0
5477
Газета Интернет-версия

18.11.2015 00:01:00

Отвергнутые женихи охотятся на ведьм

Оксана Коткина

Об авторе: Оксана Андреевна Коткина – корреспондент «НГ-религий».

Тэги: колдовство, охота на ведьм, сожжение ведьм, конференция католических епископов, папуановая гвинея


колдовство, охота на ведьм, сожжение ведьм, конференция католических епископов, папуа-новая гвинея Если невеста не пришлась по душе, ее всегда можно объявить злой колдуньей. Фото Reuters

Комиссия по социальным проблемам Конференции католических епископов Папуа – Новая Гвинея (католики составляют 27% населения государства) опубликовала на YouTube видеоролик под заголовком «Насилие из-за обвинений в колдовстве». Из пояснений к ролику становится ясно, что заснят допрос женщин, обвиняемых в колдовстве. Женщины, запечатленные камерой, обвиняются в том, что они «вырезали и съели человеческое сердце, результатом чего стала тяжелая болезнь, а в дальнейшем, возможно, и смерть человека, которому это сердце принадлежало». В переводе на общедоступный язык это означает, что некий человек заболел, и причиной болезни объявили символический ритуал, совершенный ведьмами. Выражение «вырезали и съели» соответственно фигуральное.

Женщины раздеты донага и связаны. Одна из них умоляет палача: «Сынок, остановись». Другая кричит: «Я не имею к этому отношения! Я мать пятерых детей». На видеокадрах видно, что одна из женщин сильно обожжена. В комментарии не указывается, выжили ли женщины после допроса с пристрастием. Предполагается, что по крайней мере одна из них погибла.

Епископ Менди, административного центра провинции Саутерн-Хайлендс, американец по происхождению Дон Липперт, видимо, имеющий прямое отношение к появлению ролика в Интернете, говорит, что сомневался, стоит ли выкладывать запись во Всемирную сеть. «Когда я увидел этот ролик на Facebook, то испугался, что он может, с одной стороны, спровоцировать другие подобные преступления. С другой стороны, он может и помочь вызвать общественный резонанс по этому делу», – говорит епископ. Однако, несмотря на широкое распространение видео в социальных сетях, запечатленные на пленке истязатели до сих пор не понесли наказания.

По мнению Липперта, причиной тому стала халатность властей страны в претворении в жизнь «Плана действий по борьбе с насилием по обвинению в колдовстве». В Папуа – Новой Гвинее, где подобные случаи происходят регулярно, план действительно является важной законодательной инициативой. Например, не далее как в мае с.г. женщина по имени Милфила, повторно обвиненная в колдовстве, была забита до смерти односельчанами. Даже представители закона на местах с пониманием относятся к тому, что для их сограждан колдовство – это преступление. Заместитель начальника полицейского отделения провинции Энга, где произошла трагедия, Эпенес Нили так объяснил неправомерность действий жителей: «Ведь не было же никаких доказательств!»

Милфила была одной из четырех женщин, обвиненных в колдовстве, после того как несколько их односельчан умерли от кори. «Женщину обвинили в насылании смерти магическим способом на нескольких жителей деревни. Это, конечно, ложь, просто в этом регионе очень сильны традиции веры в колдовство, вот поэтому ее и убили», – прокомментировал трагедию журналистам Нили.

Целая волна подобных экзекуций с последующим сожжением жертв прокатилась по стране в 2009 году. Согласно статистическому анализу, проведенному исследователями Австралийского национального университета в работе «Порождая насилие», из 80 сообщений о колдовстве, появившихся за 2008 год в двух главных национальных изданиях – Post-Courier и National, в 25 речь шла о женщинах, в 17 – о мужчинах и в 39 случаях пол жертвы суеверий указан не был. При этом авторы призывают принимать во внимание тот факт, что часто о случаях насилия над женщинами, обвиненными в колдовстве, в криминальных сводках не сообщается из-за низкого статуса этого пола. По указанной причине, считают авторы, установить точное гендерное соотношение обвинений в колдовстве в Папуа – Новой Гвинее невозможно.

