясов отметил, что террористы не имеют никакого отношения к исламу и не являются государством, сообщается на официальном сайте СМР.

Однако не все, даже видные политики, согласились с тем, что между ИГ и исламом нет ничего общего, что показала, например, история с призывом Дональда Трампа о запрете на въезд мусульман в США. Согласно статистическим данным, опубликованным на сайте Bloomberg Politics, предложение Трампа пришлось по душе 64% избирателей, традиционно голосующих за Республиканскую партию.

Возможно, в связи с тем, что борьба с исламистским влиянием путем замены терминов не принесла ощутимых результатов, в нее включилось мусульманское сообщество. Например, в начале декабря в лондонском метро произошел инцидент. Вооруженный ножом мужчина с криками «За Сирию!» нападал на пассажиров. Другой человек коротко бросил нападавшему: «Ты не мусульманин, брат». Эта фраза быстро стала популярным хэштегом в социальной сети Twitter. Примерно в это же время в Италии в ходе празднования в Ватикане Юбилейного года милосердия в связи с тем, что боевики ИГ объявили Рим одной из целей будущих террористических атак, Арабское сообщество страны запустило другой хэштег: «Все вместе за юбилей». Таким образом, организаторы акции хотели в очередной раз отмежеваться от исламских экстремистов.

1 декабря с.г. Парламент Чеченской Республики внес предложения в Госдуму об изменении Федерального закона «О противодействии терроризму» и 4-й статьи Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Согласно этой инициативе, предлагается запретить указывать в СМИ религиозную и национальную принадлежность террористов.

«НГР» попросили ответить экспертов на вопрос, действительно ли у террористов нет религии. «У терроризма есть религия. Все разговоры о том, что эта публика вне религии – демагогия, это выгодно всем, особенно это выгодно мусульманам, которые говорят, что терроризм к исламу никакого отношения не имеет», – комментирует член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, подчеркивая, однако, что религиозные фанатики, конечно, «не вписываются в систему лояльного ислама». Похожую точку зрения высказывает руководитель Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров. «Думаю, что у терроризма есть религия, так же как и национальность. Террор всегда конкретен», – говорит он, добавляя, что «нет террористических религий, нет религий, которые сущностно были бы связаны с террором». «Есть такое научное понятие: «религиозно мотивированный терроризм». Когда предпринимаются попытки заявить о том, что у терроризма нет религии, это, на мой взгляд, очень сильное упрощение, вызванное политическими соображениями», – сказал «НГР» доцент РГГУ Борис Фаликов, уточнив, что религия у террористов может быть даже не просто искажена, а «так радикально интерпретирована, что находятся какие-то религиозные объяснения для террористического акта».

«Конечно, у терроризма есть религия. Они же не с Марса прилетели, и взрывают они бомбы не потому, что начитались сказок про Винни-Пуха. Когда они взрывают бомбы, они кричат не «Валар моргулис» (фраза из фэнтезийного телесериала «Игра престолов». – «НГР»)», – прибегает к образным выражениям протодиакон Андрей Кураев. «Вы подумайте: если человек перед тем, как нажать кнопку на своем поясе смертника и взорвать себя и все вокруг, кричит «Аллах акбар!», ну что, непонятно, к какой он религии принадлежит?» – комментирует главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский. «А куда денешься, если они называются «Исламское государство»? Писать ИГ, а в скобках – организация, не имеющая отношения к исламу? Если террористическая организация называется «Исламское государство», слово «ислам» присутствует в наименовании, от него избавиться невозможно», – возвращается к дебатам о названии террористической группировки директор Московского центра образовательного права Андрей Себенцов.

«Каждый индивидуально определяет свои религиозные воззрения и то, к какой религиозной организации он принадлежит. Терроризм, естественно, не имеет религии, а человек – да», – считает начальник отдела защиты свободы совести аппарата уполномоченного по правам человека в России Михаил Одинцов. «Вопрос о религии террористов – абстрактный. Бывает терроризм, мотивированный разными идеями, терроризм – это всегда ради чего-то. Эти идеи могут быть связаны с религией, могут быть не связаны», – комментирует директор центра «Сова» Александр Верховский, указывая, что если идеи связаны с религией, то общество должно это обсуждать, но «обсуждать серьезно: говорить, что бывает исламский терроризм, а бывает, допустим, католический, например, в Ирландской республиканской армии. Если люди выступают за какие-то идеи, надо объяснить, ради чего они это делают, иначе просто непонятно, как этому противостоять».

Возможно, человечество пришло к осознанию того, что существование «Исламского государства» – вызов безопасности в любой точке мира, где проживают мусульмане. Подход, при котором учитывается коллективная ответственность верующих за действия террористов, чреват глобальным кризисом. Мировое сообщество начинает большую войну – пока войну слов – с террористической группировкой, которая взяла на себя дьявольскую дерзость действовать от имени более чем миллиарда мусульман на планете.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1041
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1245
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1702
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1393

Другие новости