Зиярат шейха Дурди, сожженный на кладбище Шали 9 октября. Фото с сайта www.checheninfo.ru |
Сразу после начала военной операции России в Сирии, где против Асада воюет целый ряд формирований из числа выходцев из Чечни (см. «НГ» от 26.11.15), в этой северокавказской республике начались поджоги зияратов – мавзолеев суфийских шейхов. Поздним вечером 9 октября с.г. на кладбище города Шали был осквернен зиярат шейха Дурди, мюрида шейха Кунта Кишиева, распространившего ислам в Чечне в XIX веке. Рассказ об этом и фотографии подожженного изнутри сооружения разместил в Интернете местный житель. Виновных тогда обнаружить не удалось.
В ночь с 16 на 17 ноября на кладбище села Курчалой вспыхнул мавзолей шейха Янгульби Дохтукаева. «Тысячи жителей района, собравшиеся в местных мечетях, выразили крайнее возмущение и порицание действий преступников, которые были ими многократно прокляты», – отмечается в аккаунте Духовного управления мусульман Чеченской Республики в Instagram. Были задержаны четверо молодых людей, посягнувших на святыню. Их фотографии с подписью «Эти люди прокляты Всевышним и чеченским народом» были размещены на сайте республиканской телерадиокомпании.
В сообщении от 18 ноября с.г. в аккаунте чеченского муфтията, повторенном затем в материале ЧГТРК «Грозный», мотив поджигателей в Курчалое изложен так: «Наслушавшись интернет-проповедников, они… решились на поджог священного для мусульман места, посчитав его существование проявлением многобожия». Как известно, салафиты, или ваххабиты, – сторонники «чистого ислама», устраивающие джихад по всему миру, считают установку надгробий, строительство мавзолеев и поклонение шейхам нарушением принципа единобожия. Например, после захвата в 2012 году Тимбукту, древнего центра ислама в Западной Африке, боевики группировки «Ансар ад-Дин» взорвали находившиеся там мавзолеи и надгробия суфийских шейхов, то же делали на протяжении текущего года в Ираке и Сирии боевики запрещенного в России «Исламского государства».
С борьбой властей Чечни с салафитами связал поджоги зияратов член общества «Мемориал» Олег Орлов, заявивший 20 ноября сайту «Кавказский узел»: «Несмотря на желание Рамзана Кадырова избавиться от этого явления, присутствие салафитского ислама на Северном Кавказе – свершившийся факт… Преследования… вызывают желание мстить, особенно у религиозной молодежи».
«В нынешних поджогах зияратов важно не столько публичное подавление (осуждение), но сам факт таких выступлений, то, что в Чечне сложилась группа, рискнувшая бросить вызов религиозному, а главное – политическому истеблишменту региона», – отметил «НГР» эксперт по политическому исламу Георгий Энгельгардт.
Как уточнил «Кавказскому узлу» представитель муфтията Чечни, правонарушители «говорят, что устроили поджог, наслушавшись некоего интернет-проповедника из Дагестана». А уже 20 ноября в Махачкале началась спецоперация у мечетей на улице Котрова и на улице Венгерских Бойцов. Сотрудники МВД произвели массовые задержания салафитских активистов.
После этого прибывший в мечеть на улице Котрова первый заместитель муфтия Дагестана Ахмад Кахаев заявил собравшимся с минбара: «С сегодняшнего дня в этой мечети будет порядок, который установит муфтият Дагестана». Новым имам-хатыбом (настоятелем) мечети был объявлен проректор по связям с общественностью и развитию Дагестанского гуманитарного института Давуд Тумалаев. Однако 22 ноября, когда во время противостояния салафитов и силовиков у культового здания дело дошло до стрельбы, на этом посту его сменил имам-хатыб Центральной мечети Махачкалы Мухаммадрасул Саадуев, который заявил прихожанам: «То, что сегодня было сделано, сделано было только для того, чтобы спасти эту мечеть от закрытия». «Духовное управление приняло такое решение, потому что ночью силовые структуры могли бы захватить эту мечеть», – пояснил он двумя днями позже на пресс-конференции.
28 ноября «Кавказский узел» сообщил, что днем ранее представители муфтията Дагестана предложили общественному совету мечети на улице Венгерских Бойцов сменить имама. Как сообщило дагестанское издание «Новое дело», «необходимость этого духовенство снова объясняет намерением силовиков закрыть эту мечеть в связи с «геополитической обстановкой в регионе». По его данным, настоятелем мечети может стать заместитель муфтия республики Магомед Магомедов. Представители ДУМ Дагестана эти публикации комментировать отказались, официального подтверждения какого-либо интереса к мечети на улице Венгерских Бойцов на интернет-ресурсах муфтията нет.
Помимо событий в Чечне, на действия дагестанских силовиков повлияло и обострение ситуации в Сирии. Напомним, в октябре 2014 года прихожане мечети на улице Венгерских Бойцов не раз вступали в столкновения с сотрудниками МВД, штурмуя их машины или осаждая ОВД, в которое был доставлен выступавший в этой мечети проповедник Надир Абу Халид (Надир Медетов), впоследствии бежавший в Сирию и вступивший в ряды «Исламского государства». «Передают… скоро вторая Сирия начнется в Дагестане», – писали во время этих столкновений поддерживавшие салафитов дагестанские пользователи соцсетей (см. «НГ» от 06.11.15). Судя по всему, МВД Дагестана решило сыграть на опережение.
Но насколько эффективен избранный путь решения проблемы? Как заявила «НГР» старший научный сотрудник сектора исследований межнациональных и религиозных проблем Центра гуманитарных исследований Российского института стратегических исследований Галина Хизриева, «государство вновь поступает безответственно, толкая дагестанский муфтият на татарстанские грабли». Она пояснила, что имеет в виду ситуацию, когда ставший в 2011 году муфтием Татарстана Илдус Файзов предпринял попытку очистки духовенства республики от исламистов, но затем стал жертвой покушения и, фактически оказавшись один на один с оппонентами, был вынужден уйти со своего поста. «Но у нас не Татарстан, у нас сразу начнут убивать, – считает Хизриева. – Уехавшие в Сирию воевать дагестанцы уже призывают в соцсетях перерезать горло Саадуеву». Возможно, именно поэтому 29 ноября муфтият неожиданно обнародовал решение «освободить от должности недавно назначенного имама Мухаммадрасула-хаджи Саадуева… с целью предоставления джамаату данной мечети полного выбора нового имама». В связи с этим, считает Хизриева, государство изначально должно решать само проблему с дагестанскими салафитами, не пытаясь «растворить» последних в рядах ортодоксального ДУМ Дагестана.