Авторы работы, причисляя охоту на ведьм к гендерным проблемам, указывают на двоякую природу феномена «охоты на ведьм» в современном папуасском государстве. В первую очередь речь идет о смене гендерных стереотипов: с возрастающим количеством женщин, участвующих в экономической деятельности наравне с мужчинами и конкурирующих с ними за рабочие места, мужчины начинают чувствовать себя все более неуверенно в поиске невест. Например, в связи с ростом численности населения и ухудшением экономического положения мужчинам все сложнее заплатить выкуп за понравившуюся девушку. Кроме того, в Папуа – Новой Гвинее по-прежнему господствует традиция, согласно которой старшие члены клана должны одобрить выбор невесты, а в случае неодобрения ее жених лишится доступа к землям клана. Такие мужчины, собираясь в клики и банды, вымещают агрессию на женщинах, облекая это в форму борьбы с колдовством и ведьмовством. 

Второй причиной распространения «охоты на ведьм» в Папуа – Новой Гвинее могут быть экзогамные брачные отношения, при которых в брак вступают члены воюющих родов или племен. В этом случае женщины из племени врага навсегда остаются под подозрением в племени мужа, и на них принято списывать все неурядицы жизни общины.

Однако нельзя забывать, что в колдовстве обвиняются не только женщины, но и мужчины. Это позволяет сделать предположение о том, что подобные обвинения – способ расправляться с соперниками и конкурентами, тем более что до недавнего времени законодательство Папуа – Новой Гвинеи было амбивалентно настроено по отношению к колдовству. Например, закон о колдовстве 1971 года, действовавший в стране до 2013 года, признавая, что колдовство – не более чем распространенный предрассудок, тем не менее предлагал не только различать колдовство, совершенное с благими или недобрыми целями, но и предполагал, что «нет никаких причин не наказывать за колдовство с недобрыми намерениями точно так же, как если бы оно и силы колдуна были реально существующими». Одновременно с этим закон о колдовстве 1971 года предполагал наказание в виде тюремного заключения сроком до одного года за ложное обвинение в черной магии.

В 2013 году под давлением международного сообщества парламент страны проголосовал за отмену закона о колдовстве и применении к преступлениям, совершенным в отношении человека, обвиненного в колдовстве, той же меры наказания, что и к остальным преступлениям подобного рода. А по законам Папуа – Новой Гвинеи изнасилования, разбойные нападения и убийства караются смертной казнью, которая, правда, не применялась с 1954 года.

Премьер-министр государства Питер О’Нил, поддержав отмену старого закона, публично извинился перед жительницами Папуа – Новой Гвинеи за высокий уровень домашнего насилия и преступлений на сексуальной почве в стране.

Однако, как считает епископ Липперт, подобные законодательные инициативы властей требуют смены господствующих социальных стереотипов, и в этом сложном деле не обойтись без помощи Церкви. Например, в вотчине Липперта провинции Менди монахини совершают обходы округи, не страшась вмешиваться во внутренние дела даже самых консервативных деревень. «Они идут в самое пекло. Им угрожали, их закидывали камнями, одну из них сожгли. Их самих обвиняют в колдовстве», – рассказывает епископ. Однако, как замечает член парламентской оппозиции Папуа – Новой Гвинеи Сэмюэль Бэзил, «сложно что-либо сделать, если в преступлении участвовало все население деревни».

Ситуация осложняется еще и тем, что 80% населения страны живет в деревнях, племена часто ведут натуральное хозяйство. Иногда жителям страны сложно даже понять друг друга, ведь они говорят на 860 различных языках и диалектах. В судебной системе страны сосуществуют не только элементы права всех бывших метрополий – Германии, Великобритании и Австралии, но и пережитки племенных обычаев. Такая запутанность правовой системы приводит к тому, что суды разных административных единиц могут руководствоваться разными принципами при вынесении решения. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
707
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
929
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
762
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
621

Другие новости